Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с трансформационной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике. Эта является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. В переходной экономике, в частности в Беларуси, такая функция ценных бумаг складывается не сразу. При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
1Содержание и структура рынка ценных бумаг ………………………………..4
2.Ценообразование и доходы на рынке ценных бумаг………………………..18
3. Особенности формирования РЦБ в странах с трансформационной экономикой………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с трансформационной экономикой ------------.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг — его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности:

• посредническая;

• коммерческая;

• деятельность инвестиционного фонда;

• деятельность депозитария;

• доверительная (трастовая) деятельность;

• деятельность специализированного регистратора (независимого реестродержателя);

• прочие виды деятельности.

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит  из следующих основных сегментов:

• корпоративных  ценных бумаг (акций, облигаций);

• государственных  ценных бумаг (ГКО, ГДО);

• муниципальных  ценных бумаг (жилищных облигационных  займов),

• ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);

• именных  приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Корпоративные ценные бумаги представлены преимущественно акциями предприятий и банков. Акционированные предприятия практически не выпускают облигации. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в экономике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной купли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически нет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвесторами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг чрезвычайно мала.

Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг.

Участниками рынка государственных ценных бумаг в Беларуси являются:

1. Министерство  финансов — эмитент, выступающий  от имени Правительства Республики  Беларусь. Этот орган выпускает  ценные бумаги и несет от  своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг.

2. Национальный  банк Республики Беларусь —  экономический советник и финансовый  агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг.

3. Инвесторы  — профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями обладающие избытком финансовых средств, инвестируемыми в ценные бумаги Правительства.

В настоящее  время структура рынка государственных  ценных бумаг в Республике Беларусь представлена следующим образец

• государственные  краткосрочные облигации (ГКО);

• долгосрочные государственные облигации (ДГО);

• государственные  долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).

Выпускаются и ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, которые по своей экономической сути близки к государственным ценным бумагам.

Выпуск  государственных краткосрочных  облигаций  осуществляется с целью  привлечения временно свободных  среде юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

ГКО выпускаются  от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди  инвесторов на добровольной основе.

ГКО являются дисконтными ценными бумагами. Их продажа может осуществляться по стоимости ниже номинальной по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, установленных Министерством финансов в день проведения аукциона с учетом предложений Национального банка. Инвесторы получают доход по этим ценным бумагам в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

Допускается продажа облигаций по среднесложившимся  на аукционе ценам, но в этом случае заявленные количества приобретаемых облигаций могут быть ограничены по каждому выпуску. Национальный банк осуществляет расчеты с первичными инвесторами по погашению облигаций после поступления средств от Министерства финансов. В такой же срок после поступления средств от Национального банка первичные инвесторы обязаны рассчитаться с другими инвесторами за погашенные облигации. Погашение облигаций происходит в безналичной форме путем перечисления их номинальной стоимости первичным инвесторам в соответствии с количеством приобретенных на закрытом аукционе облигаций.

В процессе выпуска ГКО рассчитываются доходность и цены ГКО Республики Беларусь на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.

ДГО выпускаются  в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам, в связи с этим порядок их размещения совершенно отличается от ГКО. По законодательству первичными держателями ДГО являются юридические лица Республики Беларусь, определяемые в установленном порядке Министерством финансов по согласованию с отраслевыми министерствами или другими центральными органами управления. Эти юридические лица должны иметь специальные счета, на которые зачисляется определенное количество ДГО.

Законодательство  устанавливает перечень документов, которые необходимо иметь при размещении выпуска ДГО. Они могут продаваться на вторичном рынке. Необходимо отметить, что Национальный банк тоже может участвовать в качестве покупателя и продавца ДГО на вторичном рынке ценных бумаг. Он может приобретать ДГО у держателей и продавать их на вторичном рынке по текущей стоимости, или стоимости, сложившейся на рынке.

Погашение ДГО производится Национальным банком в установленные сроки. Министерство финансов перечисляет Национальному банку денежные средства на погашение облигаций по номинальной стоимости, увеличенной на сумму процентной ставки, а также комиссионное вознаграждение за проведение выпуска ДГО.

     Государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) выпускаются Министерством  финансов от имени Правительства Республики Беларусь в целях изыскания безинфляционных источников возмещения бюджетного дефицита за счет привлечения свободных средств юридических и физических лиц. В соответствии с законодательством выпуск ГДО происходит на регулярной основе, не реже одного раза в 12 месяцев. Срок обращения облигаций составляет один год и более. Владельцы ГДО имеют право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода [5, с.135-146]

     Таким образом в странах с переходной экономикой слишком высокая доля сектора государственных ценных бумаг в ущерб корпоративным.

Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, отметим, что рынок ценных бумаг занимает особое и весьма важное место. Это важнейший рыночный перераспределительный механизм финансовых ресурсов, денежных накоплений между субъектами хозяйствования, государством и населением.

Ценообразование важный инструмент на рынке ценных бумаг, которое происходит в зависимости от вида ценной бумаги, вида рынка, условий рынка. Доходы от ценных бумаг могут выступать в разнообразных формах (дивиденды для акций, проценты для облигаций и т.д.)

     В странах с переходной экономикой слишком высокая доля сектора государственных ценных бумаг в ущерб корпоративным.

Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

    1. Введение в рыночную экономику: Учеб. Пособие для экон. спец. вузов/ А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.- М.: Высш. Шк., 1994.- 447 с.: ил.

2.Ивасенко  А.Г. Основные понятия фондового  рынка (портфельные инвестиции): Учебное пособие. М.: Вузовская  книга, Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - 42с.

    3. Мартынова О.И. Операции коммерческих банков с ценными бумагами. Бухгалтерский и депозитарный учет – М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2000.- 272с.

4. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов/Под ред. проф.

        О.И. Дегтяревой, проф. Н.М. Коршунова, проф. Е.Ф. Жукова. – М.:        ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 501с.

    5.Рынок  ценных бумаг Республики Беларусь  и тенденции его развития./ Алексеева  Т.М., Галлов А.Ф., Енин Ю.И. и  др.; Под ред. В.М. Шухно, А.Ю.  Семенова, В.А. Котовой. – Мн.: Издательско-  методический центр РИВШ БГУ. – 2001. – 344с. 

    6. Рынок  ценных бумаг: Учебное пособие/  Под общ. ред. Е.М. Шелег. –  Мн.: БГЭУ, 2000. – 188с.

    7.Тихонов  Р.Ю., Тихонов Ю.Р. Фондовый рынок.- Мн.: Амалфея, 2000.- 193 с.  

Информация о работе Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с трансформационной экономикой