Роль инноваций в повышении конкурентоспособности белорусского экспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 23:59, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ роли инноваций в повышении конкурентоспособности экспорта Республики Беларусь сегодня и в перспективе.

Работа призвана выполнить следующие задачи:

Раскрыть сущность инноваций и их типологию;
Проанализировать взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью белорусской продукции на мировом рынке;
Определить факторы повышения международной конкурентоспособности и раскрыть в нем роль инновационного фактора, опираясь на опыт развитых стран;
Проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь;
Привести статистические данные по деятельности в инновационной сфере и проследить динамику ее развития;
Определить долю инновационных товаров в национальном экспорте;
Показать перспективы повышения конкурентоспособности национального экспорта за счет активизации инновационной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТА И ИНОВАЦИИ 5
1.1. Понятие, виды, источники инноваций, инновационный потенциал 5
1.2. Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности национального экспорта 9
1.3. Инновации как фактор повышения международной конкурентоспособности 11
2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА 16
2.1. Инновационная сфера Республики Беларусь 16
2.2. Экспорт инновационной продукции РБ. ООО «Полимастер» 21
2.3. Пути повышения конкурентоспособности экспорта РБ за счет активизации инновационной сферы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа состоит из  1 файл

роль инноваций в повышении конкурентоспособнсти нац экспорта.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

Конкурентоспособностьэто характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания – на микроуровне, и наличие определенных тарифных и нетарифных ограничений на трансграничное движение товара, характер внешней политики стран-участниц международного товарообмена, нормы установленных международных стандартов для товарной номенклатуры и др. – на макроуровне.[5, с.74-81]

Конкурентоспособность товара - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей по сравнению с другими аналогичными товарами, представленными на рынке .[17, с.135]

Отсюда  конкурентоспособность национального  экспорта – это способность государства использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в области производства тех товаров или услуг, с которыми оно может занять лидирующие позиции на международном и мировом рынках.

Теперь  определим структуру конкурентоспособности  национального экспорта: 

Конк-ть =Мат.-техн. база + Качество + Соотв. м/н стандартам + Цена       (1.1) 

На все  элементы формулы (1.1), кроме экспортной цены товара, можно повлиять посредством внедрения инноваций, но в частных случаях они будут иметь различный характер и направленность.

Внедрение инновации в материально-техническую базу подразумевает усовершенствование системы сообщения (транспорт, связь), ресурсообеспечения (технологии добычи и переработки первичного сырья) и др.; качественное усовершенствование товара подразумевает апгрейд качественных характеристик данного товара в соответствие с запросами потребителя; в свою очередь, для удовлетворения требований международных стандартов также вводятся качественные изменения, но с той разницей, что они улучшают не общий качественный уровень продукта, а отдельные несоответствующие этим стандартам характеристики. 

    1. Инновации как фактор повышения международной конкурентоспособности
 

Для начала, выделим основные факторы повышения  международной конкурентоспособности  государства:

    1. Финансовые ресурсы: размеры золото-валютных резервов и международное признание их ценности и организационных инструментов для управления ими;
    2. Сырьевые ресурсы: природные ископаемые, энергоносители, продукты сельского хозяйства, почва (гумус), питьевая вода, леса;
    3. Административные ресурсы: эффективная система власти, (властный алгоритм) научно, технологически и законодательно соответствующая глобальным изменениям в мире. Эффективность здесь означает минимальные затраты материальных и временных ресурсов для сохранения численности и качества человеческих ресурсов страны. Эффективная система власти является таким же продуктом науки и технологии, как авиастроение или энергетика.
    4. Культурные ресурсы: высший уровень всей государственной политики и экономики – такие как смысл жизни в России, ценности жизни в России, цели жизни в России, которые признаны гражданами страны, и ради которых в России стоит жить, страдать, жертвовать своей жизнью. Воспроизводятся культурные ресурсы инструментами литературы, искусства, архитектуры, системой образования, поддержкой семьи и т.д.
    5. Моральные ресурсы: вера в свою страну, надежда на ее успех, любовь к своим согражданам, чувство долга перед государством, обязательные для сохранения, упрочения и продолжения жизни своего народа на своей территории вопреки противодействию конкурентов, вызовам времени. Моральные стандарты государства должны быть выше моральных стандартов населения. Сегодня, к сожалению, это соотношение перевернуто.
    6. Информационные ресурсы: архивные документы, данные археологии, этнографии, исторические исследования, подтверждающие право народа занимать свою территорию и именоваться государством. Библиотеки закономерностей природы и общества и технологий применения этих закономерностей для создания конкурентоспособных продуктов. Результаты исследований, опережающих глобальные изменения в мире для внесения инновационных изменений в качество своих конкурентоспособных ресурсов.
    7. Научные ресурсы: инновационные сведения, опережающие аналогичные сведения конкурентов всему спектру глобальных изменений: в научной картине мира, в фундаментальной и прикладной науке, определяющей уровень производства конкурентоспособных ресурсов и социальной жизни.
    8. Технологические ресурсы: знания, умения и навыки производства всего спектра товаров и материалов для жизнеобеспечения страны на современном инновационном уровне. Наличие необходимого оборудования, системы подготовки профессиональных кадров для преобразования инновационных знаний, умений и навыков в материализацию конкурентоспособных ресурсов.
    9. Человеческие ресурсы: количество и качество людей, пригодных по своим биологическим, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для конкурентной борьбы. Определяются восприимчивостью к инновационным знаниям, умениям и навыкам. Обеспечиваются государственной концепцией конкурентоспособного инновационного человека, технологиями его воспроизводства и специалистов по воспроизводству человеческих ресурсов.

Для удобства оценки изменения конкурентоспособности  национальной продукции на международных  рынках за счет инноваций введем соответствующий  коэффициент конкурентоспособности. Для этого нам необходимо поместить инновационные факторы – №7 и №8 – в числитель дроби, остальные – в знаменатель. Получим формулу (1.2) 

                                                                                     (1.2) 

Уменьшение  инновационного потенциала страны (числитель) влечет за собой уменьшение коэффициента конкурентоспособности. В этом случае, страна проигрывает в конкурентной борьбе своим мировым соперникам.

Увеличение  инновационного потенциала (числитель) провоцирует увеличение коэффициента конкурентоспособности, что позволяет государству приобрести некоторые преимущества в международной конкуренции. [8]

Еще раз  следует отметить, что конкурентоспособность страны или региона зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым обеспечивать высокие стандарты жизни.

К международным  компаниям относят те компании, сфера  коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. При этом, оценивая конкурентоспособность  такой компании, необходимо учитывать  основные факторы конкурентоспособности ее продукции, самой компании и страны базирования. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что конкурентные позиции международной компании в стратегическом плане базируются на таких основных компонентах микро- и макроуровня, как ресурсы и возможности самой компании, конкурентные условия отрасли, национальные факторы. Все они отражены на схеме: 

    Компоненты  конкурентоспособности международных  компаний[3]

 

2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА 

    1. Инновационная сфера Республики Беларусь
 

Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение  инноваций.

Инновационная сфера в Беларуси существовала и  при плановой экономике, где отсутствовали  рыночные институты, механизм внедрения новшеств носил административный, приказной характер и реализовывался в планах новой техники, обязательных к выполнению. Для этих целей существовал достаточно мощный отраслевой сектор науки: отраслевые НИИ и система опытно-конструкторских и технологических бюро (ОКТБ) на предприятиях.

Сегодня научно-технический потенциал имеет  следующие проблемы: самодостаточность  науки, ее отрыв от нужд производства, слабая восприимчивость экономики  к НТП, технологическое отставание многих отраслей и предприятий – наследие советского периода; отсутствие органичной для рынка связи научной, промышленной и финансовой сфер, трудности с созданием недостающих звеньев инновационного процесса, прежде всего инфраструктуры освоения и коммерциализации новшеств, а также построением адекватной рыночной экономике институционально-правовой среды).

Начало  решению указанных проблем положили Законы Республики Беларусь о научной  деятельности (1996г.), государственной  научно-технической политике (1993г.), государственной поддержке малого предпринимательства (1996г.), Указ Президента Республики Беларусь о стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях (1996г.). В целом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно-ориентированного типа.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта  показывает, что архитектура НИС  включает следующие структурные  блоки:

    • организационную структуру – совокупность организаций государственного и частного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности, осуществляющих исследования и разработки, производство и реализацию инновационной продукции (университетов и академий, НИИ, крупных и мелких компаний, региональных научных и технологических центров), а также занятых управлением и формированием инновационной сферы;
    • инфраструктуру – центры поддержки инновационного предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны и др.;
    • институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, совокупность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное образование);
    • систему подготовки и переподготовки кадров;
    • систему управления и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем.

Стратегической  целью НИС является перевод экономики  Республики Беларусь на инновационный  путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:

    • быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;
    • опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;
    • иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

На период до 2020г. к национальным приоритетам  научно-технической и инновационной  деятельности отнесены:

    • ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
    • новые материалы и новые источники энергии;
    • информационные и телекоммуникационные технологии;
    • технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
    • промышленные биотехнологии;
    • экология и рациональное природопользование;
    • медицина и фармация. [11, с.90-91,97-99]

Проанализируем  динамику некоторых показателей  в инновационной сфере Республики Беларусь за последние годы. Статистические данные по показателям деятельности организаций, выполнявших научные исследования и разработки, представлены в таблице 2.1.

    Таблица 2.1

    Динамика  показателей деятельности научно-исследовательских  организаций [12]

  1995 2000 2002 2003 2005 2006 2007 2008 2009)
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, единиц 286 307 301 295 322 338 340 329 446
Списочная численность работников, выполнявших  научные исследования и разработки, человек 39300 32926 30711 29981 30222 30544 31294 31473 33516

Информация о работе Роль инноваций в повышении конкурентоспособности белорусского экспорта