Россия и ВТО. Перспективы взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 08:36, реферат

Описание

Основные цели работы – общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО, характеристика проблем и перспектив России в связи с её вступлением в ВТО.
Актуальность темы обуславливается тем, что присоединение к ВТО для России – это не технический вопрос внешнеторгового сотрудничества, а вопрос национального выбора для страны. Это присоединение является неотъемлемой частью курса на интеграцию России в Мировую экономическую систему.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 2
1. Характеристика ВТО………………………………………………………... 3
1.1. История ВТО……………………………………………………………… 3
1.2. Цель, функции, задачи и принципы ВТО……………………………….... 4
1.3. Структура ВТО…………………………………………………………… 6
2. ВТО и Россия………………………………………………………………… 9
2.1. Предпосылки вступления……………………………………………….... 9
2.2. Ограничения для России после присоединения к ВТО………………….. 15
2.3. Перспективы планируемого присоединения России к ВТО…………….. 16
Заключение…………………………………………………………………….. 19
Библиографический список………………………………………………….... 20

Работа состоит из  1 файл

Россия и ВТО. Перспективы взаимодействия.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

      Конференция министров создала еще три органа:

      - Комитет по торговле и развитию, который занимается вопросами, касающимися развивающихся стран.

      - Комитет по платежным балансам, который отвечает за проведение консультаций между членами ВТО и странами, которые применяют ограничительные меры в торговле в случае сложностей с платежным балансом.

      - Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам, который отвечает за финансирование и бюджет ВТО.

      Соглашения ВТО с ограниченным кругом участников, участие в которых носит добровольный характер, а именно по гражданской авиатехнике и правительственным закупкам создают свои собственные органы управления, которые подотчетны Генеральному совету. Однако, они используют единую для ВТО систему разрешения споров.

      Секретариат ВТО находится в Женеве. В обязанности Секретариата входит обслуживание органов ВТО, которые отвечают за проведение переговоров и реализацию соглашений. Особо следует отметить обязанность Секретариата по оказанию технической помощи развивающимся, прежде всего наименее развитым странам. Сотрудники секретариата ВТО готовят аналитические обзоры о состоянии торговли и торговой политики, оказывают помощь в разрешении торговых споров. Другие функции Секретариата включают оказание помощи в проведении переговоров о присоединении к Организации новых членов и консультирование правительств по вопросам членства. Официальными языками ВТО являются английский, французский и испанский.

      Взносы членов в бюджет ВТО рассчитываются, исходя из их доли в мировой торговле. Часть бюджета ВТО идет на содержание Центра международной торговли. 
 
 
 
 

2. ВТО и Россия

      2.1. Предпосылки вступления

      Вступление  России в международную торговую систему представляет собой длительный и сложный процесс. На протяжении большей части XX века СССР, хотя и поддерживал международные экономические отношения со многими государствами, но в основном развивал свою внешнюю торговлю, исходя из политических и идеологических установок и на основе государственной монополии на все виды экономической деятельности. В таких условиях о полной интеграции страны в международную торговую систему, действовавшую по нормам развитых стран Запада, не могло быть и речи. Основная часть (2/3) внешнеторгового оборота СССР приходилась на достаточно узкую группу стран-членов СЭВ (Совета экономической взаимопомощи), где торговля развивалась под влиянием политических и идеологических приоритетов.

      С началом периода рыночных форм в  экономике Россия обозначила желание  вступить в международную торговую систему. Уже с начала 1990-х годов после распада СЭВ и Советского Союза во внешнеэкономических связях России произошли существенные изменения. В качестве основного инструмента регулирования внешней торговли стали использоваться таможенные тарифы, была ликвидирована государственная монополия внешней торговли, предприятия получили доступ на мировой рынок, в качестве основных торговых партнеров Россия получила ведущие страны Запада и ближайших соседей по СНГ.

      В связи с либерализацией внешней торговли в 1992 г. радикально изменилось положение России на мировом рынке. От либерализации внешней торговли выиграли, прежде всего, продавцы сырья и полуфабрикатов, получив возможность продавать их но мировым ценам. В результате усилилась роль России как поставщика сырья и полуфабрикатов. Заметно присутствие России и на мировом рынке оружия. Но мировой рынок сырья подвержен колебаниям, а рынок оружия зависит от политической ситуации в мире. Это лишь одна из причин неудовлетворенности России её сегодняшним местом в мировой экономике. К этому можно добавить, как минимум, аргумент о «проедании» природного капитала России, в то время как другие страны берегут свои ресурсы и зарабатывают на обработке экспортируемых.

      Однако  попытка изменить ситуацию связана с огромными трудностями. Можно сказать, что внешнеэкономическое положение России определяет вызов её будущему, а возможности страны адекватно ответить на этот вызов – предмет постоянных дискуссий, далеко не всегда оптимистических. Совершенно естественным, например, кажется требование развивать технологии обработки сырья. Оно может быть реализовано двумя способами: развитием собственной обрабатывающей промышленности и размещением в стране иностранных или совместных технологичных производств. В первом случае вызовом является привлечение инвестиций в условиях, когда их фактически нет, во втором – сохранение качества человеческого капитала, уровня образования и квалификации. Это связано с тем, что развивающиеся страны также готовы предложить недорогой труд производителям извне и в последние годы активно развивают образование, по крайней мере, в нескольких направлениях.

      Одним из самых дискуссионных вопросов в этой связи является вступление России в ВТО.

      Имеются предпосылки для интеграции России в мировое хозяйство. В долговременном плане наиболее убедительны потенциальные возможности и перспективы России. Имеются в виду те области, которые становятся движущей силой преодоления кризиса и будущего развития. Россия обладает экономическим потенциалом, крупными запасами природных ресурсов, включая энергетическое сырье, руды черных и цветных металлов, другие виды сырья, относящегося к классу стратегического, в количествах, достаточных не только для собственных нужд, но и для экспорта. Население страны характеризуется, в целом, достаточно высоким уровнем образованности, среди работающих большой удельный вес квалифицированных специалистов. Продвижению России в мировое хозяйство способствует улучшение отношений с западными странами. Движение России по пути к интеграции в международную торговую систему зависит от решения накопившихся проблем в области внутренней экономики и внешнеэкономических связей. Для России действительно необходимо восстановление экспортного потенциала за счет быстрого технического переоснащения добывающих отраслей, поскольку оно позволяет обеспечить необходимые валютные поступления. Затем необходимо провести постепенную, но достаточно быструю модернизацию промышленности. Решение этих задач тесно связано с созданием цивилизованной внешнеэкономической системы инструментов, которая обеспечит вступление России в международные экономические организации, в частности, ВТО.

      В 1993 году Россия обратилась с официальной  заявкой о присоединении к  Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ).

      Переговорный  процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. В ходе 30-го заседания РГ, прошедшего 21-23 марта 2006 года, состоялись серии двусторонних консультаций по товарам, услугам и системным вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер в торговле. В ходе многостороннего обсуждения отдельных разделов проекта Доклада РГ обсуждались вопросы таможенного регулирования, применения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Были согласованы три раздела проекта Доклада РГ: «Защитные меры в торговле»; «Тарифные изъятия»; «Налогообложение импорта». В ходе формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО.

      13-18 декабря 2005 года в г. Гонконге состоялась VI Министерская конференция ВТО. В ходе Гонконгской конференции была проведена интенсивная работа в рамках присоединения России к ВТО.

      Российская  делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.

      Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах  по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

      С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки в федеральных округах и субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной Думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов.

      В результате интенсификации переговорного  процесса в 2003-2005 годах российская делегация  вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

      Переговоры  по присоединению России к ВТО  продолжались около 17 лет. Но их достоинство состоит, разумеется, не в длительности, а в результатах. Результаты же, как неоднократно отмечалось и главным переговорщиком        М. Медведковым, и другими чиновниками достигнуты очень неплохие. Удалось решить в нашу пользу сложнейшие переговорные вопросы, такие как требование партнеров об уравнивании внешних и внутренних цен на газ, допуск иностранных банков и страховых компаний в Россию в форме филиалов. Ни одна импортная таможенная пошлина не подлежала резкому снижению, в результате чего могла бы возникнуть угроза отечественному производству и т.п. На сегодняшний день в переговорах было пройдено около 99% пути. Вопросы, которые оставалось решить, во-первых, были немногочисленны, во-вторых, как правило, носили технический характер, о чем также неоднократно говорил Медведков.

      Если  мы присоединимся к ВТО сейчас, то еще нескоро войдем в число  передовых постиндустриальных государств и останемся сырьевой периферией мирового хозяйства. На это прибыльное, но не очень перспективное место поставил экономику России её нынешний государственно-олигархический капитализм. Его процветание основывается на горстке отраслей — нефть, газ, сталь, алюминий, цветные металлы. При нынешней мировой конъюнктуре именно они обеспечивают наиболее высокую норму прибыли. Монополии и олигополии этих отраслей не только вышли в первые ряды мирового бизнеса, но и расширяют операции за рубежом, скупая иностранные промышленные активы. Эта глобальная экспансия требует закрепления их позиций в мировом хозяйстве присоединением России к ВТО.

      Опасность участия в ВТО вытекает не из обязанности  соблюдать нормы международной  торговли на внутреннем рынке. Угрозой  для экономики России от большей  открытости мировому рынку является отсутствие базовых условий для повышения конкурентоспособности бизнеса. Главными ограничителями рыночного развития России стали слабая конкурентоспособность экономики и низкая эффективность работы политических, административных и правовых институтов государства.

      Дата 9 июня 2009 года наверняка останется  в истории процесса присоединения  РФ к ВТО, потому что именно в этот день стало известно, что собственно Россия прекращает переговоры с этой организацией, ибо теперь будет присоединяться к ВТО в составе таможенного союза в рамках ЕврАзЕС вместе с Казахстаном и Белоруссией. Решение России стало результатом растущего разочарования от жестких условий, с которыми Россия сталкивается в попытке присоединиться к мировым структурам, подобным ВТО – и еще более широко распространенной в Москве точки зрения, что после финансового кризиса и по мере ослабления мощи США значение региональных блоков будет только возрастать.

      Все перечисленные и другие обстоятельства наверняка существенно отодвинут  сроки нашего присоединения к ВТО. И при этом сразу же надо учесть еще одно важное обстоятельство: отодвигая сроки присоединения, мы однозначно делаем это присоединение более (быть может, намного более) сложным.

     24 июня 2010 года российский президент  Дмитрий Медведев и его американский коллега Барак Обама встретились в Вашингтоне и обсудили вопросы двустороннего сотрудничества. Лидеры стран смогли о многом договориться, в том числе, по итогам переговоров было принято совместное заявление о присоединении России к ВТО. На пресс-конференции после встречи Барак Обама говорил о том, что скоро все спорные вопросы, связанные со вступлением России в ВТО, будут решены – над этим активно работают команды переговорщиков. По словам Дмитрия Медведева, стороны должны решить все проблемы к сентябрю.

     Впрочем, не стоит забывать о том, что, хотя голос Вашингтона чрезвычайно важен  для вступления России в ВТО, многое по-прежнему зависит и от Европы. Даже если Москва и Вашингтон обо  всем окончательно договорятся этой осенью, это вовсе не означает, что Россия моментально получит членство в этой организации. Однако некоторые российские аналитики полагают, что Россия сделала к этому еще один серьезный шаг, во-первых, согласившись усилить санкции против Ирана и Северной Кореи, во-вторых, пойдя на уступки в вопросе возобновления поставок мяса птицы из США, и, наконец, решив закупить 50 американских самолетов. 

      2.2. Ограничения для России после присоединения к ВТО

      После присоединения к ВТО России нельзя будет:

  • автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно только после консультаций, или в случае дефицита платежного баланса, или в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер;
  • дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая дискриминационное налогообложение, предложение к продаже, включая рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.;
  • применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер;
  • применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары);
  • ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям;
  • увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор);
  • включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор);
  • применять экспортные субсидии в любых формах (ЕС);
  • применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования;
  • предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары);
  • ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС);
  • ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли товарами или услугами (ЕС);
  • дискриминировать товары и услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе);
  • ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениям;
  • лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, которое выходит за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги;
  • дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением.

Информация о работе Россия и ВТО. Перспективы взаимодействия