Рассмотрим,
для начала, существующие тормозящие
факторы в инновационной сфере
Беларуси. Следовательно, устранение этих
факторов может послужить инновационному
прорыву, а затем и к повышению
конкурентоспособности национального
экспорта. Проблемы на сегодняшний день
существуют следующие:
A. Экономические:
- Нехватка
собственных денежных средств;
- Недостаток
финансовой поддержки со стороны государства;
- Низкий
платежеспособный спрос на новые продукты;
- Высокая
стоимость нововведений;
- Экономический
риск;
- Длительные
сроки окупаемости нововведений.;
B. Производственные:
- Низкий
инновационный потенциал организации;
- Нехватка
квалифицированного персонала;
- Недостаток
информации о новых технологиях;
- Отсутствие
сведений о рынках сбыта;
- Невосприимчивость
организаций к нововведениям;
- Слабая
возможность для кооперирования
с другими организациями, предприятиями
и научными учреждениями;
C. Прочие:
- Низкий
спрос у потребителей на инновационную
продукцию;
- Неопределенность
сроков инновационного процесса;
- Неразвитость
инновационной инфраструктуры;
- Ограниченный
рынок технологий;
- Недостаточность
законодательных и нормативно-правовых
документов, регулирующих и стимулирующих
инновационную деятельность.
Ещё одной
проблемой является существующая налоговая
нагрузка в нашем государстве. Так, Беларусь
заняла последнее, 183-е, место в общемировом
рейтинге режима налогообложения, определяющем
сложность систем исчисления и уплаты
налогов. Таковы результаты четвертого
ежегодного исследования «Уплата налогов
2010. Международный обзор», подготовленного
Всемирным банком, Международной финансовой
корпорацией и PricewaterhouseCoopers.
Анализ
состояния системы подготовки специалистов
в области инновационной деятельности
в Республике Беларусь свидетельствует
о том, что в данной сфере имеется ряд проблем,
требующих незамедлительного решения.
На сегодняшний
день образовательные стандарты
подготовки специалистов по инновационным
специальностям в Республике Беларусь
не адаптированы к реальным потребностям
современной экономики. Существует необходимость
в организации системы прогнозирования
и планирования подготовки кадров для
инновационных и научных организаций
республики на среднесрочную и долгосрочную
перспективу.
Целесообразным
следует сделать вывод, что преодоление
недостатков развития научно-инновационной
сферы позволит объединить усилия академической,
вузовской и отраслевой науки в целях
повышения конкурентоспособности отечественной
продукции на основе интенсификации инновационной
деятельности.
Для стимулирования
процесса инновационного развития национальной
экономики автор выдвигает некоторые
предложения по совершенствованию механизма
инновационного развития:
- привлекать
инвестиции в научно-техническую сферу,
а для этого предоставить благоприятные
условия инвесторам: уменьшить налоговую
нагрузку, обеспечить стабильность законодательства;
- по всем поднятым
вопросам инновационной политики вести
серьезные экономические разработки и
дискуссии. Ведь наше государство располагает
достаточным количеством грамотных, серьезных
исследователей, которые при умелой координации
их усилий могли бы успешно решить насущные
вопросы инновационной политики;
- обеспечить
привлекательность условий для частных
компаний по проведению НИОКР и инновационной
деятельности, т.е. снижение налоговой
нагрузки и налоговые льготы (уменьшение
суммы налога путем предоставления налоговых
вычетов);
- мировой опыт
свидетельствует о том, что можно сформировать
систему специализированных внебюджетных
фондов, предоставляющих условно-возвратные
кредиты, которые погашаются при достижении
коммерческих результатов либо компенсируются
из централизованных фондов в случае негативного
результата, или безвозвратные субсидии
предприятиям для целевого использования
— финансирования НИОКР и инновационной
деятельности;
- совершенствовать
систему защиты прав на объекты интеллектуальной
собственности, т.е. создать патентные
суды;
- сформировать
механизм венчурного финансирования в
государстве;
- осуществлять
государственную поддержку венчурных
фирм;
- создать банки,
которые специализировались бы на кредитной
поддержке новаторской деятельности;
- предоставлять
финансовую помощь — гранты и субсидии
на выполнение НИОКР, коммерциализацию,
покрытие части управленческих расходов.[14,
с.66-72]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе
проделанной работы можно сделать следующие
выводы:
- степень конкурентоспособности
национальной продукции на международных
рынках зависит от многих факторов, в том
числе и от инноваций;
- Проблема
новаций и их создателей имеет особое
значение для Республики Беларусь, поскольку,
не располагая достаточными природными
ресурсами, страна выбрала интеллектуально-инновационный
путь развития. И если в целом кадровый
потенциал науки в республике представляется
значительным, то динамика его вызывает
озабоченность;
- Не смотря
на то, что, в целом, динамика развития
инновационной инфраструктуры в Республике
Беларусь положительна, ее темпов недостаточно
для того, чтобы за короткий период полностью
сориентировать национальную экономику
на инновационный путь развития и, как
следствие, быстро обеспечить конкурентоспособный
экспорт белорусских товаров;
- На сегодняшний
день низкий уровень наукоёмкости белорусской
экономики не позволяет наращивать экспорт
высокотехнологичной продукции (доля
последней в общем объеме экспорта на
протяжении последних лет не превышает
4%, что в 9 раз меньше, чем в США и в 4 раза
меньше, чем в России). В результате этого
основу товарного экспорта Беларуси составляет
продукция средней (18%) и низкой (78%) наукоемкости,
являющаяся более материало- и энергоемкой;
- Чтобы обеспечить
развитие инновационной инфраструктуры
в Республике Беларусь, необходимо создать
больше взаимосвязанных, скоординированных
и в полной мере финансово обеспеченных
инновационных субъектов – парков высоких
технологий;
- Недостаточная
эффективность взаимодействия между бизнесом
и исследовательскими институтами является
общей проблемой как для развитых стран,
так и для государств переходного периода;
- современную
нормативно-правовую базу составляют
более 20 нормативных актов, определяющих
цели, направления и механизмы инновационной
политики государства;
- каждому
государству необходимо уделять большое
внимание активизации инновационной деятельности,
ведь роль инноваций в экономике велика.
Их разработка и внедрение позволяет не
только повысить конкурентоспособность
отечественных товаров, но и имидж государства,
а также обеспечить устойчивость экономического
роста и на этой основе — высокий уровень
жизни граждан. Инновации — это оружие
конкурентной борьбы в XXI веке. Овладевший
им в совершенстве неизбежно превзойдет
всех остальных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Бабанова,
Ю.В. Инновационный потенциал—
основа экономической безопасности в
условиях кризиса // Вестник Челябинского
государственного университета. 2009. №
9 (147).Экономика. Вып. 20. с.130–132.
- Байер, К.
Формировать положительный имидж республики
// Экономика Беларуси. – 2008. - №3. – с.46-49.
- Бесплатная
электронная библиотека [Электронный
ресурс]/ Дементьева,А.Г. Конкурентоспособность
международных компаний. – Режим доступа: http://vvvvv.narod.ru/biblioteka/catalog/men/men5.html - Дата доступа - 25.04.2010.
- Википедия
[Электронный ресурс]/Свободная энциклопедия.-2008.-
Режим доступа: http://ru.wikipedia.com/ - Дата доступа 22.04.2010.
- Галкина А.В.,
Назарова В.С. Инновации на предприятии
/ А.В.Галкина, В.С.Назарова// Сборник материалов
Второй международной научно-практической
конференции "Проблемы развития инновационно-креативной
экономики", Москва, 29 марта — 09 апреля
2010г./Москва, 2010. – 93с.
- Зайченко,
И.П. Диалектика инноваций и экономики
// Проблемы управления. – 2008. - №2. – с.12-17.
- Инновации.
Деловой энциклопедический словарь/ Гавриленко
В.Г., Мясникович В.М., Никитенко П.Г. и др.
– Мн.: Право и экономика, 2006. – 427с.
- Интернет-газета
«Протестант» [Электронный ресурс]/Юрьев,А.
Конкурентоспособность страны: ресурсы,
структура и функции. – 10 мая 2008. – Режим доступа: http://www.gazetaprotestant.ru/index.php/sociology/2399
- Дата доступа - 25.04.2010.
- Крупец, Л.
Конкретные проекты, большой интерес //
Экономика Беларуси. – 2008. - №3. – с.29-32.
- Наука и инновации
в Республике Беларусь 2002: статистический
сборник / В.Н.Тамашевич [и др.]; под ред.
В.Н.Тамашевича. – Мн.: КНТ, Минстат. 2003.
– 156с.
- Национальная
экономика Беларуси: учебник / В.Н.Шимов
[и др.]; под ред. В.Н.Шимова. – 3-е изд. –
Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.
- Национальный
статистический комитет Республики Беларусь
[Электронный ресурс] / Наука и инновации.
– Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/science.php - Дата доступа - 28.04.2010
- ООО «Полимастер»
[Электронный ресурс] / Компания. – Режим
доступа - http://polimaster.ru/company/about_us/ - Дата доступа – 28.04.2010.
- Петрасик,Е.Л.
Проблемы инновационного развития экономики
Республики Беларусь и пути их решения
/ Е.Л.Петрасик// Сборник материалов Второй
международной научно-практической конференции
"Проблемы развития инновационно-креативной
экономики", Москва, 29 марта — 09 апреля
2010г./Москва, 2010. – 93с.
- Планирование
национальной экономики, отраслей и регионов,
предприятий: справ. пособие / В.И.Борисевич
[и др.] под ред. В.И.Борисевича. – Минск:
Совр. школа, 2008. – 576с.
- Сидорский,
С. Новые экономические условия – новые
возможности развития // Экономика Беларуси.
– 2009. - №4. – с.6.
- Экономика
и управление
/ Б.А.Райзберг., Л.Ш.Лозовский.-М.: Высш.
шк., 2005. – 283с.
- Энциклопедия
менеджмента/ Дракер, П.Ф.: Пер. с англ. —
М.: Издательский дом "Вильямс", 2004.
— 432с.