Россия в системе международной миграции рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:14, контрольная работа

Описание

В огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью государства, миграционная политика – одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Она должна служить не только национальным интересам России, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая демографический потенциал; она должна строиться и в интересах тех, кто является ее непосредственными участниками – переселенцев и принимающего населения, обеспечивая реализацию их прав. В отличие от многих других сфер, она не затрагивает лишь отдельные стороны жизни человека – здоровье, образование, занятость – она включает их комплексное преобразование, коренное изменение условий существования. Поэтому здесь так тяжелы последствия ошибок и непродуманных действий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Миграционные потоки рабочей силы в России: причины,
особенности, последствия………………………………………………5
2. «Утечка мозгов» и нелегальная иммиграция рабочей силы как основные проблемы международных миграционных процессов
в России…………………………………………………………………..11
3. Особенности миграционной политики российского государства……16
Заключение……………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

готов (7).docx

— 45.65 Кб (Скачать документ)

     В конце 1999 года Указом Президента России ФМС была преобразована в Министерство по делам федерации, национальной и  миграционной политике Российской Федерации. В конце 2001 года Министерство по делам  федерации, национальной и миграционной политике было ликвидировано, а его  функции были переданы трем ведомствам: МВД занималось миграционной политикой, МИД - вопросами работы с соотечественниками за рубежом, Министерство экономики  заведовало экономическим блоком вопросов. Но и в таком виде служба просуществовало  недолго. Меньше чем через год - 23 февраля 2002 года Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании  государственного управления в области  миграционной политики» функции  иммиграционного контроля и координации  действий федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам миграции исполняет МВД России.

     Сегодня Федеральная Миграционная Служба –  вновь самостоятельный орган  исполнительной власти, деятельность которого определяется на основании  Указа Президента РФ от 19.07.2004 №928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», Положения «О Федеральной миграционной службе».

     Период 2002-2003 гг., наверное, можно считать  началом нового этапа пересмотра и доработки миграционного законодательства. Тогда были приняты ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.

     Концепция регулирования миграционных процессов  представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления  деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.

     Главными  целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого  социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения  на территории страны, использование  интеллектуального и трудового  потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.

     В ряду ее основных направлений указываются:

  • обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
  • создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
  • содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
  • обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;
  • создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;
  • поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
  • оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
  • создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
  • содействие добровольному переселению соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии.

     О. Выхованец характеризует период осуществления миграционной политики под эгидой МВД как запретительный, такая позиция во многом характерна была в отношении нелегальных  мигрантов [ ]. Для нас, однако, важно  отметить, что наряду с разрешением  данных вопросов, приоритеты работы с  соотечественниками все же были означены и в течение последующих нескольких лет провозглашенным направлениям уделялось внимание разработчиков  миграционного законодательства.

     2005- 2006 гг. – вновь активизация внимания к проблеме регулирования миграционных процессов, начало этому новому – либеральному – этапу, по мнению О. Выхованец, положено выступлением Президента РФ В. В. Путина на заседании Совета Безопасности 17 марта 2005 года. Тогда Президентом была сформулирована задача «сформировать новые дополнительные условия для привлечения в Россию людей, способных внести позитивный вклад в развитие нашей страны».

     Через год, 15 марта 2006, в выступлении на Правительственном часе в Государственной Думе главой ФМС России К.О. Ромодановским была дана оценка текущей ситуации в области миграции и означены новые приоритеты. Здесь была акцентирована основная задача, стоящая перед ФМС – «получение от иммиграции максимально позитивного эффекта: экономического, политического, социального» и означены меры, направленные на ее достижение:

     « - дальнейшее развитие миграционного законодательства, в том числе

     в части сокращения сроков получение  российского гражданства;

  • создание условий для привлечения в страну квалифицированных легальных трудовых ресурсов;
  • совершенствование миграционного учета иностранных граждан;
  • противодействие нелегальной миграции;
  • содействие добровольному переселению соотечественников».

     Первостепенное  внимание отводится, безусловно, борьбе с нелегальной миграцией и  ее последствиями, ведь она приносит колоссальный ущерб социально-экономическому развитию России. С 15 января 2007 года вступили в силу новый ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»», которые позволяют упростить и ускорить порядок получения разрешений на временное пребывание и трудовую деятельность, а значит, способствуют «выходу из тени» бывших незаконных мигрантов. Но в свете поставленных задач исследования для нас важно сделать акцент на принятии другого нормативного акта – 29 июня 2006 г. Указом Президента РФ Российской Федерации утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Цели готовящейся еще на тот момент программы были сформулированы К. Ромодановским следующим образом: «сформировать системный процесс переселения соотечественников, способствовать стабилизации демографической ситуации, решить проблему заселения отдельных территорий, привлечь квалифицированные рабочие кадры». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Результатом осмысления теоретических представлений  о миграции как явлении экономического, социального, правового поля стало  убеждение в необходимости комплексного изучения данного феномена с позиции  самостоятельной науки – миграциологии  – которая на сегодняшний день все же не утвердилась в этом статусе, хотя и имеет богатый материал и категориальный аппарат, разработанный  в рамках смежных с ней дисциплин. Единый подход к изучению миграционных процессов в этом случае позволил бы обогатить, объединить разрозненные материалы и, возможно, восполнить пробелы  недостающих областей знания.

     Сегодня же, пользуясь преимущественно данными  демографии и миграционного права, в меньшей степени – социологии и психологии, мы имеем возможность  определить миграцию не только как  процесс территориальной мобильности, но и как ситуацию смены идентичностей  и статуса человека, которая и  обуславливает необходимость его  социальной поддержки и правового  сопровождения.

     Однако  конкретный человек – переселенец, мигрант – лишь один из участников многостороннего миграционного  процесса, объединяющего обменивающиеся населением государства с их интересами и приоритетами в различных областях жизни и сферах управления. Учет интересов всех участников – залог  грамотной миграционной политики, включающей политику иммиграции, натурализации  и интеграции, каждая из которых  решает специфические задачи, но в  целом способствует взаимовыгодному  разрешению конфликтной по существу ситуации переселения.

     Политика  в отношении соотечественников  за рубежом – одно из приоритетных направлений современной миграционной политики, значимость которого предопределена историческими особенностями развития российского государства, равно как предопределена и юридическая неопределенность самого понятия «соотечественники за рубежом», апеллирующего в существующей своей трактовке к особенностям воспитания и мировоззрения людей, оказавшихся за пределами России – как на территории постсоветского пространства, так и за его пределами. От того, изменится ли его содержательное наполнение в результате законотворческой деятельности, зависят особенности и потенциальный масштаб реализации рассматриваемой нами в рамках данной работы Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2005. - 137-142с.
  2. Демография [Текст]: учебник/ Под ред. Н. А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 384 с.
  3. Леонидова, Т. И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты [Текст] / Т. И. Леонидова // Миграционное право. – 2007. - № 1. – С. 22-27.
  4. Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. №2146
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. - 294-317с.
  6. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов/Под ред. Л.Е.Стровского - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. - 148-168с.
  7. Моденов, В. А. Россия и миграция. История, реальность, перспективы [Текст] / В. А. Моденов, А. Г. Носов. – М.: Прометей, 2002. – 328 с.

Информация о работе Россия в системе международной миграции рабочей силы