Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
1. Рыночный механизм и его функции
2. Конкуренция как ключевая категория рыночных отношений
3. Конкуренция в рыночной экономике Республики Беларусь
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 33 с., 1 табл., 14 источников.
Рыночный механизм, конкурентная борьба, рыночная структура, модель конкурентной борьбы.
Объект исследования ― рыночная экономика.
Предмет исследования ― функции рынка и конкурентных отношений на нем, механизм реализации конкуренции в рыночной экономике Республики Беларусь.
Цель работы: исследовать основные функции рынка и рыночной конкуренции, а также особенности реализации конкуренции на рынке Республики Беларусь.
Методы исследования: описания, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов.
Исследования и разработки: проведен анализ основных функций и роли рынка и рыночной конкуренции, в результате чего обозначены особенности конкуренции на рынке Республики Беларусь.
Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь.
Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.
Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость:
изучение рынка и особенностей конкуренции на нем является очень актуальным, так как с вопросами конкурентной борьбы производители и потребители сталкиваются ежедневно, и понимание конкуренции и рыночного механизма в целом даёт возможность правильной оценки ситуации на рынке, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли производителей и удовлетворению спроса потребителей.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в курсовой работе расчётно-аналитический
материал правильно и объективно отражает
состояние исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературных и других
источников теоретические, методические
положения и концепции сопровождаются
ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Рыночный механизм
и его функции……...................……
2 Конкуренция как ключевая категория рыночных отношений………….....12
2.1 Конкуренция: понятие, сущность……………………………………….…12
2.2 Функции и роль конкуренции на рынке…………………….………..……15
2.3 Основные модели конкурентных структур………………………………..18
3. Конкуренция в рыночной экономике Республики Беларусь…….………...22
3.1 Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь…………….22
3.2 Меры
по улучшению конкурентной
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………….………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
По
определению рынок – это
Необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма является конкуренция, хотя сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Цель курсовой работы: изучить понятия «рынок» и «конкуренция», раскрыть их сущность, определить функции рынка и конкурентных отношений в рыночной экономике.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.
Рассмотреть, как по мере
2. Выяснить сущность конкурентных отношений, определить их функции и роль на рынке; обозначить основные модели конкурентных структур.
3. Определить, каков механизм реализации конкуренции на рынке Республики Беларусь.
Тема является актуальной, так как с вопросами,
которые раскрываются в этой работе, мы
сталкиваемся довольно часто, и понимание
конкуренции и рыночного механизма в целом
даст возможность правильной оценки ситуации
на рынке, что в конечном итоге приведет
к увеличению прибыли.
1.1Сущность
рынка и условия его
возникновения
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.
В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика).
Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения по детальной и технологической специализации.
Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе. Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок. [7, c. 22]
Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.
Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.
В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка
кроется и в возможности (свободе) для
каждого экономического субъекта обеспечивать
свои интересы. Рынок предполагает свободу
конкурентного поведения, свободу хозяйствования,
защиту интересов конкретного товаропроизводителя.
Внерыночное регулирование хозяйства
неизбежно в любой системе, однако чем
меньше скован товаропроизводитель, тем
больше простора для развития рыночных
отношений. [7, c. 23-25]
1.2
Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций.
Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.