Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследовать рынок ценных бумаг Республики Беларусь в современных условиях, выявить основные проблемы и определить пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
- проанализировать состояние и проблемы рынка ценных бумаг Республики Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Рынок ценных бумаг в системе экономических отношений……………………6
1.1 Экономическое содержание рынка ценных бумаг………………………6
1.2 Основы организации рынка ценных бумаг………………………………8
1.3 Понятие ценных бумаг и их виды……………………………………….11
2 Фондовый рынок в Республике Беларусь………………………..……………..15
2.1 Проблемы развития фондового рынка в Республике Беларусь………..15
2.2 Анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь за
2008 – 2010 г.г. ……………………….……………………..…………...23
3 Перспективы развития фондового рынка в Республике Беларусь…………....27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ЦБ.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Следующей критической  проблемой является проблема развития биржевого и неорганизованного рынков.

И биржевой рынок, и внебиржевой  имеют свои преимущества и недостатки. По сравнению с четким графиком торгов биржевого рынка внебиржевой рынок дает возможность участникам торговать практически в любое время суток.

В биржевых торгах реально  участвует лишь очень небольшое  количество компаний, которые, однако, являются крупнейшими представителями в своих отраслях, хотя в развитых странах в последнее время наметилась некоторая тенденция, связанная с нежеланием крупных транснациональных компаний участвовать в биржевых торгах. Причиной этого является бурное развитие информационных компьютерных технологий, благодаря которым организованный внебиржевой рынок в состоянии предоставить компаниям весь необходимый спектр услуг за сумму, намного меньшую по сравнению с размерами типичных биржевых взносов. Основным примером внебиржевого рынка является американская внебиржевая торговая система NASDAQ.

Существование внебиржевого рынка как государственных, так  и корпоративных ценных бумаг расширяет сферу использования ценных бумаг их владельцем. Также очевидно, что отсутствие конкуренции между биржевым и внебиржевым рынками приводит к достаточно умеренным темпам развития рынка ценных бумаг [13, с.48].

 

Рассмотрим возможную  структуру собственности на акции  в Республике Беларусь. Три главных претендента на обладание крупными пакетами акций: государство в лице тех или иных органов, трудовые коллективы и предприятия, заинтересованные в перекрестном владении акциями. Все эти акционеры обзаводятся акциями не для того, чтобы тут же выйти с ними на рынок. Значит, подавляющая часть акций государственных предприятий, преобразуемых в акционерные общества, окажется иммобильной – ничего плохого в этом нет, если в итоге трудовые коллективы получат мощный стимул повысить эффективность своей работы, а хозяйственные связи между предприятиями укрепятся благодаря перекрестному владению акциями, взаимному представительству в советах акционерных обществ и т.д. Но для биржи такая структура владения акциями будет означать сужение потенциальных размеров оборота акций. Относительно больший интерес для нее будут представлять вновь образуемые акционерные общества, если они, разумеется, будут достаточно крупными.

Депозитарно-клиринговая  система (ДКС) является частью инфраструктуры рынка ценных бумаг. В ее функции входит осуществление расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг. В Беларуси основные направления формирования ДКС определены в «Концепции формирования депозитарно-клиринговой системы Республики Беларусь». ДКС призвана обеспечивать эффективное осуществление расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг, максимальную защиту участников рынка ценных бумаг от возможных рисков при расчетах.

Главная проблема белорусской  ДКС заключается в координации  деятельности всех ее участников и юридическая ответственность за соблюдение принципа «поставка против платежа» при осуществлении расчетов. Анализ действующей инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг свидетельствует о необходимости и целесообразности возложения этих функций на Белорусскую валютно-фондовую биржу (БВФБ). Выполнение этих

функций центральными депозитариями  может привести к еще большим различиям в осуществлении расчетов по государственным и корпоративным ценным бумагам [13, с.50].

Проблема страхования  профессиональных участников рынка является стимулирующей проблемой рынка ценных бумаг.

В условиях развитой рыночной экономики финансовые активы (сбережения) предприятий и частных лиц достигают колоссальных размеров. В целях предохранения средств от возможного банкротства финансовых посредников целесообразно создание некой организации (с государственным началом), которая будет заниматься исключительно страхованием посредников за счет самих посредников [13, с.60].

Риск – это естественная среда обитания любого коммерческого предприятия, он присущ всякой экономической деятельности. Однако в развивающихся экономиках существует целый ряд рисков, непосредственно связанных с происходящими структурными изменениями в этих странах. Предприятия пытаются застраховаться от ряда непредсказуемых неблагоприятных изменений на рынке, включая в стоимость своих товаров премию за принимаемый на себя риск.

Базовыми факторами  в оценке инвестиционной привлекательности  того или иного региона или  страны являются политический и валютный риски. В мировой практике для  оценки величины этих рисков используют специальные кредитные рейтинги, которые выставляются странам общепризнанными мировыми рейтинговыми агентствами: Moody’s Investor Service, Standard & Poor’s Corporation и т.п. Определение такого рейтинга является отправной точкой в оценке целесообразности инвестиций для иностранного инвестора.

Ликвидность актива характеризуется способностью держателя продать этот актив по цене, близкой к цене предыдущей покупки, при условии, что не появилось новой существенной информации со времени осуществления предыдущей сделки. Т.е. ликвидность характеризует возможность быстрой

 

реализации ценной бумаги по справедливой цене.

Ликвидность является одной  из основных предпосылок существования  фондового рынка. В общем случае можно выделить ликвидность рынка  в целом и отдельно взятой ценной бумаги. Проблема ликвидности рынка находится в сфере компетентности государственных органов надзора и контроля над фондовым рынком.

Проблема ликвидности  особенно актуальна в условиях Республики Беларусь, поскольку, согласно принятым на БВФБ нормативным документам, призванным регламентировать обращение корпоративных ценных бумаг, биржей не предусматриваются механизмы для повышения ликвидности обращающихся ценных бумаг. Более того, биржей выдвигаются минимальные требования по ликвидности ценных бумаг, прошедших процедуру листинга. Предприятие помимо прохождения самой процедуры листинга ради получения мнимого престижа обязано самостоятельно обеспечивать ликвидность своих ценных бумаг. Такая практика не оправдана, потому что целями любого акционерного предприятия является нахождение покупателей для первичного выпуска акций, а в полноценном существовании вторичного рынка предприятие заинтересованно лишь косвенным образом [13, с.71].

Следует рассмотреть проблему заинтересованности населения. Поскольку население (мелкие инвесторы) оказывают существенное влияние на процессы на рынке ценных бумаг, необходимо создать условия, способствующие повышению инвестиционной активности населения.

Население является  основным инвестором в экономике, однако в  настоящее время в Республике Беларусь оно не определяет самостоятельно направления использования своих сбережений. Распределение сбережений происходит с помощью банковской системы. Предоставление большей свободы частным инвесторам и возможности непосредственно участвовать в принятии решений по вопросам направлений инвестиций собственных средств

 

однозначно приведет к увеличению общей активности на фондовом рынке [13, с.74].

2.2 Анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь за

2008-2010 года.

 

Ценные бумаги являются гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц, а также эффективным способом мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения общественных потребностей. С каждым годом отмечается их активное участие в обслуживании товарного и денежного обращения.

С 2008 г. в Республике Беларусь реализуется Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг  Республики Беларусь на 2008—2010 гг., утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь от 21.01.2008 № 78/1, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по созданию на законодательном уровне необходимых предпосылок для активизации фондового рынка. На сегодняшний день реализованы следующие мероприятия:

• отменено особое право («золотая акция») государства на участие в управлении хозяйственными обществами;

• происходит поэтапное  снятие ограничений на отчуждение акций  открытых акционерных обществ, созданных  в процессе разгосударствления и  приватизации (ограничения сняты в отношении акций 1116 открытых акционерных обществ; дата полного снятия ограничений — 1 января 2011 г.);

• снижен размер государственной пошлины за регистрацию акций;

• внедрен новый инструмент заимствования — биржевые облигации, размещение и обращение которых осуществляется исключительно на биржевом рынке без государственной регистрации выпуска ценных бумаг;

• банкам предоставлена  возможность выпуска облигаций без обеспечения исполнения обязательств по ним (в пределах 80% нормативного капитала);

• акционерным обществам  предоставлена возможность выпуска облигаций на сумму, превышающую размер уставного фонда;

• внесены значительные изменения в систему налогообложения. В 2008 г. снижена ставка налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 до 24%; с 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой:

- с 15 до 12% снижена ставка подоходного налога в отношении доходов, получаемых физическими лицами в виде дивидендов;

- с 24 до 12% снижена ставка  налога на прибыль, получаемую юридическими лицами от реализации акций белорусских эмитентов, а также в виде дивидендов, выплачиваемых как резидентами, так и нерезидентами;

- освобождены от налогообложения доходы, полученные от операций с корпоративными облигациями, выпущенными в 5-летний период (с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г.);

• расходы эмитентов  по выплате процентов по облигациям, выпущенным организацией, относятся  к прочим затратам по производству и реализации продукции и товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении;

• осуществляется концептуальная систематизация деятельности государства  в сфере приватизации, направленная на оптимизацию доли государства  в акционерном капитале, путем  принятия 3-летних планов приватизации;

• упрощены административные процедуры, совершаемые в процессе государственной регистрации ценных бумаг;

• усовершенствован порядок  выпуски государственной регистрации  ценных бумаг на территории Республики Беларусь, включая новые инструменты  — биржевые облигации и бездокументарные закладные, а также порядок совершения сделок с ними. В целях развития мероприятий Программы:

• расширен круг инвесторов в жилищные облигации за счет предоставления возможности их приобретения иностранным  юридическим и физическим лицам, а также усилено государственное регулирование в части защиты прав и законных интересов инвесторов;

• снят ряд ограничений  на осуществление профессиональной деятельности по ценным бумагам.

Основные цели всех вышеперечисленных  изменений — либерализация условий  привлечения ресурсов с использованием инструментов рынка ценных бумаг и минимизация затрат, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг.

Положительные изменения  на рынке ценных бумаг республики были отмечены экспертами Всемирного банка и МВФ в Обобщенной оценке финансового сектора. Принятые меры обеспечили с 2008 г. положительную динамику развития всех его сегментов, о чем свидетельствуют количественные показатели рынка. За 2008—2009 гг. количество акционерных обществ увеличилось на 83 компании, за 7 месяцев 2010 г. — на 104 компании и по состоянию на 1 августа 2010 г. составило 4395 организаций, из которых 2003 — открытые акционерные общества, 2391 — закрытые акционерные общества. За 2 года объем эмиссии акций действующих эмитентов увеличился в 2,4 раза и по состоянию на 1 января 2010 г. составил 40,6 трлн руб., а на 1 августа 2010 г. — 46,9 трлн руб., в том числе 35,84 трлн руб. — эмиссия акций открытых акционерных обществ, 11,03 трлн руб. — эмиссия акций закрытых акционерных обществ. За 2008—2009 гг. зарегистрировано 297 выпусков корпоративных облигаций на общую сумму эмиссии 10 023,6 млрд руб. По сравнению с показателями на 1 января 2008 г. объем эмиссии облигаций, находящихся в обращении, увеличился по результатам на 1 января 2009 г. в 4,8 раза и составил 2468,2 млрд руб., или 155 выпусков; на 1 января 2010 г. возрос в 16,1 раза и достиг 8241,4 млрд руб., или 272 выпусков. За январь — июль 2010 г. зарегистрировано 169 выпусков корпоративных облигаций 71 эмитента (из них 57 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 5474,44 млрд руб., в том числе по видам валют: 4206,8 млрд белорусских руб., 283,9 млн долл. США, 109,0 млн евро. Из общего объема зарегистрированных выпусков по состоянию на 1 августа 2010 г. облигации банков составляют 82,6% (4520,22 млрд руб.), небанковских организаций — 17,4% (954,22 млрд руб.). Таким образом, объем зарегистрированных выпусков вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в 1,6 раза. В том числе объем эмиссии облигаций небанковских организаций увеличился в 11,4 раза, а доля ценных бумаг указанных эмитентов в общем объеме выросла с 2,5 до 17,4%. По состоянию на 1 августа 2010 г. в обращении находилось 373 выпуска корпоративных облигаций 99 эмитентов (из них 81 небанковская организация) на общую сумму эмиссии 10 173,0 млрд руб. За 7 месяцев 2010 г. было зарегистрировано 77 выпусков облигаций местных займов 49 эмитентов на общую сумму 3,5 трлн руб. По состоянию на 1 августа 2010 г. в обращении находилось 135 выпусков таких облигаций 55 эмитентов на сумму эмиссии 4,7 трлн руб. (на 1 января 2010 г. — 1,3 трлн руб.). За 2008—2009 гг. объем вторичных торгов на бирже составил: с акциями — 325,4 млрд руб., c корпоративными облигациями — 3728,9 млрд руб. Суммарный объем вторичных торгов на бирже в январе — июле 2010 г.: с акциями — 164,8 млрд руб., c корпоративными облигациями — 1935,5 млрд руб., с облигациями местных исполнительных и распорядительных органов — 1589,9 млрд руб. Объем внебиржевого рынка за 7 месяцев 2010 г. превысил 7,0 трлн руб.

Информация о работе Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь