Рыночная экономика на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 817.00 Кб (Скачать документ)

Введение 

  Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны.  Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

          Прибыль является первоочередным  стимулом к созданию новых  или развитию уже действующих  предприятий.  Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.  Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

       Тема прибыли и рентабельности  особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли.  К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”,  предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования. 

        Реальное положение в экономике  сегодня таково, что из всех  возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).

      Вследствие  выше перечисленного, анализ прибыли, рентабельности и себестоимости на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным.               Тема моей курсовой работы: «Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективной деятельности предприятия на примере ОАО «Русь».

    Целью курсовой работы  является нахождение путей увеличения прибыли, рентабельности и снижения себестоимости.

    В ходе исследования предполагается решить ряд задач:

    - изучить понятия  и экономическую  сущность прибыли,  рентабельности и себестоимости; представить точки зрения отечественных и зарубежных экономистов, рассматривающих прибыль, рентабельность и себестоимость

    - рассмотреть экономические  условия предприятия  и финансовое состояние  предприятия

       -предложения по увеличению прибыли, рентабельности и снижению себестоимости

    Предмет исследования –  прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения, себестоимость.

    Объектом  исследования является ОАО «Русь», расположенный в Краснодарском крае, Лабинском районе, станице Владимировская.

Информационной  базой служат годовые отчеты предприятия  за 2008-2009 года. 

    
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы  изучения проблемы  исследования

1.1 Прибыль, рентабельность, себестоимость и  их экономическая  сущность 

   Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.  Важнейшими из них являются показатели прибыли, себестоимости и рентабельности, которые в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

  Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности (18, с 37).

      Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

  Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояния производительности труда, уровня себестоимости, оценки производственной и финансовой деятельности предприятия, степени его деловой активности и финансового благополучия.   Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников (премия). (3, с. 13).

      В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями (17 с. 44).

  Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности.  В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия.  Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли (10, с. 16).

   Основные показатели можно объединить в следующие группы:

- показатели, рассчитанные на основе стоимости  реализованной продукции;

- показатели, рассчитанные на основе производственных  активов;

- показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

    Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемым в отчетности предприятия: 

 

          Данные показатели характеризуют прибыльность продукции (19, с. 48-49).  Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.  В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). 

      Рентабельность  отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости.  Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.  

 

   В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.  Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли (19, с. 50).

          Вторая группа показателей рентабельности  формируется на основе расчета  уровней рентабельности в зависимости  от изменения размера и характера  авансированных средств:  все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал: 

 

 

  Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.

        Третья группа показателей формируется  аналогично показателям первой  и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. 

                                                                                                (1.1.)

        Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.

            Главным источником роста рентабельности  следует считать снижение затрат на производство, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда.  

           Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации (18, с. 55).

    Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

    К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:

    - показатели, связанные с повышением  технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);  

    - показатели, связанные с улучшением  организации труда и управления (совершенствование организации,  обслуживания и управления производством,  сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);

    Основными задачами анализа себестоимости  промышленной продукции

    - установление динамики важнейших  показателей себестоимости; 

    - определение затрат на рубль  товарной продукции;

    - выявление резервов снижения  себестоимости. 

    Анализ  затрат на производство по элементам  и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов  и статей калькуляции, удельный вес  каждого элемента в общей сумме  затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Обзор отечественного и зарубежного опыта 

      В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником рентабельности является труд. Это встречается очень редко, например, когда торговец покупает товар с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения рентабельности. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения рентабельности. В большинстве случаев получение рентабельности является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие рентабельности связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.

Рентабельность  сложная и неоднозначная категория.

      Известный американский ученый-экономист  Самуэльсон рентабельность определял  как безусловный доход от факторов  производства, как вознаграждение  за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию.

Методика  исчисления рентабельности за рубежом  несколько отличается от применяемой  в отечественной практике, что обусловлено различиями в собственности, учете, отчетности. Зарубежные промышленного предприятия рентабельность за отчетный период определяют как разность стоимости чистых активов на начало и конец периода. Чистые активы подсчитываются путем вычитания из общей стоимости активов промышленного предприятия (стоимости недвижимости, машин и оборудования, запасов, долговых требований, ценных бумаг в портфеле) стоимости долгов третьим лицам (т. е. тем, кто не входит в число владельцев компании), суммы среднесрочной, долгосрочной и краткосрочной задолженности поставщикам и прочим кредиторам. Из полученной разности вычитают дополнительные взносы владельцев компании или прибавляют к ней сумму выплаченных возмещений им.

Информация о работе Рыночная экономика на предприятии