Россия в системе международной миграции рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:14, контрольная работа

Описание

В огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью государства, миграционная политика – одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Она должна служить не только национальным интересам России, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая демографический потенциал; она должна строиться и в интересах тех, кто является ее непосредственными участниками – переселенцев и принимающего населения, обеспечивая реализацию их прав. В отличие от многих других сфер, она не затрагивает лишь отдельные стороны жизни человека – здоровье, образование, занятость – она включает их комплексное преобразование, коренное изменение условий существования. Поэтому здесь так тяжелы последствия ошибок и непродуманных действий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Миграционные потоки рабочей силы в России: причины,
особенности, последствия………………………………………………5
2. «Утечка мозгов» и нелегальная иммиграция рабочей силы как основные проблемы международных миграционных процессов
в России…………………………………………………………………..11
3. Особенности миграционной политики российского государства……16
Заключение……………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

готов (7).docx

— 45.65 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 

    Кафедра мировой экономики 
 
 
 

    Контрольная работа

    По  дисциплине: Мировая экономика

    На  тему: Россия в системе международной миграции рабочей силы

    Вариант №36 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила:                                                                      Проверил:

    Зуева О. В.                                                                        Зайцев А.В.

    Группа  ЭНс-091                                                              Доцент кафедры

    Факультет менеджмента                                                мировой экономики

    Заочная форма обучения 
 
 

    Кемерово 2010 
 

Содержание 

          Введение………………………………………………………………….3

  1. Миграционные потоки рабочей силы в России: причины,

    особенности, последствия………………………………………………5

  1. «Утечка мозгов» и нелегальная иммиграция рабочей силы как основные проблемы международных миграционных процессов

    в России…………………………………………………………………..11

  1. Особенности миграционной политики российского государства……16

    Заключение……………………………………………………………….22

    Список используемой литературы……………………………………...24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

     В огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью  государства, миграционная политика –  одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Она должна служить не только национальным интересам России, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая  демографический потенциал; она  должна строиться и в интересах  тех, кто является ее непосредственными  участниками – переселенцев и  принимающего населения, обеспечивая  реализацию их прав. В отличие от многих других сфер, она не затрагивает  лишь отдельные стороны жизни  человека – здоровье, образование, занятость – она включает их комплексное  преобразование, коренное изменение  условий существования. Поэтому  здесь так тяжелы последствия  ошибок и непродуманных действий.

     Обстоятельства  исторической действительности за последние 20 лет изменились настолько, что  полностью переориентировали сам  вектор миграционных потоков, их динамику, связанные с ними проблемы, а следовательно, должны быть пересмотрены принципы и  программы их регулирования. Структура  и перечень направлений миграционной политики разноплановы и многообразны – от противодействия нелегальной  миграции до содействия и привлечения  иммигрантов на работу, от оптимизации  внутренних миграционных процессов  до привлечения соотечественников  из-за рубежа. Именно последнее направление, актуальное, прежде всего, в силу новизны  разработки его проектов, имеющихся  трудностей в осуществлении, требует  особого внимания и изучения.

     Столетиями  русские люди в ходе завоеваний или  в процессе осуществления экономических  проектов осваивали новые для  них территории, но в оказавшемся  после распада СССР разрозненном политическом пространстве они вдруг перестали быть гражданами того государства, на благо которого работали и жили. С 1990 по 2005 годы в Россию из стран СНГ и Балтии въехало более 8,5 млн. человек, из которых 65% составляли этнические русские. К началу 2000-х гг. миграционный поток стал затихать, однако, напротив, российское государство осознало необходимость такой миграции для своего развития, закрепило этот приоритет в Концепции государственной миграционной политики 2003 года, а в 2006 году Указом Президента была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Миграционные  потоки рабочей силы в России

     Почему  возникает необходимость миграции? Одним из критериев классификации, как мы отметили, выступают причины  миграции. Обстоятельства, обусловившие переселение, могут иметь как  объективный характер (военные действия, экологическая катастрофа), так и  субъективный (неудовлетворенность  индивидом своим положением в  обществе).

     С другой стороны, факторы миграции (совокупность движущих сил, воздействующих на миграционные процессы) и ее причины (то, что непосредственно  объясняет процесс переселения) подразделяются на позитивные (притягивающие) и негативные (отталкивающие), однако выявить их главенство в конкретном случае довольно сложно. Авторы считают, что если в принятии решения о  переселении преобладает влияние  второй группы факторов («уеду куда угодно, лишь бы не оставаться здесь»), то превалируют выталкивающие факторы. Если же преобладает потребность  переселиться именно в конкретный регион, то решающимися оказываются факторы  притяжения [Волгин, с.244].

     С.К. Бондырева выделяет целый ряд  групп потребностных мотивов  миграции – стремление к «лучшей  доле», миграция из зависти к жителям  более благополучных мест, миграция из-за комплекса неполноценности  и т. д. [с.48-50]. Она же отмечает, что  главным мотивом миграции является поиск благополучной жизни, а  благополучие имеет два базовых  аспекта – материальное благополучие и безопасность.

     В связи с этим можно выделить несколько  основных причин миграции:

  • из соображений безопасности – миграции в связи с распадом СССР из бывших союзных республик русского населения – реэмиграция, народов других национальностей в связи с обострением межэтнических отношений, военных конфликтов и столкновений, преследований, ущемления в правах; также по причине экологических бедствий и техногенных катастроф, затронувших густонаселенные районы страны и угрожающих здоровью населения;
  • из социально-экономических соображений – стремление к более полной реализации своего творческого потенциала («утечка умов», переезд молодежи в города из сельской местности), поиск работы в новых регионах в связи с негативными последствиями становления рыночной экономики – спада производства и закрытия ряда отраслей промышленности, сокращение численности вооруженных сил и т. д.

     Движущие  силы миграции, по мнению В. Н. Воробьева, объективно предопределены диспропорциями между частями страны, между поселениями, разбалансированностью отдельных  сфер внутри городов и регионов. В современных условиях наиболее важными движущими силами-факторами  миграции считаются территориальная  дифференциация уровня и качества жизни, занятости населения, демографических  структур, социально-политической обстановки, безопасности человеческой жизни, в  некоторых случаях экологической  ситуации [Воробьев, с.11-12].

     В жизни общества миграции выполняют  определенные функции, роли, описанные  и детально рассмотренные в работах  Т.И. Заславской, Л.Л. Рыбаковского. Прежде всего, Л.Л. Рыбаковский указывает, что  функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других - определяется социально-экономическими условиями конкретных стран. Первые - общие функции миграции, вторые - специфические функции той или иной цивилизации []. К общим функциям миграции по предложенной Т.И. Заславской классификации относятся:

  • ускорительная – обеспечивающая через рост подвижности населения его личностное развитие, изменение социально-психологических характеристик, а также способствующая интеграции национальных культур;
  • перераспределительная – отражающая изменение численности населения территорий, охваченных миграционными потоками, опосредованное влияние на демографические процессы;
  • селективная, суть которой заключается в том, что неравномерное участие в миграции различных групп населения ведет к изменению качественного состава населения взаимодействующих территорий.

     Л.Л. Рыбаковский акцентирует внимание также на экономической и социальной функциях миграции, что особенно важно  в современных условиях. Социальная функция миграции населения всецело  определяется уровнем экономического развития страны и проводимой ею политики. В этих рамках мигранты решают свои жизненные задачи: путем переселения  стремятся улучшить свою жизнь. Миграция вследствие реализации ее социальной функции, представляет собой процесс  повышения жизненного уровня мигрирующего населения.

     Вероятно, можно отметить также некую «сигнальную» функцию миграции – именно благодаря  постоянным миграционным потокам становятся объектом внимания не только явные, открытые, но и латентные проблемы, кризисы, способствующие их возникновению. Например, многие внутригосударственные миграции – «сигнал бедствия» вымирающих деревень и малых городов, призыв к действию в вопросах реформирования агропромышленного сектора, политики по оказанию поддержки жителям сельской местности, повышению престижности профессий работников сельского  хозяйства. Т. Н. Юдиной, помимо широко употребляемого сегодня термина  «утечка умов», использованы также  понятия «утечка мышц», «утечка  мускулов», «утечка невест». Появление  новой терминологии также показывает области возникновения новых  проблем – в спортивной среде, семейно-брачных отношениях и т. д.

     В 80-е гг. XX века Л.Л. Рыбаковским, Т.И. Заславской и другими авторами была разработана концепция трехстадийности миграционного процесса, где исходная стадия - процесс формирования территориальной подвижности населения; основная - собственно перемещение; завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте. А.И. Кузьмин отмечает, что на основе этой концепции можно формулировать специфические задачи для каждой из стадий миграционного процесса, в той или иной мере конкретизирующие проблему совершенствования территориального перераспределения населения. Действительно, разграничивая рамки данных стадий формальными актами – регистрацией выбытия из одного и прибытия в другое территориальное образование, мы можем и четко акцентировать проблемы каждой из них, обозначить меры, необходимые для оказания поддержки на том или ином этапе или, напротив, меры, направленные на пресечение нежелательных последствий.

     Основными последствиями миграции на уровне общества и государства являются:

  • изменение численности населения и его возрастной структуры;
  • изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности;
  • увеличение этнической мозаичности населения, возможное обострение конфликтов на религиозной, этнической основе;
  • снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения – изменения на локальных и региональных рынках труда, усиление конкуренции в сфере занятости;
  • массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб;
  • в идеале же, являясь экономически рациональным поведением, миграция населения должна вести к выравниванию уровней развития регионов.

     Сегодня широко распространен подход рассмотрения всех возможных последствий миграции с позиции национальной безопасности стран, охваченных миграционными потоками. Мы коснемся подробнее этой темы в  следующем разделе, подчеркнув сейчас необходимость следования заявленному  нами изначально положению – соблюдению балансов интересов государства, общества и самих мигрантов при анализе  миграционных процессов. Таким образом, обозначив общие итоги миграции, необходимо учесть последствия ее, прежде всего, для самих переселенцев. Они связаны с трудностями не только организационного, правового характера (необходимость получения регистрации, гражданства), но и с трудностями психологической адаптации (принятие нового социального окружения, ценностей), нахождения своего места в жизни другого государства или его территории, нестабильным, а подчас и кризисным материальным положением (невозможность трудоустройства, работа не по специальности). Согласно определению П.Д. Павленка, «при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека – из одной природной и социокультурной среды он попадает в другую, разрывая прежние свои связи и традиции и пытаясь установить новые. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами», т. е. людьми, утратившими свой прежний социальный статус, находящимися в процессе поиска и обретения иного, лучшего [Павленок, с. 264].

Информация о работе Россия в системе международной миграции рабочей силы