Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 23:59, курсовая работа
Целью работы является анализ роли инноваций в повышении конкурентоспособности экспорта Республики Беларусь сегодня и в перспективе.
Работа призвана выполнить следующие задачи:
Раскрыть сущность инноваций и их типологию;
Проанализировать взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью белорусской продукции на мировом рынке;
Определить факторы повышения международной конкурентоспособности и раскрыть в нем роль инновационного фактора, опираясь на опыт развитых стран;
Проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь;
Привести статистические данные по деятельности в инновационной сфере и проследить динамику ее развития;
Определить долю инновационных товаров в национальном экспорте;
Показать перспективы повышения конкурентоспособности национального экспорта за счет активизации инновационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТА И ИНОВАЦИИ 5
1.1. Понятие, виды, источники инноваций, инновационный потенциал 5
1.2. Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности национального экспорта 9
1.3. Инновации как фактор повышения международной конкурентоспособности 11
2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА 16
2.1. Инновационная сфера Республики Беларусь 16
2.2. Экспорт инновационной продукции РБ. ООО «Полимастер» 21
2.3. Пути повышения конкурентоспособности экспорта РБ за счет активизации инновационной сферы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Конкурентоспособность — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания – на микроуровне, и наличие определенных тарифных и нетарифных ограничений на трансграничное движение товара, характер внешней политики стран-участниц международного товарообмена, нормы установленных международных стандартов для товарной номенклатуры и др. – на макроуровне.[5, с.74-81]
Конкурентоспособность товара - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей по сравнению с другими аналогичными товарами, представленными на рынке .[17, с.135]
Отсюда
конкурентоспособность
Теперь
определим структуру
Конк-ть
=Мат.-техн. база + Качество + Соотв. м/н стандартам
+ Цена (1.1)
На все элементы формулы (1.1), кроме экспортной цены товара, можно повлиять посредством внедрения инноваций, но в частных случаях они будут иметь различный характер и направленность.
Внедрение
инновации в материально-техническую
базу подразумевает усовершенствование
системы сообщения (транспорт, связь),
ресурсообеспечения (технологии добычи
и переработки первичного сырья) и др.;
качественное усовершенствование товара
подразумевает апгрейд качественных характеристик
данного товара в соответствие с запросами
потребителя; в свою очередь, для удовлетворения
требований международных стандартов
также вводятся качественные изменения,
но с той разницей, что они улучшают не
общий качественный уровень продукта,
а отдельные несоответствующие этим стандартам
характеристики.
Для начала,
выделим основные факторы повышения
международной
Для удобства
оценки изменения
Уменьшение инновационного потенциала страны (числитель) влечет за собой уменьшение коэффициента конкурентоспособности. В этом случае, страна проигрывает в конкурентной борьбе своим мировым соперникам.
Увеличение инновационного потенциала (числитель) провоцирует увеличение коэффициента конкурентоспособности, что позволяет государству приобрести некоторые преимущества в международной конкуренции. [8]
Еще раз следует отметить, что конкурентоспособность страны или региона зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым обеспечивать высокие стандарты жизни.
К международным
компаниям относят те компании, сфера
коммерческой и производственной деятельности
которых распространяется на зарубежные
страны. При этом, оценивая конкурентоспособность
такой компании, необходимо учитывать
основные факторы конкурентоспособности
ее продукции, самой компании и страны
базирования. Обобщая вышеизложенное,
можно сказать, что конкурентные позиции
международной компании в стратегическом
плане базируются на таких основных компонентах
микро- и макроуровня, как ресурсы и возможности
самой компании, конкурентные условия
отрасли, национальные факторы. Все они
отражены на схеме:
Компоненты
конкурентоспособности
2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ
В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА
Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций.
Инновационная сфера в Беларуси существовала и при плановой экономике, где отсутствовали рыночные институты, механизм внедрения новшеств носил административный, приказной характер и реализовывался в планах новой техники, обязательных к выполнению. Для этих целей существовал достаточно мощный отраслевой сектор науки: отраслевые НИИ и система опытно-конструкторских и технологических бюро (ОКТБ) на предприятиях.
Сегодня
научно-технический потенциал
Начало
решению указанных проблем
Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает следующие структурные блоки:
Стратегической целью НИС является перевод экономики Республики Беларусь на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:
На период
до 2020г. к национальным приоритетам
научно-технической и
Проанализируем
динамику некоторых показателей
в инновационной сфере
Таблица 2.1
Динамика показателей деятельности научно-исследовательских организаций [12]
|
Информация о работе Роль инноваций в повышении конкурентоспособности белорусского экспорта