Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 21:38, курсовая работа
Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности. Малые и средние предприятия играют очень важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т. е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Роль малого бизнеса в экономике, несомненно, значительна. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рынка.
Введение
Теоретическая основа малого бизнеса.
Понятие «малый бизнес». Виды малых предприятий.
Основные теории и законы малого бизнеса.
Роль малых предприятий в экономике.
Малый бизнес в различных странах.
Особенности малого бизнеса в России.
Особенности малого бизнеса за рубежом.
Динамика состояния малого бизнеса в России в период с 2005 по 2011 год.
Заключение
Список использованной литературы
Экономичность малого бизнеса- это вторая характерная черта российского малого бизнеса. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
Еще одной характерной
чертой является узкая
Развитие регионального рынка является четвертой чертой малого бизнеса в России. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.[ 13,internet]
Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.
Важным
экономическим условием
инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.
При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
Таким образом, основными особенностями и характерными чертами малого бизнеса в России являются:
- низкий процент специализации;
-низкая легитимность;
-нехватка финансирования;
-нестабильность;
-гибкость;
-экономичность;
-узкая специализация;
-развитие регионального рынка.
2.2. Особенности малого бизнеса за рубежом.
Обратимся к опыту других стран.
Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. [4, стр. 17]
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
Основными целями регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:
-укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
-устранение административных барьеров;
-унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более - глубокого экономического сотрудничества.
Рассмотрим малый бизнес на примере 4-х зарубежных стран: Соединённых Штатов Америки, Японии, Германии, и Китая
В США малый бизнес производит 60% всех услуг, половину всей продукции и почти всех идей и нововведений. На малых предприятиях, которых там более 7 миллионов, занято около 100 млн. человек. [4, стр. 17]
Для реализации и поддержки малого бизнеса существует Администрации по делам малого бизнеса в США и его филиалы, основными задачами которого являются:
-помощь в получении кредита для бизнеса;
-техническая и информационная поддержка малого бизнеса в США;
-предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
-непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.
Обратимся к опыту Японии в организации малого бизнеса. В Японии нет четкого разграничения между средним и малым предприятием. Малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый бизнес в Японии в большей степени представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. В Японии малыми предприятиями считаются компании, в которых работают не более 300 человек, с оборотом не более 100 млн. иен. Таким образом, сложилась следующая структура малого бизнеса Японии. К малым предприятиям в Японии относятся: юридические лица их доля в малом бизнесе составляет 20%, на них работают 1,7 млн. чел., индивидуальные частные предприятия - 48% -4,1 млн. чел. и семейные хозяйства - 32% - 2,7 млн. чел. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников - 80,6%, по объему продаж в розничной торговле - 80,4%.[11,internet].Наукоемкие производства представлены в основном лишь в крупных компаниях. Это и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в малом бизнесе. Принимаемые правовые акты в отношении предприятий малого бизнеса в Японии определяют статус малых предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают специальное налогообложение в зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.
Государственным органом по регулированию деятельности предприятий малого бизнеса Японии является «Управление малых предприятий». Данное управление контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную защиту интересов малого бизнеса Японии, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения.
Субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели:
-совершенствование, модернизация, переоснащение производственно-материальной базы наукоемких предприятий;
-разработка совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новинок, изобретений;
-развитие легкой и пищевой промышленности;
-разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции;
-создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах Японии. [10,internet]
Теперь обратимся к опыту Германии в этом виде деятельности. Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. В Германии, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5 млн. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти. [10,internet]
Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в других странах, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:
-кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;
-кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;
-кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;
-кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;
-Проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства. [10,internet]
В
заключении рассмотрим опыт
В настоящее время в Китае насчитывается 42 млн средних и малых предприятий, которые стали главной движущей силой роста китайской экономики. Таким образом, предприятия малого бизнеса составили подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Становится понятно, почему малый бизнес считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на малый бизнес трудятся около 60% трудоспособного населения КНР. [10,internet]
В ходе рассмотрения
опыта разных стран в
Таблица №2
Особенности, закономерности, отличия малого бизнеса в разных странах.
Особенности |
Страны | ||||
США |
Япония |
Германия |
Россия |
КНР | |
Наличие гос.органов по поддержке |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Наличие эффективного законодательства |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
МП-основа экономики страны |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
Основная часть МП в строительстве, торговле |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Как и в США, в РФ большинство малых предприятий сосредоточено в торговле и строительстве. Однако, ни наличия гос.органов по поддержке МП, ни эффективного законодательства, как в других представленных странах, не наблюдается. Из этого можно сделать вывод, что Россия находится на последнем месте, что говорит, о недостаточном развитии малого бизнеса в стране и о плохой поддержке со стороны государства. Ведь у малого бизнеса есть много достоинств. В настоящее время он является самым мобильным и эффективным. Он более мобилен, способен адаптироваться к изменениям рыночной среды, обладает высоким потенциалом быстрого насыщения рынка товарами, а главное - не требует больших размеров первоначального капитала для своего производственного или коммерческого старта. В заключение хотелось бы сказать, что в Российской Федерации малый бизнес только начинает зарождаться, и чтобы достигнуть результатов зарубежных стран, надо многое сделать.
3.Динамика состояния малого бизнеса в России в период с 2005 по 2011 год.
Развитие МП в России можно наглядно рассмотреть в динамике с помощью построения диаграмм.
Данные о регистрации и закрытии малых предприятий за период с 2005 по 2011 год представлены в виде следующей диаграммы.
Рис.1 «Регистрация и закрытие малых предприятий в период с 2005 по 2011» [9,internet]
Из диаграммы
видно, что в указанный период
наблюдался рост предприятий.
А число зарегистрированных
Количество новых предприятий на 1000 существующих зависит скорей от общего экономического положения, чем от изменений в налоговом законодательстве и т.д. А вот количество официально закрывшихся в 2011 году свидетельствует как раз о том, что наш малый бизнес устремился в тень. И, не смотря на разговоры о важности малого бизнеса, условия для его ведения стали хуже, даже чем в 2008 году.
По структуре малый бизнес в России очень разнообразен. Основная часть малых предприятий России занимается предоставлением услуг и сервисом. Вернемся снова к статистике малого бизнеса России в 2011 году.
По данным Росстата на октябрь 2011 года (без микро предприятий) структура нашего малого бизнеса была такой:
Рис.2 «Структура малого бизнеса» . [9,internet].
Около 50% составляет торговля и услуги населению. В отличие от производства и строительства, которое трудно перевести в область теневой экономики, доминирующие у нас отрасли малого бизнеса довольно легко могут уйти «в тень».
Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 1 квартал 2011 года составил 2 477,3 млрд. рублей, что на 22,6% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 12,0%.[7,стр.10]
Таблица№ 3
Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации
в январе-марте 2011 года
Федеральные округа |
млн. руб. |
Объем оборота МП в январе-марте 2011 года | |
на душу населения, руб. |
в % к январю-марту 2010 г. | ||
РФ |
2 477 252,0 |
17 333,8 |
112,0 |
Центральный ФО |
967 392,1 |
25 155,3 |
128,3 |
Северо-Западный |
276 492,5 |
20 340,0 |
78,6 |
Южный ФО |
168 916,9 |
12 192,9 |
103,7 |
Северо-Кавказский ФО |
48 282,1 |
5 078,6 |
121,1 |
Приволжский ФО |
445 731,9 |
14 917,2 |
106,6 |
Уральский ФО |
217 496,8 |
17 991,1 |
110,9 |
Сибирский ФО |
258 828,9 |
13 445,8 |
120,5 |
Дальневосточный ФО |
94 110,6 |
14 976,9 |
121,9 |
Информация о работе Роль малого бизнеса на современном этапе. Российский и зарубежный опыт