Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с трансформационной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике. Эта является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. В переходной экономике, в частности в Беларуси, такая функция ценных бумаг складывается не сразу. При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
1Содержание и структура рынка ценных бумаг ………………………………..4
2.Ценообразование и доходы на рынке ценных бумаг………………………..18
3. Особенности формирования РЦБ в странах с трансформационной экономикой………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с трансформационной экономикой ------------.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

Кроме того, фьючерсные сделки используются с целью хеджирования, т. е. страхования риска потерь от повышения цены на облигации или иные бумаги, что нежелательно для покупателя, или ее понижения, что нежелательно для продавца.

Ценообразование важный инструмент на рынке ценных бумаг, которое происходит в зависимости от вида ценной бумаги, вида рынка, условий рынка. Доходы от ценных бумаг могут выступать в разнообразных формах (дивиденды для акций, проценты для облигаций и т.д.) [6, с. 120-143] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Особенности формирования РЦБ в странах с трансформационной экономикой 

     Особенности структуры рынка ценных бумаг и государственных облигаций, в частности, в той или иной степени отличающие страны с переходной экономикой, проявляется в следующем:

- слишком  высокая доля сектора государственных ценных бумаг в ущерб корпоративным;

- преобладание  краткосрочных бумаг в ущерб  долгосрочным;

- преимущественное развитие первичного размещения ценных бумаг и недостаточная степень отработанности механизмов вторичного обращения;

- слишком  высокая доля (или даже единственно существующая) институциональных (особенно банковских) инвесторов в ущерб физическим лицам;

- быстрое  наращивание внутреннего государственного долга за счет выпуска ценных бумаг и, как следствие, возникновение в ряде случаев комплекса неразрешимых бюджетных проблем по его обслуживанию, а также проблем ликвидности ГЦБ.[Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и тенденции его развития]

В странах  с переходной экономикой в настоящее  время широко используются различные  виды государственных обязательств.

Во многих странах с переходной экономикой появление ГЦБ было связно с ограничением их оборота (возможность многократной купли-продажи в период до окончания срока их погашения). В дальнейшем многие ГЦБ странах ЦВЕ стали широко представлены на вторичных фондовых рынках - биржевых и внебиржевых. Появились ГЦБ и с долларовым номиналом, в том числе не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Тем не менее, уровень развития вторичного рынка здесь значительно отстает от Аналогичного института в развитых рыночных экономиках.

По мере формирования рыночной системы отношений в странах с переходной экономикой изменяются и расширяются цели государственных долговых обязательств. В настоящее время они выпускаются уже не только с целью финансирования бюджетных расходов и дефицитов и переоформления платежей, но и для целей регулирования денежного рынка. Общая же задача этих стран в настоящий момент в сфере финансирования бюджета состоит не столько в изменении способов финансирования бюджетных дефицитов, сколько в уменьшении доли бюджета в ВНП и передача части функций бюджета преобразовывающейся банковской системе. Отсюда вытекает задача изыскания неинфляционных источников финансирования бюджетных дефицитов, в том числе с помощью выпуска государственных долговых обязательств.

В то же время для бюджета ГЦБ являются двойственным инструментом. С одной стороны, они дают возможность получить дополнительные средства и решить определенные проблемы. С другой стороны, может возникнуть ситуация "долговой ловушки", при которой дополнительные доходы бюджета за счет прироста государственного долга становятся меньше, Чем затраты на обслуживание этого долга. Кроме того, выпуск ГЦБ ведет к уменьшению объема возможного использования денежных средств непосредственно в хозяйственной сфере, к повышению цены денег, за счет отвлечения с денежного рынка средств сбережений и накоплений на нужды государства, что в особенности отрицательно сказывается на экономике стран переходного типа. Поэтому здесь особенную актуальность приобретает задача строгого согласования выпуска ГЦБ с общими принципал нежно-кредитной, финансовой и антиинфляционной политики, проведении, точных расчетов основных параметров выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг.

В целом  особенности состояния экономики  и определяют уровень развития рынка ГЦБ в каждой отдельной стране.

В Чехии по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы проблемы бюджетного дефицитами государственного долга не так остро. ГЦБ выпускаются в основном в целях регулирования денежного рынка, рекапитализации банков и переоформления части долгов ряда дарственных предприятий. Рынок государственных облигаций относит невелик. Спрос на них постоянно выше предложения, причем имеет место спрос со стороны иностранных покупателей. Облигации размещаются посредством аукционов и свободно обращаются на фондовых биржах.

     В Польше выпускается несколько видов государственных облигаций. Казначейские облигации эмитируются сроком на 1 год и на 3 года, причем последнем случае процентная ставка привязывается к ставке по 3-месячм казначейским векселям США и они доступны иностранным инвесторам. Процентная ставка по облигациям на 1 год привязана к уровню инфляции и превышает его на 5 процентных пунктов. Казначейские облигации обращай как на бирже, так и на внебиржевом рынке. В то же время государственный долг в Польше достигает около 65 % годового ВНП, а расходы по его обслуживанию считаются очень высокими

Значительное  развитие получил рынок государственных  ценных бумаг в Литве. Доля ГЦБ в обороте Национальной фондовой биржи Литвы в отдельные периоды превышает 60 %. В то же время биржевой рынок этих бумаг нестабилен. Основными покупателями облигаций на аукционах остаются коммерческие банки (40 %). Значительную долю покупателей составляют страховые и иные финансовые компании. В структуре литовского внутреннего долга преобладают краткосрочные (трехмесячные и шестимесячные) облигации. Устойчивый характер носит размещение еврооблигаций. Цитируемые еврооблигации выпускаются в долларах, планируется их выпуск немецких марках и японских йенах.

Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами. Государства, формирующие современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют соответственно США и Германию. К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска Ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25 — 30 %) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.

К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигаций и акций — 10 : 1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50 — 60 %) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание влияния банков.

В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:

• Гражданский  кодекс Республики Беларусь;

• Законы Республики Беларусь:

<<О  ценных бумагах и фондовых  биржах»;

«Об акционерных  обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»;

«О Национальном банке Республики Беларусь»;

«О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»;

«Об именных  приватизационных чеках Республики Беларусь» ;

«О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь»;

«О депозитарной деятельности и центральном депозитарии  ценных бумаг в Республике Беларусь»;

• Законодательные  акты Республики Беларусь по проблемам  рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосимущества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бумаг или быть его участниками.

Беларусь  характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:

• Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов;

• Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рынке ценных бумаг. Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозитария, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг;

• Государственный  комитет по ценным бумагам Республики Беларусь.

• Министерство экономики, Государственный налоговый  комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.

В республике создана и инфраструктура рынка  ценных бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарием системА. 20 июля 1998 г.  образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами.

     В республике создана единая двухуровневая  депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты. Учет прав собственности осуществляется с использованием депозитарных технологий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что помимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность, скорость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появилась возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принадлежит Центральному депозитарию Национального банка Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с трансформационной экономикой