Роль малого бизнеса на современном этапе. Российский и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности. Малые и средние предприятия играют очень важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т. е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Роль малого бизнеса в экономике, несомненно, значительна. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рынка.

Содержание

Введение
Теоретическая основа малого бизнеса.
Понятие «малый бизнес». Виды малых предприятий.
Основные теории и законы малого бизнеса.
Роль малых предприятий в экономике.
Малый бизнес в различных странах.
Особенности малого бизнеса в России.
Особенности малого бизнеса за рубежом.
Динамика состояния малого бизнеса в России в период с 2005 по 2011 год.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Воронежский государственный  технический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГТУ», ВГТУ)

 

Инженерно-экономический факультет

Кафедра экономической теории и экономической политики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»                     

на тему «Роль малого бизнеса на современном этапе. Российский и зарубежный опыт»

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнил:

                                                    Проверил:

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

 

План

Введение

  1. Теоретическая основа малого бизнеса.
    1. Понятие «малый бизнес». Виды малых предприятий.
    2. Основные теории и законы малого бизнеса.
    3. Роль малых предприятий в экономике.
  2. Малый бизнес в различных странах.
    1. Особенности малого бизнеса в России.
    2. Особенности малого бизнеса за рубежом.
  3. Динамика состояния малого бизнеса в России в период с 2005 по 2011 год.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Из-за последних изменений в экономике нашей страны особенно стала актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий. В условиях экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Почти треть населения России, так или иначе, связана с ним. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства.

   Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности. Малые и средние предприятия играют очень важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т. е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.   Роль малого бизнеса в экономике, несомненно, значительна. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рынка.

   Во-первых, малый  бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

   Важность малых  предприятий еще и в том,  что ведя ожесточенную конкурентную  борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь нужно получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

   Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. В классическом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он анализировал важнейшие проблемы развития экономики. По Смиту, чтобы частное предприятие было полезно обществу, необходимы два важных условия: 1) у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия; 2) конкуренция должна держать его в определенных условиях.

А. Смит — первый ученый-экономист, который был против вмешательства  государства в предпринимательскую  деятельность.[6,стр.21]

   Также вопросами малого бизнеса занимался Ж. Бодоо. Он высказывал мнение том, что предприниматель — это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело, это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

    Большой вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Жан Батист Сэй. Он разработал теорию трех факторов производства (земля, труд, капитал). [6,стр.21]

   Анализ экономической литературы показывает, что степень разработанности данной проблемы не велика, т.е. эта область мало изучена, что дает возможность новых исследований развития малого предпринимательства.

  Целью данной курсовой  работы является раскрытие роли  малого бизнеса на современном  этапе, а также анализ российского  и зарубежного опыта.

   Задачи - определить понятие «малый бизнеса», рассмотреть виды, особенности и функции малого бизнеса, изучить сферу деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью, рассмотреть вопросы взаимодействия малого бизнеса с государством, а также проанализировать состояние малого бизнеса в России и за рубежом.

 

 

 

 

    1. Понятие «малый бизнес». Виды и роль в экономике.

  Рассмотрим понятие «предпринимательство» вообще.

    В экономическую науку понятие «предпринимательство» ввел в XVIII веке первый теоретик бизнеса француз Р. Кантильон. Он определял предпринимательство, как экономическую функцию особого рода, выполнение которой состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках. [14,internet]

   В одном из  экономических словарей термин «предпринимательство»

определяется как «один из четырех базовых экономических ресурсов, наряду с трудом, землей и капиталом». [15,internet]

  В учебном пособии автора Власовой В.М предпринимательство  – это особый новаторский,  стиль хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую, а не коллективную  ответственность за результаты работы.[3,стр34].

   Таким образом,  исходя из данных определений,  можно сделать вывод, что предпринимательство  — это сложное социально-экономическое явление, связанное с различными сферами общества — экономической, политической,  социальной,  культурной,  правовой и др.

    Предпринимательство делится на крупное, среднее и малое. Особую роль в рыночной экономике играет малое предпринимательство. Поэтому оно заслуживает более детального рассмотрения.

   Существует несколько понятий малого бизнеса. Во-первых, «малый бизнес» – это совокупность микро и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью.[9,internet]. Во-вторых, "малый бизнес" - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях[12, internet]. В-третьих, малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения[4,стр57]

  Таким образом, малые предприятия (особенно в сфере торговли) являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике. Малое предпринимательство представляет собой  многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.

   Малый бизнес классифицируется по нескольким признакам. Представим классификацию в виде таблицы.

Таблица №1

Виды малого бизнеса

Признак классификации

Виды

Форма собственности

предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности  общественных объединений (организаций).

Численность собственников

Индивидуальные и коллективные предприятия

организационно-правовые формы предпринимательства

товарищества, общества, кооперативы

вид или назначение

производственная, коммерческая, финансовая, консультативная (консалтинговая) деятельность.


[9, internet]

Таким образом, существует множество видов малых предприятий, разделяющихся по таким признакам, как форма собственности, число собственников, назначение и др.

   Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции. Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.[12,internet]

   Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. [12,internet] Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал. 

   Таким образом, предприятия малого бизнеса выполняют две главные роли в национальной экономике: мобилизация сырьевых, людских и финансовых ресурсов и обеспечение роста налоговых поступлений в казну государства. Это означает, что чем прибыльнее предприятия, тем больше средств у государства будет на социальные нужды, в том числе на здравоохранение, образование и культуру.[5,стр. 1].

 

 

 

    1. Основные законы и теории малого бизнеса.

   Одной из наиболее важных проблем в сфере малого предпринимательства является отсутствие эффективного законодательства.

   Принятый в целях реализации государственной политики по формированию конкурентной среды в экономике России, обеспечению занятости и развитию самозанятости населения, Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее по тексту именуемый как Закон) определил категории субъектов малого и среднего предпринимательства и установил основные формы их поддержки. Закон вступил в силу с 1 января 2008 года, а Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с 1 января 2008 утрачивает силу.

   В качестве обязательных форм поддержки субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, Закон определил имущественную и информационную поддержку.

   Под имущественной поддержкой понимается передача субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Информационная поддержка осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях обеспечения субъектов малого предпринимательства информацией о федеральных, региональных и муниципальных программах развития малого предпринимательства, о количестве субъектов малого предпринимательства, об их классификации по видам экономической деятельности, финансово-экономическом состоянии, рабочих местах, обороте товаров, иной экономической, правовой, производственно-технологической информацией (ст. 18, 19). [2,ФЗ]

   В качестве возможных форм поддержки Закон определил финансовую поддержку (за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий).

   Субъекты малого предпринимательства также описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:

Информация о работе Роль малого бизнеса на современном этапе. Российский и зарубежный опыт