Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследовать рынок ценных бумаг Республики Беларусь в современных условиях, выявить основные проблемы и определить пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
- проанализировать состояние и проблемы рынка ценных бумаг Республики Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Рынок ценных бумаг в системе экономических отношений……………………6
1.1 Экономическое содержание рынка ценных бумаг………………………6
1.2 Основы организации рынка ценных бумаг………………………………8
1.3 Понятие ценных бумаг и их виды……………………………………….11
2 Фондовый рынок в Республике Беларусь………………………..……………..15
2.1 Проблемы развития фондового рынка в Республике Беларусь………..15
2.2 Анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь за
2008 – 2010 г.г. ……………………….……………………..…………...23
3 Перспективы развития фондового рынка в Республике Беларусь…………....27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ЦБ.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

К ценным бумагам государственная  облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательные сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг» [5, с.4]

Выделяют следующие  виды ценных бумаг:

Акция. Согласно Закону Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» под акцией понимается «ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества при его ликвидации, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом».

Владельцы (держатели) акций могут  быть разделены на три группы:

  • индивидуальные (физические лица);
  • коллективные (институциональные);
  • корпоративные.

В Беларуси преобладающей  группой инвесторов являются частные (в основном использовавшие свои приватизационные чеки).

Хотя акция и представляет единицу  капитала, вложенную в определенное акционерное общество, однако необходимо отметить, что:

    • акционерное общество не обязано возвращать инвесторам их капитал, вложенный в общество посредством покупки акций;
    • выплата дивидендов не гарантируется;
    • размер дивидендов может устанавливаться произвольно в виде доли от прибыли. Хотя и вся прибыль может быть направлена на развитие производства.

При документарной (бумажной) форме выпуска акций они могут  быть заменены сертификатом – документом, выпускаемым эмитентом и удостоверяющим совокупность прав владельца на указанное в сертификате количество ценных бумаг [17, с.32].

Облигация – это ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска) [1, с.14].

Основной целью выпуска  облигаций является мобилизация  денежных средств правительством, различными государственными органами, муниципалитетами и субъектами хозяйствования под залог их имущества.

Облигация не дает ее держателя  право участвовать в управлении фирмой. По облигациям заемщики отвечают перед кредиторами своим имуществом, то есть в случае неспособности заемщика оплачивать свои обязательство его имущество может быть продано в оплату долгов.

В мировой практике считается, что выпуск и продажа облигаций является более дешевым способом привлечения капитала, нежели выпуск акций [17, с.49].

Вексель представляет собой разновидность письменного долгового обязательства векселедателя безоговорочно оплатить в определенном месте сумму, указанную в векселе, его владельцу (векселедержателю) при наступлении срока исполнения платежа или по его предъявлении [1, с.23]

Различают два вида векселей:

  • простой вексель (соло вексель);
  • переводной вексель (тратта).

Простой вексель –  свидетельство, содержащее письменное безусловное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя.

Переводной вексель  – это документ, содержащий письменное указание векселедержателя (трассанта) лицу, на которое выставлен вексель, - плательщику (трассату) уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе (ремитенту), через определенный срок или по требованию.

Экономическое значение вексельного обращения состоит  в усилении мобильности и гибкости товарооборота и денежного обращения, ускорении всех расчетов в хозяйстве, расширении возможностей кредитования путем коммерческого кредита [3, с.255].

Чек – это ценная бумага, представляющая собой платежно-расчетный документ, письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму.

Применение чека в  платежном обороте в качестве средства платежа значительно упрощает расчеты между продавцом и покупателем, а также между банком и его клиентами, что позволяет экономить расходы по обращению действительных денежных знаков и ускоряет платежи, поскольку чеки оплачиваются по предъявлении [11, с.88].

Депозитные  сертификаты – письменные свидетельства кредитных учреждений о размещении у них денежных средств.

Коносаментом признается товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в нем грузом и получить груз после завершения перевозки [2, c.32].

Фьючерсные  контракты – ценные бумаги, скрепляющие договор о поставке оговоренного количества ценностей к определенному сроку [10, c.51].

Варрант – свидетельство, выдаваемое вместе с ценной бумагой, дающее право на дополнительные льготы ее владельцу по истечении определенного срока.

Опцион – ценная бумага, являющаяся результатом опционного контракта, в соответствии с которым один из его участников приобретает право покупки или право продажи какого-то количества ценных бумаг по определенной цене в течение некоторого времени [12, с.98].

 

 

2.Фондовый рынок в Республике Беларусь

 

2.1 Проблемы  развития фондового рынка в  Республике Беларусь

 

Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось, по существу, с 90-х годов ХХ столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами.

Государства, формирующие  современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создания фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют соответственно США и Германию.

К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25-30%) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.

К основным характеристикам  европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая  доля финансирования за счет выпуска  облигационных займов (соотношение облигаций и акций – 10 : 1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50-60%) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий.

В Беларуси, как впрочем  и в странах Центральной и  Восточной Европы, складывается смешанная  модель фондового рынка, в которой  присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках страны [17, c.17].

Более развитым сегментом  рынка ценных бумаг является рынок  государственных ценных бумаг. На нем обращаются такие виды ценных бумаг, как:

  • государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;
  • государственные долгосрочные облигации (ГДО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;
  • государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;
  • краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении [15 ,c.44].

Поскольку рынок ценных бумаг призван обслуживать экономические  интересы участников производственных отношений, его состояние во многом определяется макроэкономической ситуацией как в стране, так и за рубежом. Связь фондового рынка с макроэкономикой позволяет определить проблемы иной природы – экономической, которые имеют не меньшее значение для рынка ценных бумаг.

В целом проблемы фондового  рынка в Республике Беларусь можно  объединить в три группы:

  1. критические (проблема несовершенства законодательства, проблема разгосударствления и акционирования, проблема развития биржевого и неорганизованного рынка, проблемы развития расчетно-клиринговой и депозитарной системы);
  2. стимулирующие (проблемы налогообложения и инфляции, вопросы страхования профессиональных участников, актуальность существования инвестиционных банков, компаний, проблемы информационно-аналитического обеспечения);
  3. сопутствующие (проблема высокого риска, проблема ликвидности рынка, проблема ликвидности ценных бумаг, проблема заинтересованности населения) [13, с.36].

Следует подробно рассмотреть  некоторые из них.

Одной из критических проблем является проблема несовершенства законодательства.

Если в сложившихся экономических  условиях по каким-либо причинам отсутствуют  традиции деловой практики в относительно узкой и специализированной сфере деятельности, законодательство должно становиться тем скелетом, вокруг которого будут строиться взаимоотношения участников.

Нормативная база, обеспечивающая функционирование отечественного фондового рынка, формируется  как законодательной властью (Гражданский  кодекс Республики Беларусь, закон «О ценных бумагах и фондовых биржах», закон «Об акционерных обществах»), так и органами исполнительной власти. Тенденции развития законодательства таковы, что большая его часть состоит из нормативных актов органов исполнительной власти (Комитета по ценным бумагам, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации, Министерства финансов), нормативных актов Президента Республики Беларусь и Национального банка. Множественность регулирующих органов (для сравнения – в США этим занимается Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам и все вопросы регулируются шестью законами) приводит к противоречиям между нормативными актами (а по определенным вопросам нормативные документы вообще отсутствуют) и к нестабильности отечественного фондового рынка.

В принятом в 1999 году и  вступившем в действие с 1 января 2001 года Уголовном кодексе Республики Беларусь не оговаривается уголовная  ответственность за неправомерные действия с ценными бумагами несмотря на то, что последствием таких действий может быть ущерб, намного превышающий нижнюю планку определяемого Уголовным кодексом «особо крупного размера» в тысячу минимальных заработных плат. Учитывая особое значение операций с ценными бумагами в силу их размеров и последствий экономического характера, порядок определения ответственности за нарушения при операциях с ценными бумагами должен особо оговариваться в Уголовном кодексе, при этом наказание должно быть адекватно нарушению.

Лиц, использующих на фондовом рынке недобросовестные методы, называют манипуляторами. Манипуляторы практически  гарантированно извлекают прибыль из операций с ценными бумагами, оперируя при этом самыми большими суммами [13, с.37].

Очевидно, что помимо законодательного введения ответственности  за манипулирование фондовым рынком необходимо разработать эффективные методики, позволяющие выявить манипулятора и доказать неправомерность его действий. Простейшим способом контроля является бумажная отчетность. Однако это наименее оперативный способ.

Развитию рынка акций  мешает преимущественное право государства  на приобретение акций предприятий, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов госсобственности, пользующихся различными формами господдержки. Как результат — приватизация в Беларуси продолжается 16 лет, а удельный вес акционерных обществ с госдолей остается чрезмерно высоким — государство имеет долю в 1.296 ОАО, что составляет 72,5% от общего количества открытых акционерных обществ.

Информация о работе Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь