Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:47, реферат
Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.
1. Россия в системе международного разделения труда...............................................................
2. Россия и Всемирная торговая организация……………………………………………………
3. Место и роль России в мировой торговле………………………………………………………
4. Вывоз капитала из России…………………………………………………………………………
5. Россия на международном рынке труда…………………………………………………………
6. Становление и перспективы российских международных компаний –
финансово-промышленных групп………………………………………………………………….
7. Россия в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений………
8.Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками…………………………………………………………………………………………
9.Отраслевые особенности транснационализации Российских ТНК……………………………
10.Перспективы…………………………………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………………………….
14
Самыми крупными
должниками нашей страны являются
Куба (ее долг 18 млрд. долл.), Сирия (13,5 млрд.),
Монголия (11,2 млрд.), Вьетнам, Ирак, Эфиопия,
Йемен, Мозамбик, Сомали. Почти все эти
государства - должники СССР имеют соглашения
с Парижским клубом .
Погашение задолженности со стороны должников
России может включать не только наличные
платежи, но и поставки товаров, предоставление
российским компаниям в концессию месторождений
ценного сырья, а также промышленных объектов.
В конце 1997 г. Россия вступила в Лондонский
клуб. Лондонский клуб - международное
объединение представителей более 600 крупнейших
частных коммерческих банков, сформировавшееся
в 80-е годы. Цели этой организации - разрешение
проблем, возникающих в связи с неспособностью
развивающихся стран регулярно погашать
платежи по внешней задолженности. Лондонский
клуб в основном кредитовал развивающиеся
и социалистические страны. Россия в списке
должников занимает четвертое место после
Бразилии, Мексики, Аргентины.
В отличие от Парижского Лондонский клуб
занимается вопросами задолженности перед
частными коммерческими банками, кредиты
которых не находятся под защитой государственных
гарантий или страхования. Именно на этом
рынке проводились достаточно активные
спекулятивные операции.
В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено,
что должником Лондонского клуба со стороны
России будет выступать Внешэкономбанк.
Третий международный финансовый долговой
клуб - Токийский занимается вопросами
урегулирования коммерческой торговой
задолженности.
Российское правительство признало эту
группу задолженности лишь в октябре 1994
года. В настоящее время торговые операции
с этой категорией задолженности осуществляются
при посредстве Внешэкономбанка. Механизм
ликвидации этой группы задолженности
пока до конца не отработан.
Осенью 1998 г. Правительство России сформировало
новую международную финансовую структуру
- Московский клуб. В эту организацию приглашены
все нынешние держатели краткосрочных
ГКО-ОФЗ. В одну группу объединились 17
крупнейших банков - держателей ГКО-ОФЗ,
в другую - 60 трастовых компаний и хедж-фондов.
Главной задачей клуба будет реструктуризация
долгов по ГКО-ОФЗ и выработка условий
для их постепенного погашения.
Положение России с точки зрения обслуживания
внешнего долга к началу третьего тысячелетия
остается достаточно сложным. Если внешние
заимствования будут продолжаться на
уровне 10 млрд. долл. в год, то к 2002 г. сумма
внешнего долга вырастет в 2 раза. Это будет
означать, что все внешние займы будут
идти на покрытие старых долгов, поскольку
к 2002 г. Россия должна будет платить только
по процентам 10-12 млрд. долл. в год.
Интенсивное привлечение иностранного
ссудного капитала, ориентация на него
российской финансовой системы создает
опасный дестабилизирующий прецедент.
Это наглядно продемонстрировали события
разразившегося в России в августе 1998
г. финансового кризиса. Сбалансированная,
гибкая политика России по управлению
своими зарубежными займами и кредитами
будет способствовать ее выходу из нынешнего
тяжелого финансового положения.
8.Экономические
отношения России с
региональными интеграционными
группировками
В 90-е годы Россия
сделала существенные шаги в налаживании
контактов с ведущими зарубежными
интеграционными группировками
по различным направлениям экономического
сотрудничества. Определяющим направлением
российской внешней политики в эти
годы были страны Западной Европы и, прежде
всего, страны ЕС.
Россия и ЕС
Существуют две основные точки зрения
на отношения России с ЕС. Сторонники одной
считают вполне необходимым и возможным
курс на всемерное сближение с ЕС для того,
чтобы в перспективе вступить в тесный
экономический союз. Согласно ст. 237 Римского
договора и ст. "О"
15
Маастрихтского
договора любая европейская страна
может претендовать на членство в
Европейском Союзе.
Думается, что в ближайшей перспективе
вопрос о возможности присоединения России
к ЕС не актуален. Гораздо более насущны
вопросы выполнения соглашения о партнерстве
и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанного
в середине 1994 г. и ратифицированного в
конце 1996 г. Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве (СПС) создает устойчивый,
построенный на основе международного
права, режим экономического взаимодействия,
охватывающий, в основном, всю торговлю
товарами между Россией и ЕС, трансграничную
торговлю услугами, движение капиталов,
учреждение и деятельность компаний .Значение
СПС заключается в том, что в последние
годы ЕС превратился в главного партнера
России в международном сотрудничестве.
В стратегическом плане ЕС, располагающий
мощным торгово-промышленным и финансовым
потенциалом, будет и впредь играть ведущую
роль в российских внешнеэкономических
связях. ЕС выступает как серьезный импортер
энергетических и сырьевых товаров, составляющих
основу современного российского экспорта.
На его долю приходится 35 процентов товарооборота
России.
В соответствии с Соглашением о партнерстве
и сотрудничестве для товаров ЕС и России
устанавливается национальный режим.
Это означает, что российские товары на
рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не
могут облагаться налогами и сборами более
высокими, чем отечественные товары.
В соответствии с Соглашением отменяются
количественные ограничения (квоты) на
ввоз в европейские страны российских
товаров, за исключением текстиля, стали,
ядерных материалов, торговля которыми
должна регулироваться отдельными соглашениями.
Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать
адекватную и эффективную защиту прав
на интеллектуальную и промышленную собственность.
По основным направлениям сотрудничества,
оговоренным в соглашении, ЕС будет оказывать
России поддержку через ТАСИС - ведущую
программу предоставления субсидий бывшим
республикам СССР и Монголии. Общий объем
средств, предоставленных России в 1991-1995
гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн.
экю (т. е. свыше 1 млрд. долл.). В целом Соглашение
открывает широкие возможности по сближению
России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство.
Однако потребуется немало обоюдных усилий,
чтобы в полном объеме реализовать эти
возможности.
ЕС, формируя свою политику по отношению
к России, рассматривает ее как важную
и самостоятельную силу в будущей архитектуре
Европы. ЕС обязуется способствовать необратимости
их экономических реформ, ее интеграции
в мировую экономику на основе рыночных
законов, скорейшему принятию в ВТО и другие
международные экономические организации.
Направления и особенности этого сотрудничества
будут во многом зависеть как от развития
и трансформации самого ЕС, так и от развертывания
процессов интеграции в рамках СНГ. По
мнению российских специалистов главным
вопросом в экономических взаимоотношениях
России и ЕС в ближайшем десятилетии станет
создание зоны свободной торговли и разработка
механизма ее функционирования.
Россия и А ТЭС
Ориентируя свою внешнеэкономическую
политику на всемерное сотрудничество
с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает
все больше внимания уделять развитию
экономических отношений с другими региональными
интеграционными группировками. И, прежде
всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом,
с АТЭС. В физико-географическом отношении
принадлежность России к АТР неоспорима.
Из общего объема внутрирегионального
товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского
региона, оцениваемого примерно в 2 трлн.
долл., на долю России приходится около
1%. Это не сообразуется с ее статусом великой
азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует
потенциалу ее экономики. Европейская
ориентированность страны мешала увидеть
на Востоке новые реалии будущего мира.
Российские правительственные, деловые,
научные круги участвуют в такой форме
интеграционной деятельности, как разработка
и осуществление многосторонних проектов.
Это, например, проект ПРООН по развитию
района реки Туманной на стыке границ
России, Китая и КНДР, проект развития
экономической зоны Японского моря, проекты
строительства магистральных газопроводов,
16
линий передач
и телекоммуникаций, проходящих
через территории нескольких
стран, уже начатое силами
Таким образом, Россия фактически участвует
в различных формах интеграционного процесса
в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но
еще довольно слабо влияет на организацию
и регулирование этого процесса.
Интеграция в АТР в рамках АТЭС может осуществляться
для России по более удобным правилам,
нежели интеграционные процессы с ЕС.
При гипотетическом вступлении в ЕС Россия
обязана будет выполнять все требования
Союза, выработанные без нее. АТЭС - молодая,
растущая группировка. В ней допускается
деятельность на; основе индивидуальных
планов стран, критерии членства также
не универсальны. Поэтому, интегрируясь
в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия
сохраняет возможности отстаивать свои
приоритеты, защищать интересы при построении
интеграционных механизмов.
В области международного экономического
сотрудничества Россия стоит перед непростым
выбором. Идти ускоренным путем по пути
все более тесных связей с западноевропейской
интеграционной группировкой, не забывая
растущую перспективность экономической
интеграции в Восточной Азии, или же на
первом плане должен быть процесс реинтеграции
бывших республик Советского Союза, восстановление
порванных связей с бывшими странами СЭВ.
Нынешняя внешнеэкономическая политика
России в значительной степени свидетельствует
о попытках совмещения этих двух подходов.
Насколько такие действия окажутся успешными,
покажет ближайшее будущее.
9.Отраслевые
особенности транснационализации
Российских ТНК
Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Примером является, гигантская организационно-хозяйственная структура РАО 2Газпром» - монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечивающий около 20 % западноевропейских потребностей в этом сырье. «Газпром» имеет фирмы со своим участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром зарубежной инвестиционной деятельности « Газпрома» стала Германия. Суть такой ситуации состоит в том, что через Германию проходят основные европейские газотранспортные потоки: из Норвегии, России, Голландии.
В нефтяной промышленности лидером является крупнейшая в России нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в которой, 45 % принадлежит государству .На предприятия этой компании принята вертикальная интеграция производства: часть добытой нефти перерабатывается на бензин, дизельное топливо, смазочные масла, керосин. Совместные предприятия и АО с участием «ЛУКОЙЛ» образованы в Чехии, Ирландии, Израиле на Кипре, а так же в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Украине, Литве.
К Российским ТНК в добывающее промышленности следует отнести АО «Алроса».В 1992 г. Она выиграла тендер на разработку алмазного месторождения Катока в Анголе, опередив другие известные западные компании..
В последние
годы заметно усилилась
17
По примеру иностранных автогигантов крупнейшие российские автозаводы «Газ» и «Ваз» начинают создавать сборочные предприятия в некоторых импортирующих странах, приобретая черты ТНК. Так используя более низкие пошлины на ввоз комплектующих деталей по сравнению с пошлинами на ввоз готовых автомобилей, Горьковский автозавод организовал совместное российско-украинское предприятие « КременчугавтоГаз », на котором предусмотрено осуществлять сборку маллотонажных грузовых автомобилей « Газ -3302»,»ГАЗель». Например, «Автоваз» организовал сборку автомобилей «Евро-Лада» в Финляндии на основе соглашения с фирмой «Валмет». Заводы «Валмет», где собираются автомобили всемирно известных фирм «Опель», «Сааб», «Дженерал Моторс», считаются одним из самых технологически гибких производств в Европе.
Среди ведущих
нефинансовых Российских ТНК преобладают
компании ключевых отраслей отечественной
специализации в международном разделении
труда- топливные и металлургические
фирмы. Однако в списке крупнейших инвесторов
можно так же увидеть, в частности российские
телекоммуникационные компании, которые
в последние годы, динамично осваивают
рынки стран СНГ. Есть среди российских
ТНК транспортные фирмы, причем как операторы,
обслуживающие сухопутный транзит российских
экспортных поставок через третьи страны,
так и морские пароходства, которые в 1990-е
годы вывезли значительную часть флота
по так называемые «дешевые флаги». Есть
крупные инвесторы и в машиностроении,
химической промышленности и других отраслях.
10.Перспективы
Развитие
в России конкурентоспособных
по мировым критериям
Несмотря на,
попытки Российского
Перспективы России
по наращиванию экспорта наукоемкой
продукции будут в значительной
степени определятся в
В то же время инновационный
путь развития экономики потребует более
активного участия государства в выборе
стратегически приоритетных проектов,
создание благоприятного инвестиционного
климата, формирование необходимой инфраструктуры.
Не должна оставаться неизменной и внешнеэкономическая
политика государства так как инновационные
процессы объективно невозможно обеспечить
беспоследовательной интеграции в рыки,
в глобальные и региональные, технологические
и финансовые потоки.
Информация о работе Россия в системе международных экономических отношений