Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение Пенсионного фонда РФ, его задач и функций, изучение его деятельности и бюджета, а также изучение изменений в связи с отменой ЕСН, социально-экономическая роль фонда и его значение.
15,8% 1,9% 1,1% 1,2%
3. Ставки страховых
взносов для:
- организаций
и индивидуальных
- организаций
и индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения
- организаций
и индивидуальных
- для общественных
организаций инвалидов, а
ПФР ФСС ФФОМС
ТФОМС
14% 0% 0% 0%
4. Ставки страховых
взносов для организаций и
индивидуальных
ПФР ФСС ФФОМС
ТФОМС
10,3% 0% 0% 0%
Пенсионные взносы
распределятся следующим
Кроме того, в 2010
будут применяться пониженные тарифы
для сельхозпроизводителей, резидентов
технико-внедренческой особой экономической
зоны и для налогоплательщиков ЕСХН.
Начиная с 2011 года
тарифы страховых взносов возрастут
и буду составлять: в ПФР – 26%, в ФСС
– 2,9%, в ФФОМС – 2,1% и в ТФОМС – 3%. Суммарная
ставка достигнет 34%.
Пенсионные взносы
распределятся следующим
В период с 2011 по
2014 год включительно будут действовать
пониженные тарифы для сельхозпроизводителей,
резидентов технико-внедренческой
особой экономической зоны, налогоплательщиков
ЕСХН, коренных малочисленных народов
Севера и организаций инвалидов. Начиная
с 2015 года, все льготные тарифы отменяются.
В отличие от
единого социального налога, страховые
взносы нужно начислять и уплачивать
отдельно в каждый внебюджетный фонд.
В общей сложности бухгалтеру нужно
оформить четыре платежных поручения:
в ПФР, в ФСС, в ФФОМС и в ТФОМС, и указать
в каждом соответствующий счет федерального
казначейства. Перечислить деньги нужно
не позднее 15-го числа месяца, следующего
за отработанным. Если в платежке стоит
неправильный номер счета Федерального
казначейства, КБК или наименование банка-получателя,
и это привело к неверному зачислению
денег, то обязанность по уплате взносов
не считается выполненной. За несвоевременное
перечисление взносов фонда начисляют
пени.
Обособленные
подразделения платят взносы по тем
же правилам, что и единый социальный
налог. Если подразделение открыло
свой расчетный счет, составляет отдельный
баланс и начисляет выплаты
Переплату по страховым
взносам можно зачесть или
вернуть. Для этого бухгалтер
должен написать заявление в течение
трех лет со дня перечисления. При этом
зачесть переплату можно только в счет
будущих платежей или недоимки по этому
же фонду. Так, не получится зачесть взносы,
излишне уплаченные, например, в ПФР, в
счет недоимки по платежам в Фонд социального
страхования.
По окончании
отчетного периода (квартала, полугодия,
девяти месяцев и календарного года)
бухгалтер должен заполнить и
сдать два расчета. Первый — в
Пенсионный фонд по взносам в ПФР,
ФФОМС и ТФОМС. Предоставить его
нужно до 1-го числа второго календарного
месяца, следующего за отчетным периодом
(до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля).
Второй расчет — в ФСС РФ по взносам на
социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством.
Срок его сдачи — до 15-го числа календарного
месяца, следующего за отчетным периодом
(до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января).
Если отчетная дата приходится на входной
или праздничный день, ее переносят на
первый рабочий день.
В 2010 году компании
и предприниматели, у которых
среднесписочная численность работников
превышает 100 человек, обязаны предоставлять
расчеты в электронной форме и скреплять
ее электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Остальные плательщики взносов вправе
отчитываться на бумаге.
Начиная с 2011 года
в электронном виде будут отчитываться
организации и ИП со среднесписочной численность
работников более 50 человек. К тому же
добавится ежеквартальная отчетность
по персонифицированному учету в Пенсионный
фонд (до 2011 года сдавать персонифицированные
сведения нужно раз в год).
Фонды будут
проводить камеральные и
Выездные проверки
проводятся совместно Пенсионным фондом
и ФСС РФ, причем «пенсионщиков»
интересуют не только взносы, но и предоставление
сведений персонифицированного учета.
План выездных контрольных мероприятий
составляется на год. Процедура проведения
во многом напоминает налоговую выездную
ревизию. Это мероприятие также проходит
на территории организации или ИП и может
затрагивать период, не превышающий трех
календарных лет, предшествующих году
проведения ревизии. Назначать выездную
проверку фонды могут не чаще, чем раз
в три года. Максимальное время проведения
такого мероприятия — два месяца. Правда,
сотрудники фонда вправе приостановить
проверку на шесть месяцев, а в исключительном
случае — еще на три. По окончании ревизоры
составляют акт, а затем и решение о привлечении
к ответственности, либо об отказе в привлечении.
Непредставление
в срок расчета грозит плательщику
санкцией в размере 5 процентов от
суммы взносов, подлежащих уплате по
данному расчету, за каждый полный или
неполный месяц со дня, установленного
для сдачи. Сумма штрафа не может превышать
30 процентов взносов к уплате и не может
быть менее 100 рублей. Задержка, превышающая
180 дней, влечет штраф в размере 30 процентов
подлежащих уплате взносов плюс 10 процентов
за каждый полный или неполный месяц, начиная
со 181-го календарного дня. Максимальная
величина санкции здесь не предусмотрена,
а минимальная составляет 1 000 рублей. Кроме
того, за задержку расчетов предусмотрена
ответственность по новой редакции КоАП
РФ. Административный штраф (от 300 до 500
рублей) заплатят должностные лица компании.
Обратите внимание: данный вид наказания
не применяется к индивидуальным предпринимателям.
За неуплату
или неполную уплату взносов ревизоры
оштрафуют на 20 процентов от неуплаченной
суммы. Если проверяющие заподозрят умышленное
сокрытие взносов, санкция увеличится
до 40 процентов.
Отказ в предоставлении
документов, необходимых для проведения
проверок, влечет наказание в размере
50 руб. за каждый несданный документ.
Введена и административная ответственность
для должностных лиц организаций – от
300 до 500 рублей. А за непредставление проверяющим
информации о начисленных больничных
и декретных – отдельный штраф в размере
от 300 до 500 рублей. Эти санкции не применяются
в отношении ИП.
Глава 3.
3.1 Роль Пенсионного
фонда РФ в социально-
пенсионный фонд
федеральный бюджет
Значение Пенсионного
фонда в экономике Российской
Федерации Пенсионный фонд имеет
огромное влияние на экономику страны,
так как главной целью его является
- обеспечить заработанный человеком уровень
жизненных благ путем перераспределения
средств во времени и в пространстве -
где бы человек ни жил, он своим трудом
и прошлыми социальными отчислениями
гарантирует себе определенный прожиточный
уровень в будущем. Пенсионный фонд своими
средствами обеспечивает выплату ежемесячных
пособий, пенсий людям которые в силу определенных
обстоятельств не могут обеспечить свое
проживание, в том числе пенсионеров. Так
средства расходуются на выплаты государственных
пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации
пенсионерам, пособий для детей в возрасте
от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные
цели. Таким образом определяется его
важное социальное значение. Для рядового
гражданина страны процедура макроэкономического
планирования и формирования сбалансированного
бюджета кажется весьма далекой от его
повседневных нужд и забот. А между тем
вся текущая жизнь любого серьезного финансового
учреждения, а тем более столь сложного
и социально значимого, как Пенсионный
фонд РФ, непосредственно зависит от того,
насколько экономически обосновано и
правильно были определены соответствующие
бюджетный параметры. Пенсионный фонд
РФ должен обеспечивать сбор страховых
взносов, необходимых для финансирования
выплат государственных пенсий, полнее
используя в этих целях данные ему права,
так как, начиная с 1995 года, доходов Пенсионного
фонда от страховых взносов не хватает
для обеспечения его расходов и для выплаты
пенсий требуются дотации из федерального
бюджета. Среднемесячная задолженность
фонда на выплаты пенсий в начале 1999 года
превысила 5 миллиардов рублей. Выплачиваемые
пенсионные пособия все меньше отвечают
своему социально-экономическому значению
- обеспечивать достойный уровень жизни
людям, не имеющим трудовых доходов. Таким
образом, можно сделать вывод, что выполнение
социальных целей государства является
основной задачей Пенсионного фонда РФ,
и что такая задача только ему под силу,
так как бюджет Российской Федерации не
справляется даже с собственными задачами,
и переложение такой задачи на его плечи
оказалось бы непосильной ношей для него.
Связь ПФ РФ с
другими внебюджетными фондами
Внебюджетные фонды в финансовой
системе России созданы в соответствии
с Законом РСФСР "Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР" ( от 10 октября 1991 г.).
Главная причина их создания - необходимость
выделения чрезвычайно важных для общества
расходов и обеспечение их самостоятельными
источниками дохода. Решение об образовании
внебюджетных фондов принимает Федеральное
собрание РФ, а также государственные
представительные органы субъектов Федерации
и местного самоуправления. Разнообразие
внебюджетных фондов обусловливает сложные
многоступенчатые связи между этими фондами
и другими звеньями финансовой системы.
Различают односторонние, двусторонние
и многосторонние финансовые связи. При
односторонних связях денежные средства
идут в одном направлении: от финансовых
звеньев к внебюджетному фонду. Такая
связь появляется при формировании фондов
или использования ими средств. При двусторонних
связях денежный поток движется между
внебюджетными фондами и другими звеньями
финансовой системы в двух направлениях.
Так фонды социального страхования образуются
не только за счет страховых взносов, но
и средств центрального бюджета. Одновременно
при наличии активного сальдо они приобретают
государственные ценные бумаги и становятся
кредитором бюджета. При многосторонних
связях один внебюджетный фонд одновременно
приходит в соприкосновение с разными
финансовыми звеньями и другими внебюджетными
фондами, т.е. деньги движутся в разных
направлениях между ними. На практике
такие связи можно заметить даже на таком
примере - в направлениях расходов за счет
прямых ассигнований на социальное обеспечение
из Пенсионного фонда и Фонда социального
страхования нет различий принципиального
характера. Пенсии и пособия выплачиваются
как за счет средств Пенсионного фонда,
так и за счет средств Фонда социального
страхования.
Изначально основной
функцией Пенсионного фонда России
был сбор страховых взносов на
финансирование выплаты пенсий по старости,
инвалидности и по случаю потери кормильца.
Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны
был начат эксперимент по созданию единых
пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих
одновременно назначение и выплату государственных
пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса
стал Указ Президента РФ от 27 сентября
2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию
управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации».
Он рекомендовал органам региональной
власти заключить с Пенсионным фондом
РФ соглашения о передаче территориальным
органам ПФР полномочий по назначению
и выплате пенсий, находящихся на тот момент
у органов социальной защиты регионов.
В 1997 году вступил
в силу федеральный закон «Об
индивидуальном (персонифицированном)
учёте в системе государственного пенсионного
страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с
этим законом, основное значение для увеличения
размера пенсии приобретал не общий трудовой
стаж, а учтённый страховой стаж и размеры
платежей, которые осуществлял в интересах
работника его работодатель. В системе
Пенсионного фонда был создан Информационный
центр персонифицированного учёта для
обеспечения оперативного взаимодействия
со всеми территориальными отделениями
ПФР и для ведения базы данных персонифицированного
учёта центрального уровня.
В дальнейшем система
страховых взносов была закреплена
Федеральным законом от 15.12.2001 №
167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», в соответствии
с которым определен новый
статус ПФР, как страховщика и государственного
учреждения, а также урегулирован порядок
уплаты страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, права и обязанности
субъектов правоотношений по обязательному
пенсионному страхованию.
Федеральный закон
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» еще больше расширил
функции ПФР и внес изменения в порядок
возникновения и реализации прав граждан
на трудовые пенсии. Так, в частности, размер
трудовой пенсии теперь состоит из трех
частей: базовой, страховой и накопительной.
При этом базовая часть финансируется
за счет средств федерального бюджета,
страховая часть - за счет сумм страховых
взносов, уплачиваемых страхователем
за застрахованных лиц на финансирование
страховой части трудовой пенсии, накопительная
– за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых
страхователями за застрахованных лиц
на накопительную часть трудовой пенсии
и дохода от их инвестирования. Инвестирование
средств пенсионных накоплений осуществляет
Пенсионный фонд через управляющие компании,
выбранные гражданами, или негосударственные
пенсионные фонды.