Россия в системе международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:47, реферат

Описание

Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.

Содержание

1. Россия в системе международного разделения труда...............................................................
2. Россия и Всемирная торговая организация……………………………………………………
3. Место и роль России в мировой торговле………………………………………………………
4. Вывоз капитала из России…………………………………………………………………………
5. Россия на международном рынке труда…………………………………………………………
6. Становление и перспективы российских международных компаний –
финансово-промышленных групп………………………………………………………………….
7. Россия в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений………
8.Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками…………………………………………………………………………………………
9.Отраслевые особенности транснационализации Российских ТНК……………………………
10.Перспективы…………………………………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

4

Однако из-за резкого падения объема внешней  торговли РФ в 2009 г.(на 36,2%)ее удельный вес  снизился до 1,4%.При этом доля российского  товарного экспорта в глобальном вывозе в течении и 2007-2009гг.составляла 2,5 2,9 и 1,8% соответственно. В международном рейтинге стран экспортеров коммерческих услуг 2008 г. Россия переместилась на 22-е место ,т.е.на три строки выше 2007г.с долей в 1,3% на мировом рынке. Структура внешнеторгового оборота РФ в целом и экспорта в частности за последний период не изменилась. По-прежнему в его составе преимущество сохраняется за топливно энергетическим сырьем (ТЭС) и продуктами низко-технологичной переработки ,значительная часть которых (до 46%)производится в металлургической ,нефтехимической ,лесоперерабатывающей и в других подобных отраслях. Размер и поставок такой продукции на внешний рынок в совокупности достигает 90% общероссийского экспорта хотя из за финансового кризиса и общего падения спроса на углеводородное сырье на внешнем рынке 2009г. существено снизился стоимостный объем вывоза ТЭС и несколько сократилась его доля в экспорте – на 2,7% по сравнению с предыдущим годом. В то же время стабильно низким остается размер экспорта российской МТП – на уровне не более 4.6 % в совокупном объеме экспорта РФ в 2009г. На мировом рынке НТП Россия занимает всего лишь 0,4 %.Но и в этих малых объема экспортных поставок НТП преобладающая часть (до 40% и более) это - военно-техническая продукция (ВТП). Так, в 2009г. ее доля в экспорте НТП достигла 61,2%, а сумма свыше 8,5млрд. долл. США. Стоимостный рост продаж ВТП по сравнением с 2008-2007гг. составил 1,8 и 14,9%соответственно.При общих неоднозначных показателях, характеризующих положении России в системе мировой торговли, на международных рынках наукоемкой продукции и услуг ее позиций более слабые. Так, если доля продаж наукоемких товаров и технологий вместе взятых в составе российского экспорта доходит до 2,7%, то на мировом рынке это всего лишь 0,3-0,4%(табл.8).В то же время на страны-продуценты мирового рынка высоких технологий (США, Япония, ЕС) приходится соответственно 39,30 и 18%, а их доля в мировом экспорте наукоемкой продукции- 24,13, и 15%.Закономерно, что в 2009г. Россия по поставкам инновационных продуктов и технологий на международные рынки оказалось только 80-м  месте  и 160 стран. Несмотря на то что стоимостные объемы российского экспорта наукоемкой продукции за 2000-2006г. увеличилось почти в 2 раза. Их абсолютная величина минимальна. Например, по сравнению с США-лидером на мировом рынке высокотехнологичных продуктов и долей 39%- Россия экспортирует почти в 17 раз меньшие размеры. Не менее скромные позиции занимает Россия и на мировом рынке наукоемких услуг - менее 1%(табл.1). Такая ситуация имеет место даже на фоне того, что в этом секторе отечественной экономики в последние годы были достигнуты более высокие среднегодовые темпы роста экспорта, чем в поставках высокотехнологичной продукции. По объему и структуре экспортируемых услуг Россия серьезно отстает от целого ряда стран. В частности, по экспортных компьютерных и информационных  услуг она отстает в 38 раз от Индии, в 20 раз от США, в 4,5 раза от Китая. Еще меньшие объемы экспорта Россия имеет по образовательным услугам - не более 0,2%на мировом рынке. Так, по заключению.THE ECONOMIST I NTELLIGENCE UNITE, она находится на 55-м месте по уровню готовности к процессам. В итоге, стоимость экспорта таких услуг оценивается не более чем в 200 млн. дол. США, а их доля в общем объеме экспортируемых из России наукоемких услуг – 1,6%.  В то же время, согласно международной статистики, в США и Великобритании, например, экспорт образовательных услуг достигает соответственно 15,9млрд. дол. Интересен тот факт, что эти суммы сопоставимы с объемами поступлений от продажи этими странами ВТП на мировом рынке. Существующее положение России на мировых рынках не дает основании для оптимизма в расчете на то, что ей в ближайшее будущем удастся нарастить производство и объемы экспорта наукоемкой продукции и услуг и уж тем более диверсифицировать в его структуру. Для этого необходимо осуществить реальный перевод экономики на инновационный путь развития, который по требует, по оценкам специалистов, не менее 2 десятилетий, учитывая нынешнее ее состоянии. Факторов, указывающих на эту ситуацию достаточно. Один из последних – это озвученная недавно руководством страны заключения о том, что в настоящее время даже в системе мин обороны РФ находится в эксплуатации до85% устаревшей техники и 80% кабельной сети, требующих их полной замены. Проблема диверсификации экспортоориентированного производства и его технологического обновления остается одной из важнейших для России, не решив которую невозможно рассчитывать на повышении уровня ее конкурентоспособности.   

5

Современные международные  тенденции свидетельствуют, что  эффективность национальных экономических систем в настоящее время во многом опирается на инновационную деятельность в различных сферах хозяйствования, а прирост ВВП обеспечивается в значительной части за счет создания, выпуска и реализации наукоемкой продукции и услуг. Это подтверждает опыт развития стран, где наблюдается ускоренный рост вклада инноваций в прирост ВВП. Например, в странах ЕС он увеличился за период 1980 - 2007 гг.45 до 50%, в США – до 35,6% (на 4%), в Японии – до 42,5% (на 12,1%). В России вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП Минэконом развитие РФ  в 2007г. Оценивало в 1,3%.

Состояние инновационных  процессов в России в текущий  период отражают несколько показателей. Так, ежегодно созданных и внедренных передовых промышленных технологий в течении последних лет зафиксировано на уровне 780-800 и 30 тыс. соответственно. Объем инвестиций в нанотехнологии в 2009 г. Со стороны госкорпорации «РОСНАНО» оценивается в 28,5 млр.долларов., а бюджетное финансирование приоритетных направлений индустрии в рамках федерально-целевых программ, по данным Федерального агентства по науке и инновациям, - на уровне 3877,5 млр.руб.то есть на 29 % меньше по сравнению с 2008 годом и на 8,7 %-с 2007 г.. В то же время по правительственным прогнозам, планируется к 2015 г. Обеспечить объем продаж продуктов наноиндустрии на сумму 900 млр. Руб.; 1/3 которых может быть предложено на экспорт.

Россия находится  на стадии самых начальных шагов  в направлении построения инновационной  экономики. 

  1. Вывоз капитала из России

Парадоксально, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным "Круглого стола бизнеса России" в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом "экспорт капитала", начавшийся с конца 80-х годов, продолжается. 
За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское время, однако подавляющее число - в последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов. 
Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них размещена там на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов.

Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными  способами, принявшими форму "бегства  капитала". 
Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении Совета министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом". В этой связи к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием. 
К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. На начало 1994 г. они составляли 20 млрд. долл., увеличившись толь- 
ко за 1992 год на 4 млрд. долл.

6

 Например, в  1994 г. банк "Менатеп" приобрел  двадцатипроцентный пакет акций  в акционерном капитале группы  компаний "Валмет", выкупив часть  пакета долевого участия американского  банка "Риггснэншил Бэнк оф  Вашингтон". 
   Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого "бегства капитала". Оно началось в 1989 г., когда правительство СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и организациям права прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов за 1995 г. составил 12,3 млрд. долл. 
В настоящее время утечка капитала стала принимать весьма изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю в рамках действующего законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя: 
1. Не переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1992 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. В 1994 г. невозврат экспортной выручки составил 2 млрд. долл. Наибольшие недопоступления в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы. 
2. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках; 
3. Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год. 
4. В результате недобросовестных бартерных операций из России ежегодно "утекает" около 1 млрд. долл. 
5. Контрабандный .вывоз СКВ и другие ухищрения. 
В понятие "утечка капиталов" некоторыми экономистами предлагается включать также упущенную выгоду для российской экономики в рамках внешнеторговых операций, а также иностранную валюту во внутреннем обороте российской экономики. "Бегство капиталов" учитывается в платежном балансе по статье "Пропуски и ошибки". 
Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот И стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны. 
"Убегая" из России, частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим причинам, сколько из-за стремления его владельцев поместить его в более стабильной экономике, без опасности быть экспроприированным. Одновременно, памятуя о значительной степени криминализации нашего общества в 90-е годы, следует отметить, что немалую часть "бегства капитала" составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж является одним из способов их "отмывания". Этот процесс характерен не только для России, но и для многих стран, где имеются значительные криминальные структуры. 
Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала. 
Контроль за движением валютных средств - это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая - преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства российских предприятий и организаций находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов. 
Следует иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых прорех и дыр для утечки капитала. 
В рамках создания комплексной системы по предотвращению или значительному сокращению "бегства капитала" предлагаются следующие меры.

7

Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства. 
Ограничение процесса "бегства капитала" может осуществляться путем применения следующих конкретных мер: 
1) единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными операциями; 
2) лицензирования вывоза капитала; 
3) инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений. 
Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению "бегства капитала" за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.

На фоне сложившихся  тенденций позиция России на мировом  рынке высокотехнологичной продукции  крайне слабы. На ее долю  приходится лишь 0,4% от совокупного объема мировых  продаж технологий, да и в составе  товарного экспорта из России наукоемкая продукция не превышает 2,5 %.Группа стран-лидеров  среди мировых экспортеров товарной продукции в 2008 г. Перечислена в табл 4.Однако в 2009 г. По совокупности объемов экспорта и импорта товарной продукции и позиции  некоторых стран  менялись, в частности США и Великобритании. Так , Сша оказались начевертом месте с долей 11% в мировой торговле, а Великобритания поднялась на вторую позицию, разделив ее с Китаем( их доля-28%) и опередив Японию (13%).Возглавляет список стран-лидеров мировой торговли по-прежнему Германия, доля которой-40%.

Преимущественные  тендении устойчивости стоимостных  объемов роста сохраняются в  сфере  международной торговли услугами (табл 2), благодаря чему сформировался глобальный сектор мирового хоз-ва.К началу 20 в доля услуг в мировомВВП  составляла более 60 %,а в РС – более70%.Так, в США доля услуг в ВВП достигла 80%.Условия развития глобального рынка услуг стало ускорение НТП, интернационализации производственно-хозяйственной деятельности и расширения спектра деловых услуг, в том числе в рамках электронной торговли через систему Интернет.

В течении 2000-2008 гг. среднегодовой ростобъемов мирового экспорта услуг был на уровне не 12%, что в 2,4 раза выше этого же показателя за 1995-2000гг.Даже с учетом общей тенденции снижения деловой активности в мире.

5. Россия на международном рынке труда

 
Вхождение России как равноправного партнера в  мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. 
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы. 
С принятием "Закона о занятости" (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу.

8

 Осуществить  это право человек может либо  в соответствии с межправительственными  соглашениями, используя специальные  агентства, либо сам, найдя  работу за границей. 
По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны. 
Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по "своим каналам". Так что миллионы выезжающих работников из России - это пока только прогноз и предположения.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:

 во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;

 во-вторых, ограничением  численности выезжающих емкостью  рынков труда принимающих стран  и в целом сравнительно низким  уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером.

Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная  и мобильная часть населения. 
Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие: 
- снижение давления на внутренний рынок труда; 
- минимизация существующих в его структуре дисбалансов; 
- уменьшение безработицы; 
- финансовые поступления от мигрантов; 
- повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов. 
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ. 
Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян. 
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы).

Информация о работе Россия в системе международных экономических отношений