Рыночный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Содержание

1. Рыночный механизм и его функции
2. Конкуренция как ключевая категория рыночных отношений
3. Конкуренция в рыночной экономике Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

    2.   Огромное число обособленных  потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный  производитель, способный удовлетворить общий спрос  всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок  представлен относительно большим числом производителей, предлагающих  гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .

    3.   Единственный потребитель товара  и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).

    4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной. По Смиту сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное" - без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

    Рассмотрим  подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.

        Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. [13, c. 247]

        Для нее характерны следующие черты:

       - наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен;

        - возможность производственного доступа к различным производственным секретам;

        - однородность продукции , производимой различными предприятиями в

рамках  одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

        - хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. [12, c. 180]

        Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран типична была до середины XIX в. Во второй половине XIX— начале XX в. Появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией появились ее новые виды, и прежде всего, несовершенная конкуренция.

        Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Эти модели хорошо раскрывают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в книге "Экономикс". Первая модель несовершенной конкуренции — монополия.

        Ей присущи следующие черты:

        - единственный продавец: одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

        - нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле,

что не существует хороших или близких  заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

         - диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет

значительный  контроль над ценой;

         - заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в

условиях  чистой монополии заблокировано.

          Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве и на рынке. В соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. Монополизм в производстве и на рынке также проявляется в установлении монопольных цен — завышенных при продаже и заниженных при покупке товаров.

       По происхождению выделяют два основных вида монополий:

       1) естественную, которая существует по объективным причинам (энергетика, железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.);

       2) искусственную — специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности (картели, синдикаты, тресты, концерн и т.д.). Можно также сказать: монопольное положение фирмы может быть ”естественным", когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию.

       Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что:

        1. она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах;

        2. более доступна реклама;

        3. монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений. [13, c. 248]

       Следующий моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

        1) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

        2) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

        3) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;

       4) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

       5) тип продукта дифференцированный. [12, c. 180]

       На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

       Третья модель несовершенной конкуренции — олигополия. Ее признаки,

характерные черты:

        1) наличие нескольких фирм;

        2) тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;

        3) контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

        4) наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;

       5) очень типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

       Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное

производство  и отсутствуют широкие возможности  дифференциации отраслевого товара.

       В зависимости от типа продукции различают олигополию:

       1)      чистую,

       2)      дифференцированную.

      Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

       Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).[13, c. 249]

        Из всех вышеперечисленных видов  конкурентных отношений в современных  условиях ни один не встречается  в «чистом виде». На любом рынке они присутствуют одновременно, однако какой-либо вид конкуренции может являться доминирующим, что и позволяет характеризовать рынок. Удельный вес каждого из видов конкурентных отношений на мировом рынке, в первую очередь, определяется уровнем развития экономики страны, которую данная фирма представляет, государственной экономической политикой, структурой национального рынка, степенью его монополизации.

         Основные типы рыночных структур, определяющих виды конкуренции,  представлены в таблице 1. 

  Таблица 1

  Характерные признаки основных рынков

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля цен

СОВЕРШЕННАЯ

 
 
 
  1. Множество фирм, производящих данный продукт;
  2. Полная однородность производимой продукции;
  3. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива ресурсов;
  4. Полная информированность покупателей и продавцов о ситуации на рынке.
 
ОТСУТСТВИЕ  КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНАМИ
НЕСОВЕРШЕННАЯ
Чистая  монополия
  1. Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы);
  2. Товар уникален;
  3. Проникновение на рынок крайне затруднено.
ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ  КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНАМИ
Олигополия
  1. Относительно небольшое число фирм;
  2. Производится однородная продукция (незначительно дифференцированная продукция);
  3. Проникновение на рынок не представляет труда.
 
ЧАСТИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ
Монополистическая конкуренция
  1. Участвует множество производителей;
  2. Множество действительных и воображаемых различий в продукции;
  3. Проникновение на рынок не представляет труда.
 
ОЧЕНЬ СЛАБЫЙ

КОНТРОЛЬ  НАД ЦЕНАМИ

3. Конкуренция в  рыночной экономике  Республики Беларусь 

3.1 Формирование конкурентной  среды в Республике  Беларусь 

        Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

        Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала. [8, c. 100]

        В настоящее время в республике преобладает капитал обращения, т.е. денежный и товарный, что соответствует этапу его первоначального накопления. Вместе с тем еще не созданы условия для функционирования производительной формы капитала. Вследствие глубокого общественного кризиса постоянно перераспределяются   права   собственности,   имеют  место крайне неравномерный переход к рыночным отношениям, натурализация экономических связей хозяйствующих субъектов, расширение товарообмена на основе бартера, расчет с работниками предприятий собственной продукцией, введение различных денежных суррогатов, криминализация экономической жизни. Во всем этом заключается своеобразие трансформации экономики Беларуси.

       Для республики также характерно формальное копирование компонентов развитых рыночных систем, активная их пропаганда. Это касается приватизации, содержания антимонопольного закона, формирования финансово-промышленных групп,  концернов, холдингов, пенсионных и инвестиционных фондов, трастовых компаний и целого ряда других явлений и процессов. Для их развития должны быть созданы: так называемый критический объем частной собственности, охрана ее неприкосновенности законом, развитой обмен, конкуренция, достаточно крупные размеры капитала и т.д. [6, c. 243]

Информация о работе Рыночный механизм