Россия в системе международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:47, реферат

Описание

Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.

Содержание

1. Россия в системе международного разделения труда...............................................................
2. Россия и Всемирная торговая организация……………………………………………………
3. Место и роль России в мировой торговле………………………………………………………
4. Вывоз капитала из России…………………………………………………………………………
5. Россия на международном рынке труда…………………………………………………………
6. Становление и перспективы российских международных компаний –
финансово-промышленных групп………………………………………………………………….
7. Россия в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений………
8.Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками…………………………………………………………………………………………
9.Отраслевые особенности транснационализации Российских ТНК……………………………
10.Перспективы…………………………………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

Интеллектуальная  эмиграция из России 
Одной из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция или "утечка умов", о которой говорилось выше. 
С 1989 по 1992 г. "утечка умов" из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало около 10% научных работников разного профиля Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования. По данным Совета Безопасности РФ на 1997 г. из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировало из России навсегда. Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам страну покинули 70-80% ее математиков, 50% физиков-теоретиков. 
Основные потоки интеллектуальной миграции идут в Германию, Израиль, США (96,3%, в том числе 9,6% - научные кадры и преподаватели). Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки. 
                                                                                           9

Возможности российской миграции рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся страны. В советский период эта миграция носила плановый характер. В страны "третьего мира" на контрактной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты в области прикладных исследований. При этом особая заинтересованность проявляется в отношении ученых-естественников, специалистов военно-промышленного комплекса и технологий двойного назначения. Весьма заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран. 
К концу 90-х годов в процессе международной интеллектуальной миграции появились новые черты и особенности. 
Во-первых, на смену "утечки мозгов" пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны. 
Во-вторых, движение квалифицированных специалистов происходит не только "к капиталу", но и "одновременно с капиталом или вслед за ним". Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру. 
В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивания ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства. 
В- четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длительный период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою жизнь. 
Все эти новые характерные черты интеллектуальной миграции свойственны и России. 
Каков общий объем "утечки умов" из России? 
По оценкам российских специалистов к 2000 г. он приблизится к 1,5 млн. человек. Ежегодные прямые потери России в результате "утечки умов" можно оценить не менее, чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды - в 50-60 млрд. долларов. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А США, к примеру, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают г 80-100 млрд. долл. в год. 
 
6. Становление и перспективы российских международных компаний - финансово-промышленных групп

 
До новейших образований российских финансово-промышленных групп (ФПГ) идея создания крупных межотраслевых  производственно-финансовых объединений разрабатывалась в теории и реализовывалась на практике советского периода. Первые попытки организационной взаимоувязки крупных хозяйственно-технологических комплексов были предприняты при организации совнархозов, когда многие министерства упразднялись и вводилась комплексная организация управления взаимосвязанными производствами на территориальной основе. 
Развитие процесса по устранению межведомственной разобщенности и организаций народнохозяйственных технологических комплексов выразилось в образовании научно-производственных объединений (НПО), торгово-производственных объединений (ТПО), агропромышленных комплексов (АПК), территориально-производственных комплексов (ТПК) и, наконец, государственно-производственных объединений (ГПО). Все эти образования были главным образом и прежде всего нацелены на решение внутриэкономических задач без широких планов внешнеэкономической ориентации. 
В начале 90-х годов сложилось понимание того, что наиболее эффективным путем создания и развития российских транснациональных компаний является институт финансово-промышленных групп. 
                                                                                            10

Финансово-промышленные группы представляют собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединившие свои материальные активы. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства, а также банков.

Уже в советские  времена существовали международные  или транснациональные корпорации. Примером российской ТНК может служить "Ингосстрах" со своими дочерними  и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а также ряде стран СНГ. К числу такого рода компаний можно отнести государственный концерн "Нафта Москва" (бывший Союзнефтеэкс-порт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Англии, Дании, Италии и других странах. 
Некоторые российские международные корпорации появились сравнительно недавно. К их числу можно отнести "Микрохирургию глаза" с большим количеством своих отделений по всему миру, а также "ЛУКойл" (в ее состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения), "Автоваз" и др. Многие российские организации не называют себя промышленно-финансовыми группами, хотя являются ими на самом деле. В качестве примера можно привести некоторые из вышеперечисленных компаний, а также такие финансовые гиганты, как "Альфа-банк", ОНЭКСИМ-банк и др. 
Например, в финансовый блок холдинга ОНЭКСИМ-банка помимо одноименного банка, входит инвестиционный банк "МФК-Ренессанс", единая страховая компания и компания по управлению активами. Производственный блок достаточно диверсифицирован и включает нефтяную компанию СИДАНКО, Новолипецкий' металлургический комбинат, "Норильский никель", "Связьинвест", а также химические и деревообрабатывающие предприятия. Кроме того, в холдинг входят некоторые структуры средств массовой информации. На долю промышленных компаний группы приходится свыше 4% российского валового внутреннего продукта и около 7% объема российского экспорта. В подразделениях группы занято более 400 тыс. человек. 
В рамках ФПГ выделяются три основных направления: финансовое, промышленное, медиа. По мнению главы холдинга "Интеррос", Россия способна выдвинуть на мировой рынок несколько компаний, готовых к конкуренции в глобальном масштабе. Одной из таких групп может стать "Интеррос". 
Приватизация в России сопровождалась возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных структур нового типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов, финансово-промышленных групп), способных успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках, таких, например, как "Газпром". "Газпром" контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа, обеспечивает почти пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. По оценке "Германского торгового банка", рыночная стоимость "Газпрома" - 23 млрд. долл. 
Этот концерн, зарабатывая 6-7 млрд. долл. в год, остается самым крупным в стране источником поступления твердой валюты. Доля "Газпрома" в проекте "Ю-Кей-Контйнент Интерконнектор" составляет 10%, в предприятии "Вингас", созданном совместно с дочерней компанией "Винтершелл" германской ТНК "БАСФ", - 35%. Он также имеет партнерские отношения с рядом других крупных западных корпораций. 
Каковы причины появления российских финансово-промышленных корпораций? 
Прежде всего общеэкономические причины, требующие новых организационно-хозяйственных форм - высокоинтегрированных межотраслевых корпораций в российской экономике. 
Другая группа причин связана с выходом России на международный рынок. Российские предприятия сталкиваются с возросшей конкуренцией на всех направлениях внутреннего и внешнего рынка. Реальная открытость российского рынка и не всегда адекватная открытость многих зарубежных рынков, ставит задачу создания мощных хозяйственных структур, могущих не только охватить внутренний национальный рынок, но и успешно конкурировать с международными корпорациями на внешнем рынке.

11

Требования международной  конкуренции диктуют необходимость  коренной реорганизации предприятий, их технологического перевооружения. Для этого, в первую очередь, необходима концентрация инвестиционных ресурсов. 
Важным стимулом для роста числа российских ФПГ стало "Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания", утвержденное Указом Президента 5 декабря 1993 г. Расширение экономической деятельности этих групп за границы России фактически превращает их в средние и крупные по мировым стандартам транснациональные корпорации. 
Формирование и развитие российских международных корпораций может, таким образом, осуществляться двумя путями: 
1) образованием мощных национальных корпораций - ФПГ с последующей их экспансией на мировом рынке; 
2) использованием имеющейся системы разделения труда и соответствующей ей кооперации производства между странами СНГ, созданием транснациональных ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов партнеров из стран содружества. 
На начальном этапе создания и функционирования финансово-промышленных групп определенное предпочтение отдается второму подходу. Это объясняется нехваткой собственных средств и возможностей и тем, что со'здание таких компаний способствует поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ. Межгосударственный экономический комитет стран СНГ разработал Конвенцию о транснациональных корпорациях в странах СНГ. Ее цель - содействовать формированию транснациональных производственных структур в странах СНГ, проведению активной промышленной политики, привлечению инвестиций и др. 
Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное в 1994 г. "Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений". 
В развитие его положений Россия заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном. Но действующие национальные нормативные документы часто "не стыкуются" между собой. 
Отдельными решениями российского правительства одобрено создание транснациональных ФПГ, например, "Российский авиационный консорциум", "Международные авиадвигатели", в которую входят 50 предприятий оборонных комплексов Украины и России. В качестве транснациональной группы зарегистрирована ФПГ "Нижегородские автомобили" с участием 8 предприятий из пяти государств СНГ и Латвии. Готово к подписанию соглашение между Россией и Казахстаном о мерах по созданию торгово-финансово-промышленной группы (ТФПГ) "Сокол", а также соглашение о создании подобных трупп с Белоруссией, Узбекистаном и др. Активно реализуется программа создания ТФПГ в атомной энергетике, в которой участвуют Россия, Украина, Казахстан. В части транснациональных металлургических компаний - между Украиной, Россией, Казахстаном. 
Большую активность в формировании транснациональной корпорации проявляет Ингосстрах. В 1997 г. было подписано соглашение о создании "Транснациональной страховой группы Ингосстрах". В нее объединились 27 страховых компаний из России, 16 стран ближнего и дальнего зарубежья. Суммарные активы участников группы составляют 600 млн. долл. Компании обладают разветвленной сетью из 131 филиала и представительства. Создание группы позволит страховать крупные риски, а также составит серьезную конкуренцию крупным западным страховым компаниям. 
На начало 1998 г. в России зарегистрировано 75 финансово-промышленных групп. В их состав вошли 1150 промышленных предприятий и организаций, 160 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятости приближается- к 5 млн. человек. 
В перспективе с учетом потенциала российской экономики следует ориентироваться на становление в ней 10-20 особо мощных универсальных ТФПГ, 100-150 крупных групп, сопоставимых по размерам с зарубежными корпоративными объединениями и способными контролировать до 50% промышленного производства, а входящие в их состав банки - до 70% банковских активов. 
ТНК промышленно развитых стран, а также "новых индустриальных стран" являются основой их экономики.

12

 В наших условиях они также могут стать наиболее эффективной формой организации хозяйственной деятельности, которая обеспечит органическое взаимодействие финансового и промышленного капитала. Финансово-промышленные группы при условии целенаправленной их поддержки со стороны государства, должны стать объектами экспортноориентированного экономического роста, способствующего прогрессивным изменениям в российской экономике.

7. Россия в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений

 
Стремление России к интеграции в мировое хозяйство предполагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях. Чтобы стать полноправным участником этих отношений, России предстоит решить немало проблем. При этом стратегической задачей ее валютной политики является введение свободного обмена рубля на конвертируемые валюты. Это предполагает наличие сбалансированного и открытого (в рамках избранной стратегии) для нерезидентов внутреннего рынка товаров, услуг, капитала, валют, отмену валютных ограничений. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком. 
В России фактически имеется внутренняя конвертируемость рубля при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуются политико-экономическая и финансовая стабилизация, накопление золотовалютных резервов, отработка валютного механизма сотрудничества 
со странами СНГ. 
В середине 90-х годов внутренняя конвертируемость рубля способствовала значительной долларизации сбережений россиян и, отчасти, наличного денежного оборота. В 1995 г. российские банки официально ввезли в Россию 20,16 млрд. долл. наличной валюты, т. e. примерно 135 долл. на каждого жителя. Вся денежная масса внутри России, по некоторым оценкам, составляет 50-60 млрд. долл. Эта цифра включает и до 20 млрд. наличных долларов, находящихся в обращении или в "чулках" россиян. Весь валовой внутренний продукт (ВВП) России для сравнения составляет немногим более 160 млрд. долл. в пересчете по коммерческому курсу).

Интеграция России в мировое хозяйство дает возможность участия в операциях мирового рынка ссудного капитала, портфельных и прямых инвестиций. Однако эта возможность не может быть реализована в полной мере из-за существующих валютных ограничений, неблагоприятного инвестиционного климата в стране, "бегства капиталов" за рубеж, устойчивого состояния недоверия к национальной валюте. 
Многие из перечисленных факторов, препятствующих полноценному участию России в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях, связаны между собой. Так, сохранение ограничений в области движения капиталов в России обычно связывается с необходимостью борьбы с утечкой капитала. А утечка капитала, в свою очередь, связана с низкой степенью доверия к национальной валюте и т. д. 
Вступление России в международные финансовые организации, такие как МВФ, дало возможности российской экономике для получения ссудного и предпринимательского капитала Международные экономические и финансовые организации представили рад кредитов нашей стране. Однако эти кредиты в пересчете на душу населения весьма незначительны и не могут оказать сколько-нибудь решающего влияния на ход экономических реформ. 
Основная масса представленных России кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровнем инфляции, бюджетного дефицита и др. ) либо выделена на кредитование инвестиционных проектов Такие кредиты быстро не реализуются, а некоторые из них могут быть не востребованы. 
Мировые финансы со второй половины 90-х годов стали важным фактором финансовой стабилизации России. В 1996-1997 гг. за счет внешних заимствований было покрыто 44-48% бюджетного дефицита РФ. 
                                                                                          13

Относительная стабилизация финансовой сферы России в середине 90-х годов позволила международному рейтинговому агентству Standard and Poor's присвоить (в 1996 г.) России довольно высокий рейтинг внешних заимствований. Это открыло возможность размещать на внешних рынках государственные ценные бумаги, что существенно диверсифицировало источники внешних заимствований. 
В ноябре 1996 г. Россия осуществляла первое размещение еврооблигаций на сумму 1 млрд. долл. сроком на 5 лет под 9,25% годовых . 
До вспышки финансового кризиса в августе 1998 г. Россия разместила в Европе 9 выпусков еврооблигаций, из них 6 долларовых, 2 - в немецких марках и один - в итальянских лирах на общую сумму порядка 16 млрд. долл. 
Акцент в политике государственных заимствований на внешние источники связан с тем, что они дешевле внутренних. К тому же объемы внутренних займов ограничены размерами денежной массы. 
Если для западных финансовых организаций займы для России представляют рискованное, но весьма прибыльное с точки зрения долгосрочных интересов помещение капитала, то для России это вынужденное мероприятие, влекущее за собой многолетние и крупные выплаты из бюджета в счет погашения долгов. При этом кредиты и займы не гарантируют осуществление необходимых структурных преобразований в российской экономике и, соответственно, ее специализации в международном разделении труда. 
Кризис на мировых фондовых рынках резко ограничил доходность экспорта и спровоцировал вывод средств иностранных инвесторов с российского фондового рынка. По различным оценкам, совокупные иностранные вложения в Россию составляют от 50 До 55 млрд. долл. Из них порядка 25-30 млрд. долл. составляют вложения в ГКО - ОФЗ, до 20 млрд. долл. - в корпоративные ценные бумаги, 5-6 млрд. долл. привлечены российскими коммерческими банками. 
Внешняя задолженность России 
Активность России на мировом рынке ссудного капитала во второй половине 90-х годов способствовала резкому увеличению ее внешней задолженности. К сентябрю 1998 г. внешние долги России оценивались в 151,5 млрд. долл.  
Значительная часть внешнего долга (более 100 млрд. долл.) досталась от бывшего СССР, так как российское правительство взяло на себя соответствующие обязательства. Тем не менее, внешние заимствования в 1996-1998 гг. увеличились в 2 раза, прежде всего за счет заимствований у международных организаций (МВФ, Всемирный банк) и выпуска еврооблигаций. 
Внешние заимствования свойственны большинству стран. У многих из них весьма существенна и внешняя задолженность. Так, весь государственный долг США оценивается в 5,5 трлн. долл. Только для ликвидации последствий финансового кризиса по линии МВФ для Южной Кореи было выделено 67 млрд. долл. кредитов. Все страны мира делают долги, рефинансируют их и получают новые кредиты. 
Для России необходима выработка концепции развития внешнего долга, включающая определение возможностей его обслуживания, реструктуризации, а также выбор перспективных направлений использования новых внешних заимствований. 
Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на три группы: кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов. Совокупный долг им без процентов составляет около 80 млрд. долл. 
Парижский клуб (создан в 1956 г.) - межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран. Его цель - пересмотр условий внешних займов развивающихся стран для избегания одностороннего моратория. Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части, списание 30-60 процентов задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям. 
Вступление России в Парижский клуб (в 1997 г.) заставило страну признать свое обязательство по долгу СССР отказаться от части дебиторского долга. В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне 1990 г. - 60 копеек за доллар. Кроме того, она приобрела дополнительные возможности по возврату долгов от своих собственных должников. Бывший СССР активно поддерживал страны "социалистической ориентации", которых было больше 20.

Информация о работе Россия в системе международных экономических отношений