Роль малого бизнеса на современном этапе. Российский и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности. Малые и средние предприятия играют очень важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т. е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Роль малого бизнеса в экономике, несомненно, значительна. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рынка.

Содержание

Введение
Теоретическая основа малого бизнеса.
Понятие «малый бизнес». Виды малых предприятий.
Основные теории и законы малого бизнеса.
Роль малых предприятий в экономике.
Малый бизнес в различных странах.
Особенности малого бизнеса в России.
Особенности малого бизнеса за рубежом.
Динамика состояния малого бизнеса в России в период с 2005 по 2011 год.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

 [7,стр. 10] 

    Наибольший рост оборота малых предприятий отмечен в Центральном федеральном округе (показатель вырос на 28,3%), Дальневосточном федеральном округе (на 21,9%), Северо-Кавказском федеральном округе (на 21,1%) и Сибирском федеральном округе (на 20,5%).[7,стр. 10]

   Снижение показателя отмечено только в  одном федеральном округе  –

Северо-Западном, где  оборот малых предприятий снизился на 13,6%. С учетом

индекса потребительских  цен сокращение показателя в округе составило 21,4%. В январе-марте 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот малых предприятий вырос в 67 регионах. [7,стр. 10] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе изучения специальной  литературы, Степени изученности  выбранной темы, состояния малого бизнеса в России и опыта развития этой сферы в других странах можно отметить следующее:

  1. Основными определениями малого бизнеса как особого и важного вида деятельности являются следующие: Во-первых, «малый бизнес» – это совокупность микро и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью.[9,internet]. Во-вторых, "малый бизнес" - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях[12, internet]. В-третьих, малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения[4,стр57]. Наиболее полным и широко охватывающим по содержанию, на мой взгляд, является, приведенное в источнике [4,стр57] определение: «бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения».
  2. По законодательной базе: Основными законодательно-нормативными документами, описывающими и регулирующими организацию малого бизнеса в России являются: Гражданский Кодекс РФ [16,internet], Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, Федеральный закон Российской Федерации "О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.
  3. Анализ теорий:

Основными теориями малого бизнеса являются:

  -теория Смита. А. Смит говорил, что труд есть истинный источник   богатства, а также считал, что частная собственность – это материальная основа предпринимательства.

-Теория Сея. Сэй описывал промышленных предпринимателей, так как считал, что именно промышленники ведут производство и господствуют в области распределения богатства. Сэй, как и А. Смит, был сторонником свободного предпринимательства.

  1. По опыту организации малого бизнеса в России и в других странах:
    1. В развитии малого бизнеса в России можно выделить четыре этапа:
    • Первый этап характеризуется как «золотой век» малого предпринимательства. Происходило быстрое накопление капитала, развитие производства дефицитных товаров широкого потребления и сфер бытовых услуг и розничной торговли.
    • Второй этап характеризуется самыми высокими темпами роста численности малых предприятий и численности занятых в нем людей.
    • Третий этап характеризуется резким спадом роста числа малых предприятий в связи с тем, что сверхприбыльная торгово-посредническая деятельность была исчерпана и безработица, как мощный фактор увеличения численности предприятий, была зафиксирована на низком уровне.
    • В настоящее время Малый бизнес в России переживает четвертый этап, который характеризуется активным поиском дальнейших путей своего развития.

 

    1.  Основными особенностями малого бизнеса в России являются:

- низкий процент специализации;

-низкая легитимность;

-нехватка финансирования;

-нестабильность;

    1. В целом малый бизнес в России характеризуется следующими чертами:

             -гибкость;

             -экономичность;

             -узкая специализация;

             -развитие регионального рынка.

    1. Анализ опыта организации малого бизнеса в США, Японии, Германии, Китае.
    • В США малый бизнес поддерживается государством. Существует специальная структура «Администрация по делам малого бизнеса в США». Также малые предприятия в этой стране производят более половины всех услуг и около половины всей продукции.
    • В Японии основной экономической задачей является стимулирование инновационного высокотехнологического развития малого бизнеса. Для малого бизнеса предусмотрены льготы в виде специального налогообложения.
    • Малый бизнес в Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий оказывается на всех уровнях власти. Существует льготное кредитование предприятий малого бизнеса в Германии.
    • Малые предприятия в Китае активно участвуют в освоении инновационных технологий, т.к. они составляют подавляющее большинство от общего количества предприятий Китая.
    1. Сравнивая опыт развития малого бизнеса в других странах с российским опытом можно сделать вывод, что малый бизнес в России развит недостаточно, т.е. нужно многое сделать, чтобы достигнуть результатов зарубежных стран. Также можно заметить, что малое предпринимательство в России плохо поддерживается государством, не имеет специальных органов по поддержке и эффективного законодательства.
  1. Анализ динамики развития малого бизнеса в России:

Проанализировав данные диаграммы за период с 2005 года по 2011 год, можно отметить, что в указанный период наблюдался рост предприятий. А число зарегистрированных предприятий превышает число закрывшихся. Из рисунка 2 видно, что около 50% составляет торговля и услуги населению.

В целом в ходе выполнения курсовой работы цель работы (раскрытие роли малого бизнеса на современном этапе, а также анализ российского и зарубежного опыта) была достигнута и  задачи (определить понятие «малый бизнеса», рассмотреть виды, особенности и функции малого бизнеса, изучить сферу деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью, рассмотреть вопросы взаимодействия малого бизнеса с государством, а также проанализировать состояние малого бизнеса в России и за рубежом) решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства»
  3. Власова В.М. «Основы предпринимательской деятельности» Учеб. пособие / Под ред. В. М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 192 с.
  4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. «Малое предприятие» / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.:ИНФРА-М, 2008г. 257 с.
  5. Мизина Д.С. «Проблемы малого бизнеса в России»
  6. Мурыгина Л.С. «Развитие учения о предпринимательстве»
  7. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2011 г.»
  8. Семенов В.М. Экономика предприятия: учебник для вузов/под редакцией Семенова В.М, изд. 4-е. перераб., доп., Библиотека хозяйственного руководителя, Семенов В.М., 363 стр.
  9. http://small-business.web-3.ru/
  10. http://kreditbusiness.ru/
  11. http://www.rae.ru/forum2012/21/3248
  12. http://www.bizsmall.ru/
  13. http://www.lawru.net/podd/podd28.html
  14. http://forextrener.ru/predprin-bizness/ponjatija-predprinimatel-i-predprinimatelstvo/
  15. http://dictionary-economics.ru/
  16. Информационная система «Консультант +»

 

 

 

 


Информация о работе Роль малого бизнеса на современном этапе. Российский и зарубежный опыт