Рыночная экономика на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 817.00 Кб (Скачать документ)

        Из таблицы влияния  факторов на изменение производительности труда, видно, что объем продаж в действующих ценах на 1 чел в 2009 году возрос на 56,53 % по сравнению с 2008 годом, хотя  количество отработанных за год человеко-дней и человеко-часов  всех работников и отдельного работника уменьшается. Объем продаж на 1 человеко-час в 2009 году увеличился аж в 131,97% по сравнению с 2008 годом. Коэффициент использования рабочего времени существенно не изменился.
Таблица 10 Структура выручки
 
Показатели 2008г 2009г В среднем за 2 года Удельный вес, %
Растениеводство – всего 

в т.ч.: зерно

          картофель

          сахарная свекла

         подсолнечник

         прочая продукция растениеводства

Животноводство  – всего,

в т.ч.: скотоводство

           - молоко

              - мясо;

овцеводство:

           -  шерсть;

           - мясо;

свиноводство;

птицеводство:

           - яйцо

           - мясо;

продукция переработки

прочая  продукция животноводства

Продукция подсобного производства

Всего                                        

7182

3953

------

632

1322

1275

4050

-----

2525

600

----

----

----

----

----

----

----

646

279 

------

9850

5873

4275

-----

-----

983

1300

3983

----

3068

632

----

----

----

----

----

----

----

-----

283 

------

10541

6527,5

4114

-----

316

1152,5

1287,5

4016,5

-----

2796,5

616

----

----

----

----

----

----

----

323

281 

----

10195,5

64,02

40,35

-----

3,09

11,30

12,62

39,39

-----

27,42

6,04

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

3,16

2,75 

-----

100


 

     Из  этой таблицы видно, что в 2009 году выручка увеличилась за счет продажи: мяса, молока, зерна. Самую большую  долю удельного веса в структуре  выручки занимает  растениеводство. В целом можно предположить, что  предприятие выпускает очень  мало продукции, что естественно отражается на выручке и дает возможность спада производства, что ведет к банкротству. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Факторный анализ прибыли и  рентабельности, себестоимости ОАО «Русь»
 

3.1 Фактическое состояние  предприятия 

    Анализ  формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.

    Анализ  данных таблицы показывает, что по сравнению с 2008 в 2009 году произошло  ухудшение основных финансовых показателей. Чистая выручка от реализации за анализируемый период уменьшилась с 

    11 288,00 тыс. руб. и до 11 245,00 тыс. руб. или уменьшилась на 0,38%. Величина себестоимости изменилась с 9 673,00 тыс. руб. и до 11 184,00 тыс. руб. или на 15,62%.

    Удельный  вес себестоимости в общем  объеме выручки вырос с 85,69% и до 99,46%.

    Сравнение темпов изменения абсолютных величин  выручки и себестоимости свидетельствует  о  снижении эффективности основной деятельности.

    Операционная  прибыль уменьшилась в анализируемом  периоде с 2 740,00тыс. и до 2 261,00тыс. руб. или на 17,48%.

    Прибыль от финансовой деятельности предприятия уменьшились в анализируемом периоде с -554,00 тыс. до -858,00 тыс. руб. или на 54,87%. Финансовая деятельность предприятия на конец анализируемого периода была убыточной.

    На  конец анализируемого периода предприятие  имело чистую прибыль в размере 1 403,00тыс. руб., которая имела тенденцию к снижению, т.е. собственные средства, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности уменьшились. 
Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.

    В структуре доходов предприятия  наибольшую долю составляет прибыль от основной деятельности, что свидетельствует о нормальной коммерческой деятельности предприятия.

    При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.

            Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на предприятии Бунина возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

    Анализ рентабельности на  ОАО «Русь»:

    Рентабельность  продаж, отражающая долю чистой прибыли в объеме продаж, уменьшилась

      и составила 12,48%.

    Рентабельность собственного капитала предприятия, определяющая эффективность использования вложенных в предприятие средств увеличилась, что является положительным фактом,

    и составила 16,22%.

    Рентабельность  текущих активов (отражающая эффективность использования оборотных активов и показывающая, какую прибыль приносит единица оборотного капитала предприятия) увеличилась, что является положительным результатом деятельности предприятия,

    и составила 17,07%.

    Рентабельность  внеоборотных активов (отражающая эффективность  использования внеоборотных активов  и показывающая, какую прибыль  приносит единица внеоборотного  капитала предприятия) увеличилась, что является положительной динамикой,

    и составила 53,92%. Значение рентабельности активов на конец анализируемого периода свидетельствует о достаточно высокой эффективности использования имущества.

    В структуре доходов предприятия  наибольшую долю составляет прибыль от основной деятельности, что свидетельствует о нормальной коммерческой деятельности предприятия.

           Исходя из определения, рентабельность — показатель, отражающий насколько эффективно предприятие ведет свою производственно-финансовую деятельность.  И вне зависимости от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов.

          Это, прежде всего:

  • совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики;
  • повышение эффективности использования ресурсов предприятия;
  • совершенствование системы управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.

          При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов.  Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем  потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

    Доходность  предприятия по производству продукции  рассматривается как коэффициент  соотношения цен единицы продукции  и единицы ресурса. Данное соотношение  называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью.

      Крупные предприятия главное  внимание обращают на проблемы  контроля за изменениями промышленной  производительности и стараются  понижать роль внешнего фактора,  или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является  расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов — машин, оборудования и т.д. (19, с. 61-62).

       На ОАО «Русь», главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли.  В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов, как мука, вода, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака.

       Показателем, характеризующим деятельность предприятия по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции.  Рассчитывается он:

 
 

      На  ОАО «Русь» он составил 910 руб. и 930 руб. , что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого персонала.

        Одним из факторов, способным  реально повлиять на рост рентабельности, на этом предприятии может  стать уменьшение остатков нереализованной  продукции. Это может произойти  во многом из-за того, что в  остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.

      Таким образом, на  ОАО «Русь» резервы роста рентабельности еще существуют.  Но с учетом того, что рентабельность продукции на  предприятии напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Пути и резервы повышения эффективности производства 

    В настоящее время, когда в стране наблюдается диспаритет цен, (не раз  отмечавшийся Президентом РФ) в том  числе вследствие действий монополий, всякое изменение уровня цен на входные ресурсы находят отражение не сразу, а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе.  Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика.  Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных “ниш”,  совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя.

Информация о работе Рыночная экономика на предприятии