Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:47, реферат
Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.
1. Россия в системе международного разделения труда...............................................................
2. Россия и Всемирная торговая организация……………………………………………………
3. Место и роль России в мировой торговле………………………………………………………
4. Вывоз капитала из России…………………………………………………………………………
5. Россия на международном рынке труда…………………………………………………………
6. Становление и перспективы российских международных компаний –
финансово-промышленных групп………………………………………………………………….
7. Россия в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений………
8.Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками…………………………………………………………………………………………
9.Отраслевые особенности транснационализации Российских ТНК……………………………
10.Перспективы…………………………………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………………………….
4
Однако из-за резкого падения объема внешней торговли РФ в 2009 г.(на 36,2%)ее удельный вес снизился до 1,4%.При этом доля российского товарного экспорта в глобальном вывозе в течении и 2007-2009гг.составляла 2,5 2,9 и 1,8% соответственно. В международном рейтинге стран экспортеров коммерческих услуг 2008 г. Россия переместилась на 22-е место ,т.е.на три строки выше 2007г.с долей в 1,3% на мировом рынке. Структура внешнеторгового оборота РФ в целом и экспорта в частности за последний период не изменилась. По-прежнему в его составе преимущество сохраняется за топливно энергетическим сырьем (ТЭС) и продуктами низко-технологичной переработки ,значительная часть которых (до 46%)производится в металлургической ,нефтехимической ,лесоперерабатывающей и в других подобных отраслях. Размер и поставок такой продукции на внешний рынок в совокупности достигает 90% общероссийского экспорта хотя из за финансового кризиса и общего падения спроса на углеводородное сырье на внешнем рынке 2009г. существено снизился стоимостный объем вывоза ТЭС и несколько сократилась его доля в экспорте – на 2,7% по сравнению с предыдущим годом. В то же время стабильно низким остается размер экспорта российской МТП – на уровне не более 4.6 % в совокупном объеме экспорта РФ в 2009г. На мировом рынке НТП Россия занимает всего лишь 0,4 %.Но и в этих малых объема экспортных поставок НТП преобладающая часть (до 40% и более) это - военно-техническая продукция (ВТП). Так, в 2009г. ее доля в экспорте НТП достигла 61,2%, а сумма свыше 8,5млрд. долл. США. Стоимостный рост продаж ВТП по сравнением с 2008-2007гг. составил 1,8 и 14,9%соответственно.При общих неоднозначных показателях, характеризующих положении России в системе мировой торговли, на международных рынках наукоемкой продукции и услуг ее позиций более слабые. Так, если доля продаж наукоемких товаров и технологий вместе взятых в составе российского экспорта доходит до 2,7%, то на мировом рынке это всего лишь 0,3-0,4%(табл.8).В то же время на страны-продуценты мирового рынка высоких технологий (США, Япония, ЕС) приходится соответственно 39,30 и 18%, а их доля в мировом экспорте наукоемкой продукции- 24,13, и 15%.Закономерно, что в 2009г. Россия по поставкам инновационных продуктов и технологий на международные рынки оказалось только 80-м месте и 160 стран. Несмотря на то что стоимостные объемы российского экспорта наукоемкой продукции за 2000-2006г. увеличилось почти в 2 раза. Их абсолютная величина минимальна. Например, по сравнению с США-лидером на мировом рынке высокотехнологичных продуктов и долей 39%- Россия экспортирует почти в 17 раз меньшие размеры. Не менее скромные позиции занимает Россия и на мировом рынке наукоемких услуг - менее 1%(табл.1). Такая ситуация имеет место даже на фоне того, что в этом секторе отечественной экономики в последние годы были достигнуты более высокие среднегодовые темпы роста экспорта, чем в поставках высокотехнологичной продукции. По объему и структуре экспортируемых услуг Россия серьезно отстает от целого ряда стран. В частности, по экспортных компьютерных и информационных услуг она отстает в 38 раз от Индии, в 20 раз от США, в 4,5 раза от Китая. Еще меньшие объемы экспорта Россия имеет по образовательным услугам - не более 0,2%на мировом рынке. Так, по заключению.THE ECONOMIST I NTELLIGENCE UNITE, она находится на 55-м месте по уровню готовности к процессам. В итоге, стоимость экспорта таких услуг оценивается не более чем в 200 млн. дол. США, а их доля в общем объеме экспортируемых из России наукоемких услуг – 1,6%. В то же время, согласно международной статистики, в США и Великобритании, например, экспорт образовательных услуг достигает соответственно 15,9млрд. дол. Интересен тот факт, что эти суммы сопоставимы с объемами поступлений от продажи этими странами ВТП на мировом рынке. Существующее положение России на мировых рынках не дает основании для оптимизма в расчете на то, что ей в ближайшее будущем удастся нарастить производство и объемы экспорта наукоемкой продукции и услуг и уж тем более диверсифицировать в его структуру. Для этого необходимо осуществить реальный перевод экономики на инновационный путь развития, который по требует, по оценкам специалистов, не менее 2 десятилетий, учитывая нынешнее ее состоянии. Факторов, указывающих на эту ситуацию достаточно. Один из последних – это озвученная недавно руководством страны заключения о том, что в настоящее время даже в системе мин обороны РФ находится в эксплуатации до85% устаревшей техники и 80% кабельной сети, требующих их полной замены. Проблема диверсификации экспортоориентированного производства и его технологического обновления остается одной из важнейших для России, не решив которую невозможно рассчитывать на повышении уровня ее конкурентоспособности.
5
Современные международные тенденции свидетельствуют, что эффективность национальных экономических систем в настоящее время во многом опирается на инновационную деятельность в различных сферах хозяйствования, а прирост ВВП обеспечивается в значительной части за счет создания, выпуска и реализации наукоемкой продукции и услуг. Это подтверждает опыт развития стран, где наблюдается ускоренный рост вклада инноваций в прирост ВВП. Например, в странах ЕС он увеличился за период 1980 - 2007 гг.45 до 50%, в США – до 35,6% (на 4%), в Японии – до 42,5% (на 12,1%). В России вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП Минэконом развитие РФ в 2007г. Оценивало в 1,3%.
Состояние инновационных процессов в России в текущий период отражают несколько показателей. Так, ежегодно созданных и внедренных передовых промышленных технологий в течении последних лет зафиксировано на уровне 780-800 и 30 тыс. соответственно. Объем инвестиций в нанотехнологии в 2009 г. Со стороны госкорпорации «РОСНАНО» оценивается в 28,5 млр.долларов., а бюджетное финансирование приоритетных направлений индустрии в рамках федерально-целевых программ, по данным Федерального агентства по науке и инновациям, - на уровне 3877,5 млр.руб.то есть на 29 % меньше по сравнению с 2008 годом и на 8,7 %-с 2007 г.. В то же время по правительственным прогнозам, планируется к 2015 г. Обеспечить объем продаж продуктов наноиндустрии на сумму 900 млр. Руб.; 1/3 которых может быть предложено на экспорт.
Россия находится
на стадии самых начальных шагов
в направлении построения инновационной
экономики.
Парадоксально,
но Россия, прибегая к зарубежным займам,
является одним из крупнейших в мире экспортеров
капитала. По данным "Круглого стола
бизнеса России" в середине 90-х годов
общий объем находящихся за рубежом ресурсов,
включая вывезенные и инвестированные
капиталы, иностранные долги составляют
огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл.
При этом "экспорт капитала", начавшийся
с конца 80-х годов, продолжается.
За рубежом действуют тысячи фирм с российским
капиталом. Часть из них была основана
там еще в советское время, однако подавляющее
число - в последние годы. По некоторым
оценкам объемы инвестиций этих российских
предприятий за рубежом составляют 9-10
млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные
капиталовложения США приближаются к
1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании
они составляют несколько сотен миллиардов
долларов.
Российские зарубежные предпринимательские
инвестиции размещены преимущественно
на Западе, в том числе в оффшорных центрах
и налоговых гаванях. Там же преимущественно
находятся и зарубежные капиталовложения
российских физических и юридических
лиц в ссудной форме (т. е. банковские депозиты,
средства на счетах других финансовых
институтов и т. п.). Часть из них размещена
там на короткий срок для осуществления
текущих внешнеэкономических операций.
Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов.
Вывоз капитала
из России осуществляется двумя путями:
законным путем и незаконными
способами, принявшими форму "бегства
капитала".
Легальный способ вывоза капитала базируется
на постановлении Совета министров СССР
от 18 мая 1989 г. № 412 "О развитии хозяйственной
деятельности советских организаций за
рубежом". В этой связи к законному вывозу
капитала относятся все государственные
и негосударственные предприятия, созданные
в соответствии с этим постановлением
и внесенные в Государственный реестр
зарубежных предприятий, создаваемых
с российским участием.
К законным способам вывоза капитала можно
отнести рост зарубежных активов российских
уполномоченных банков. На начало 1994 г.
они составляли 20 млрд. долл., увеличившись
толь-
ко за 1992 год на 4 млрд. долл.
6
Например, в
1994 г. банк "Менатеп" приобрел
двадцатипроцентный пакет
Основная масса частного капитала
из России вывозится в рамках так называемого
"бегства капитала". Оно началось
в 1989 г., когда правительство СССР приняло
решение о предоставлении предприятиям,
объединениям и организациям права прямого
выхода на внешние рынки. Процесс оттока
капитала из России активизировался с
1990 г. Для того, чтобы представить, какие
потери в результате этого процесса несет
Россия, можно привести такие цифры: ежегодная
утечка капитала оценивается в 12-24 млрд.
долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд.
долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов
за 1995 г. составил 12,3 млрд. долл.
В настоящее время утечка капитала стала
принимать весьма изощренные формы, не
всегда поддающиеся контролю в рамках
действующего законодательства. Этот
процесс, в частности, включает в себя:
1. Не переведенную в Россию экспортную
выручку. Только в 1992 г. ее объем составил
около 4,6 млрд. долл. В 1994 г. невозврат экспортной
выручки составил 2 млрд. долл. Наибольшие
недопоступления в федеральный бюджет
отмечены по таким видам товаров, как нефть,
нефтепродукты и цветные металлы.
2. Занижение экспортных и завышение
импортных цен, особенно активно используемых
в бартерных сделках;
3. Осуществление авансовых платежей
под импортные контракты без последующей
поставки товара и зачисления валюты на
зарубежные счета российских резидентов.
Утечку валюты на импортных операциях
эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.
4. В результате недобросовестных бартерных
операций из России ежегодно "утекает"
около 1 млрд. долл.
5. Контрабандный .вывоз СКВ и другие
ухищрения.
В понятие "утечка капиталов" некоторыми
экономистами предлагается включать также
упущенную выгоду для российской экономики
в рамках внешнеторговых операций, а также
иностранную валюту во внутреннем обороте
российской экономики. "Бегство капиталов"
учитывается в платежном балансе по статье
"Пропуски и ошибки".
Бегство капитала характерно для стран
с галопирующей инфляцией, высокими налогами
и политической нестабильностью. Все это
характерно для России. К этим причинам
можно добавить факторы недоверия государству,
отсутствие льгот И стимулов для хранения
и инвестирования капиталов внутри страны.
"Убегая" из России, частный капитал
вывозится за рубеж не столько по классическим
причинам, сколько из-за стремления его
владельцев поместить его в более стабильной
экономике, без опасности быть экспроприированным.
Одновременно, памятуя о значительной
степени криминализации нашего общества
в 90-е годы, следует отметить, что немалую
часть "бегства капитала" составляют
средства, нажитые незаконным путем, вывоз
которых за рубеж является одним из способов
их "отмывания". Этот процесс характерен
не только для России, но и для многих стран,
где имеются значительные криминальные
структуры.
Правительство России пытается ограничить,
взять под контроль процесс утечки капитала
за рубеж, превратить его в канализируемый,
контролируемый вывоз капитала.
Контроль за движением валютных средств
- это, в первую очередь, контроль над банковскими
учреждениями, осуществляющими операции
по их переводу. Такое движение за пределы
России может осуществляться в двух формах:
наличной и безналичной. Первая форма
- это компетенция таможенных органов,
вторая - преимущественно Центробанка
России. Важно также, чтобы средства российских
предприятий и организаций находились
на счетах именно российских банков. Если
они уйдут на счета зарубежных банков
(а именно это сейчас и происходит), то
окажутся вне досягаемости российских
контролирующих органов.
Следует иметь в виду, что любая система
контроля и регулирования должна быть
комплексной и внедряться целиком, чтобы
не образовать новых прорех и дыр для утечки
капитала.
В рамках создания комплексной системы
по предотвращению или значительному
сокращению "бегства капитала" предлагаются
следующие меры.
7
Прежде всего,
усиление государственного регулирования
российских зарубежных инвестиций, направление
их в наиболее прибыльные, благоприятные
в инвестиционном отношении страны, зоны,
регионы. Например, в страны СНГ, свободные
экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский
регион. Целесообразность инвестиций
российских фирм за рубежом должна определяться
общегосударственными интересами. Приоритет
должен отдаваться развитию внутреннего
российского производства.
Ограничение процесса "бегства капитала"
может осуществляться путем применения
следующих конкретных мер:
1) единого таможенно-валютного контроля
за репатриацией выручки от экспорта и
импорта товаров и услуг; особого контроля
за бартерными операциями;
2) лицензирования вывоза капитала;
3) инвентаризации российских инвестиций
за рубежом, выяснения действительного
числа предприятий и объемов капитальных
вложений.
Значение административных мер нельзя
преувеличивать, так как побудительным
мотивом деятельности предприятий за
рубежом является экономический интерес,
и именно он определяет направление и
характер движения капитала. Стратегической
мерой по сокращению "бегства капитала"
за рубеж должно стать создание такого
инвестиционного климата в России, который
стал бы привлекательным как для внутренних
российских капиталов, так и для зарубежных
инвестиций, ищущих прибыльного применения.
На фоне сложившихся
тенденций позиция России на мировом
рынке высокотехнологичной
Преимущественные тендении устойчивости стоимостных объемов роста сохраняются в сфере международной торговли услугами (табл 2), благодаря чему сформировался глобальный сектор мирового хоз-ва.К началу 20 в доля услуг в мировомВВП составляла более 60 %,а в РС – более70%.Так, в США доля услуг в ВВП достигла 80%.Условия развития глобального рынка услуг стало ускорение НТП, интернационализации производственно-хозяйственной деятельности и расширения спектра деловых услуг, в том числе в рамках электронной торговли через систему Интернет.
В течении 2000-2008
гг. среднегодовой ростобъемов
5. Россия на международном рынке труда
Вхождение России
как равноправного партнера в
мировое экономическое
Россия с запозданием включилась в международные
процессы миграции населения. Импортируя
рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов
открыла вопрос об экспорте своей рабочей
силы.
С принятием "Закона о занятости"
(1991 г.) всем гражданам России предоставлено
юридическое право выезжать за рубеж на
работу.
8
Осуществить
это право человек может либо
в соответствии с
По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов,
число российских эмигрантов к 2000 г. может
достигнуть 25 млн. человек. Это породило
опасения о грядущей российской экспансии
на Запад. В результате развитые европейские
страны ввели ряд барьеров, затрудняющих
переселение российских граждан в эти
страны.
Цифры реальной эмиграции рабочей силы
свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг.
среднегодовая численность эмигрантов
составляла 100-105 тыс. человек. В это число
не включены выезжающие на временную работу,
часто без соответствующего оформления.
Какая-то часть выехала за рубеж по "своим
каналам". Так что миллионы выезжающих
работников из России - это пока только
прогноз и предположения.
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:
во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;
во-вторых, ограничением
численности выезжающих
Поэтому выезжать
будет преимущественно
Признавая необходимость экспорта рабочей
силы за рубеж (хотя есть и его противники),
к числу положительных факторов, сопровождающих
этот процесс, относят следующие:
- снижение давления на внутренний рынок
труда;
- минимизация существующих в его структуре
дисбалансов;
- уменьшение безработицы;
- финансовые поступления от мигрантов;
- повышение профессионального и культурного
уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой
миграции, осуществления социальной защиты
наших сограждан российское правительство
предприняло ряд шагов. Так, заключены
межправительственные и межведомственные
соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией,
Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее
соглашение государств - участников СНГ.
Практически все соглашения с государствами
Западной и Восточной Европы содержат
квоты, в соответствии с которыми ежегодно
в этих странах могут работать не более
4 тыс. россиян.
Выход России на международный рынок труда
осложняется рядом факторов и, прежде
всего, неблагоприятной конъюнктурой
этого рынка в последние годы (высокой
конкуренцией со стороны стран-экспортеров
рабочей силы).
Информация о работе Россия в системе международных экономических отношений