Рыночный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Содержание

1. Рыночный механизм и его функции
2. Конкуренция как ключевая категория рыночных отношений
3. Конкуренция в рыночной экономике Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

       Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и четкости определения его содержания в экономической теории. Конкурентную среду можно определить как исторически конкретную социально-экономическую структуру общественного хозяйства, обеспечивающую товарно-денежный обмен, согласно законам товарного производства. Полноценная конкурентная среда создает предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального их использования, свободного движения факторов производства  (включая перелив капитала), для развития деловой активности. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но последняя всегда базируется на высоком уровне развития товарного производства и товарно-денежного обращения. Формированию конкурентной среды предшествуют становление рыночной конкуренции

как таковой  и столкновение частных экономических интересов, обусловленных собственностью на факторы производства, продукт и доход. Чем больше носителей и самих экономических интересов, тем вероятнее возможность возникновения полноценной конкуренции как системы отношений между экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими новые способы реализации своих экономических интересов.

       В Беларуси рыночная конкуренция была устранена с ликвидацией частной собственности в советский период в результате тотального огосударствления экономики. Вместе с этим исчезли рынок и товарное производство, а также одно из исходных условий появления конкуренции - обособленность свободных производителей как собственников средств производства и произведенного продукта. Характерной чертой советской экономики была конкуренция потребителей. Они боролись за место в очередях, за доступ к закрытым распределителям, базам и т.п. Однако ни в одной стране, где преобладает рынок покупателей, конкуренция между ними не имеет доминирующего значения.

       Основными конкурентами там выступают предприниматели. Между советскими предприятиями шла острая борьба за прикрепление к выгодным

поставщикам, за фонды и лимиты. Это была конкуренция  ведомств и организаций за ресурсы общества. В коррумпированных слоях административно-командной системы велась борьба за выживание любой ценой. Имела место также конкуренция руководителей за изменение собственного положения на иерархической лестнице руководства. В результате сегодня в нашей экономике, прежде всего в сфере материального производства, нет полноценной конкуренции. Существующие же гипертрофированные формы конкурентных отношений, как правило, носят недобросовестный, зачастую криминальный характер.

       В трансформационной экономике Беларуси появились разнообразные виды конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и денежного обращения, на рынке банковских и страховых услуг, среди предприятий общественного питания и сферы услуг вместо здоровой конкуренции возникла "теневая" - между монопольными группами "дельцов", монопольными структурами по проведению ростовщических и спекулятивных операций (например, в торговле - между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям). Легкая промышленность ощущает острую конкуренцию со стороны импортной продукции (в республике ее     50 %), в экспорте - конкуренцию с дешевыми азиатскими товарами.

       В настоящее время в Беларуси возникает конкуренция между государственным и негосударственным секторами белорусской экономики. По оценкам специалистов, в 1996-1997 гг. на 80 обследованных негосударственных предприятиях не было падения объемов производства; 60 —имели незначительную кредиторскую и дебиторскую задолженность, были рентабельны и обеспечены собственными оборотными средствами, что позволило некоторым из них провести реинвестирование.

        Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на рынке производственной   и   бытовой электронной   аппаратуры;   между   самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики, что обусловило создание на  Минском автозаводе  ПО "Белавтомаз" дилерской сети (здесь используются услуги посредников,  системы  гарантийного  и сервисного обслуживания,   принимаются новые управленческие решения), а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и  появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной.

        Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

        Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных.[4, c. 244-246]

        Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США — в среднем 15—20%.

        Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.

       Однако даже в наше нелегкое для производителей товаров время можно выделить и ряд экономически устойчивых предприятий, для которых новейшие научные разработки в технологии производства продукции уже не теория, а практика. Среди лидирующих предприятий легкой промышленности — ОАО «КИМ», гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта», ОАО «Брестский чулочный комбинат», ВШПО «Витебчанка» и др. Управленцы этих предприятий целенаправленно внедряют в производство инновации, изменяют ассортимент товаров, находят новые рынки сбыта. Для данных предприятий характерен рост прибыли, рентабельности: коэффициенты модернизации качества прогрессивного обновления близки к 1. Пока же большая часть производимой предприятиями текстильной промышленности продукции продается лишь на территории своей республики. [1, с. 31]

       С развитием рыночных отношений все более ожесточенной становится конкурентная борьба между фирмами. Кто победит — за тем более высокая прибыль, долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы увеличивается и ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать стратегию конкуренции? Создаваемые рыночные структуры с трудом и крайне медленно справляются с новой для себя задачей. С одной стороны, количественные показатели эффективности растут: в 1994 г. удельный вес негосударственного сектора в производстве был равен 22,1 %, в 1999 г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов составлял 6 — 7 %, рентабельность оказалась на 3 — 5 % выше рентабельности госсектора. С другой стороны, уровень затрат сохраняется значительным. На государственных предприятиях затраты выросли в 1999 г. более чем в 4 раза, на негосударственных ненамного меньше - в 3,8 раза. Естественно, цены остаются высокими, конкурентоспособность товаров практически не меняется.

       Рентабельность, несмотря на рост, отстает от необходимой для расширенного воспроизводства в 2 — 2,5 раза. Победа в хозяйственном соперничестве, особенно на внешнем рынке становится маловероятной.[7, c. 22]

       За десять лет конкурентоспособность отечественных предприятий снизилась, финансовых возможностей для улучшения ситуации не имеется. Предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными корпорациями не были созданы. Тем не менее, у Беларуси есть потенциал для благоприятного развития. Занимая в мире 0,15% территории, располагая 0.18% численности населения, республика производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6 – химических волокон и нитей, 0.15 - стали и цемента. 1,3 - холодильников, 0.4 - телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей. 0.8 - обуви, 8,7 - льноволокна 0,4 – мяса в убойном весе. 1,1 % - молока.

       Однако уже в ближайшие годы эти резервы будут сокращаться, а только

внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания производственного потенциала, особенно в части выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций. Кризисные явления в Беларуси не носят необратимого характера, поскольку в определенной степени сохранены потенциальная управляемость экономическими процессами, а также экономический, кадровый и интеллектуальный потенциал.

       Отсутствие подлинной приватизации, при которой появляется реальный

собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов. - производителей промежуточной продукции и Мингосимущества.[8, c. 109]

      
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Меры по улучшению  конкурентной среды  в Республике Беларусь

 

        Механизм создания эффективной конкурентной среды на потребительском рынке республики и повышения ее уровня интенсивности должен быть отрегулирован государственными органами. Этот шаг не следует рассматривать как возврат к усилению методов административного воздействия на субъектов рынка и созданию торговых барьеров. [9, c. 7]

        Для появления конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:

        - полное обособление производителей как собственников средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);

        -  множественность производителей однородной продукции (достигается путем создания новых экономических структур в монополизированных отраслях), развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и других объединений;

       - заинтересованность субъектов в предпринимательской деятельности; экономическая свобода и полная самостоятельность в производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.), отсутствие диктата со стороны правительства (государства);

       - наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, устойчивых денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики (разумной протекционистской политики государства в сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения временных количественных ограничений импорта отдельных видов продукции, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин);

       - ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;

       - преодоление монополизма государственных управленческих структур; контроль за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов и пресечение антиконкурентных действий; государственное регулирование естественных монополий; обеспечение свободного доступа к информации о товарах и ценах; превращение государственного сектора экономики в действительного конкурента. (Конкуренции не бывает при отсутствии частной собственности. Следовательно, становление конкуренции в трансформационной экономике Беларуси диктует необходимость обеспечения  права собственности на средства производства, на продукт и на доход, а также многообразия форм собственности и их равноправия. Негосударственные и частично государственные экономические структуры не должны охватывать лишь мелкое производство и бизнес.) [3, c. 255- 266]

Кроме этого, для повышения конкурентоспособности  белорусским предприятиям необходимо решить следующие задачи.

       1.Совершенствовать маркетинговую деятельность. В этих целях:

Информация о работе Рыночный механизм