Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать рынок ценных бумаг Республики Беларусь в современных условиях, выявить основные проблемы и определить пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
- проанализировать состояние и проблемы рынка ценных бумаг Республики Беларусь;
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Рынок ценных бумаг в системе экономических отношений……………………6
1.1 Экономическое содержание рынка ценных бумаг………………………6
1.2 Основы организации рынка ценных бумаг………………………………8
1.3 Понятие ценных бумаг и их виды……………………………………….11
2 Фондовый рынок в Республике Беларусь………………………..……………..15
2.1 Проблемы развития фондового рынка в Республике Беларусь………..15
2.2 Анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь за
2008 – 2010 г.г. ……………………….……………………..…………...23
3 Перспективы развития фондового рынка в Республике Беларусь…………....27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...33
К ценным бумагам государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательные сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг» [5, с.4]
Выделяют следующие виды ценных бумаг:
Акция. Согласно Закону Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» под акцией понимается «ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества при его ликвидации, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом».
Владельцы (держатели) акций могут быть разделены на три группы:
В Беларуси преобладающей группой инвесторов являются частные (в основном использовавшие свои приватизационные чеки).
Хотя акция и представляет единицу капитала, вложенную в определенное акционерное общество, однако необходимо отметить, что:
При документарной (бумажной)
форме выпуска акций они могут
быть заменены сертификатом – документом,
выпускаемым эмитентом и
Облигация – это ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска) [1, с.14].
Основной целью выпуска облигаций является мобилизация денежных средств правительством, различными государственными органами, муниципалитетами и субъектами хозяйствования под залог их имущества.
Облигация не дает ее держателя право участвовать в управлении фирмой. По облигациям заемщики отвечают перед кредиторами своим имуществом, то есть в случае неспособности заемщика оплачивать свои обязательство его имущество может быть продано в оплату долгов.
В мировой практике считается, что выпуск и продажа облигаций является более дешевым способом привлечения капитала, нежели выпуск акций [17, с.49].
Вексель представляет собой разновидность письменного долгового обязательства векселедателя безоговорочно оплатить в определенном месте сумму, указанную в векселе, его владельцу (векселедержателю) при наступлении срока исполнения платежа или по его предъявлении [1, с.23]
Различают два вида векселей:
Простой вексель – свидетельство, содержащее письменное безусловное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя.
Переводной вексель – это документ, содержащий письменное указание векселедержателя (трассанта) лицу, на которое выставлен вексель, - плательщику (трассату) уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе (ремитенту), через определенный срок или по требованию.
Экономическое значение вексельного обращения состоит в усилении мобильности и гибкости товарооборота и денежного обращения, ускорении всех расчетов в хозяйстве, расширении возможностей кредитования путем коммерческого кредита [3, с.255].
Чек – это ценная бумага, представляющая собой платежно-расчетный документ, письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму.
Применение чека в платежном обороте в качестве средства платежа значительно упрощает расчеты между продавцом и покупателем, а также между банком и его клиентами, что позволяет экономить расходы по обращению действительных денежных знаков и ускоряет платежи, поскольку чеки оплачиваются по предъявлении [11, с.88].
Депозитные сертификаты – письменные свидетельства кредитных учреждений о размещении у них денежных средств.
Коносаментом признается товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в нем грузом и получить груз после завершения перевозки [2, c.32].
Фьючерсные контракты – ценные бумаги, скрепляющие договор о поставке оговоренного количества ценностей к определенному сроку [10, c.51].
Варрант – свидетельство, выдаваемое вместе с ценной бумагой, дающее право на дополнительные льготы ее владельцу по истечении определенного срока.
Опцион – ценная бумага, являющаяся результатом опционного контракта, в соответствии с которым один из его участников приобретает право покупки или право продажи какого-то количества ценных бумаг по определенной цене в течение некоторого времени [12, с.98].
2.Фондовый рынок в Республике Беларусь
2.1 Проблемы развития фондового рынка в Республике Беларусь
Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось, по существу, с 90-х годов ХХ столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами.
Государства, формирующие современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создания фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют соответственно США и Германию.
К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25-30%) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.
К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигаций и акций – 10 : 1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50-60%) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий.
В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках страны [17, c.17].
Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. На нем обращаются такие виды ценных бумаг, как:
Поскольку рынок ценных
бумаг призван обслуживать
В целом проблемы фондового рынка в Республике Беларусь можно объединить в три группы:
Следует подробно рассмотреть некоторые из них.
Одной из критических проблем является проблема несовершенства законодательства.
Если в сложившихся
Нормативная база, обеспечивающая функционирование отечественного фондового рынка, формируется как законодательной властью (Гражданский кодекс Республики Беларусь, закон «О ценных бумагах и фондовых биржах», закон «Об акционерных обществах»), так и органами исполнительной власти. Тенденции развития законодательства таковы, что большая его часть состоит из нормативных актов органов исполнительной власти (Комитета по ценным бумагам, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации, Министерства финансов), нормативных актов Президента Республики Беларусь и Национального банка. Множественность регулирующих органов (для сравнения – в США этим занимается Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам и все вопросы регулируются шестью законами) приводит к противоречиям между нормативными актами (а по определенным вопросам нормативные документы вообще отсутствуют) и к нестабильности отечественного фондового рынка.
В принятом в 1999 году и вступившем в действие с 1 января 2001 года Уголовном кодексе Республики Беларусь не оговаривается уголовная ответственность за неправомерные действия с ценными бумагами несмотря на то, что последствием таких действий может быть ущерб, намного превышающий нижнюю планку определяемого Уголовным кодексом «особо крупного размера» в тысячу минимальных заработных плат. Учитывая особое значение операций с ценными бумагами в силу их размеров и последствий экономического характера, порядок определения ответственности за нарушения при операциях с ценными бумагами должен особо оговариваться в Уголовном кодексе, при этом наказание должно быть адекватно нарушению.
Лиц, использующих на фондовом рынке недобросовестные методы, называют манипуляторами. Манипуляторы практически гарантированно извлекают прибыль из операций с ценными бумагами, оперируя при этом самыми большими суммами [13, с.37].
Очевидно, что помимо законодательного введения ответственности за манипулирование фондовым рынком необходимо разработать эффективные методики, позволяющие выявить манипулятора и доказать неправомерность его действий. Простейшим способом контроля является бумажная отчетность. Однако это наименее оперативный способ.
Развитию рынка акций мешает преимущественное право государства на приобретение акций предприятий, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов госсобственности, пользующихся различными формами господдержки. Как результат — приватизация в Беларуси продолжается 16 лет, а удельный вес акционерных обществ с госдолей остается чрезмерно высоким — государство имеет долю в 1.296 ОАО, что составляет 72,5% от общего количества открытых акционерных обществ.
Информация о работе Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь