Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всесторонняя характеристика развития российского рынка ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть развитие рынка ценных бумаг в России с момента его развития и до 1917 г.;
- проанализировать состояние рынка ценных бумаг в РФ в советский период;
- рассмотреть этапы становления и развития рынка ценных бумаг в России в современном аспекте времени;
- выявить пути решения проблем рынка ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития;
Второй этап (1992-1994 гг.) характеризуется выходом в обращение «именного приватизационного чека» - ваучера. Выход в обращение ваучера внес значительный вклад в развитие рынка ценных бумаг. Была предпринята попытка вовлечь значительную часть населения в класс собственников (акционеров), а также провести ускоренную массовую приватизацию с целью частичного снятия нагрузки с бюджета государства благодаря появлению большого количества акционерных обществ, которые в конкурентной борьбе между собой должны были бы улучшать качество выпускаемой продукции и насытить рынок необходимыми товарами.
Фондовый рынок получил
высококвалифицированный
Рынок ценных бумаг получил акции новых приватизированных предприятий, хотя значительное количество акций было практически неликвидным. Появилась альтернатива для инвесторов. Данная задача была решена не более чем на 70%[23,93].
Как уже отмечалось, второй
этап развития рынка ценных бумаг
закончился крахом финансовых пирамид.
Все акции понизились в цене,
а акционеры полностью разочаровались
в российском фондовом рынке.
Главная причина
кризиса заключалось в несовершенстве
законодательства и переоценке темпов
развития данного рынка. Было также доказано,
что рынок ценных бумаг, как и любой рынок
в рыночной экономике, нуждается в регулировании
и контроле со стороны государственных
структур, и прежде чем собирать «урожай»
от продажи государственных пакетов акций,
размещения долговых государственных
ценных бумаг, налоговых сборов и др., сначала
нужно за ним «ухаживать».
Третий этап (1994 г. - 4 квартал 1995 г.) можно назвать депрессивным. Недавний крах финансовых пирамид и приближение парламентских выборов привели к ещё более сильному падению акций приватизированных предприятий [23,95].
Четвёртый этап (1996 г. – 17 августа 1998 г.) характеризуют два важных события – выпуск облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и введение валютного коридора. Несмотря на то, что государство уже имело долговые государственные бумаги, которые были представлены безналичными инструментами (ГКО, ОФЗ), выпуск ОГСЗ позволил переориентировать население с покупки наличного доллара США на покупку данного инструмента, добиваясь тем самым возобновления доверия к рынку ценных бумаг в целом.
Введение валютного коридора
также благоприятно сказалось на
развитии рынка ценных бумаг в
РФ. Доход по данным финансовым инструментам
значительно превышал темпы девальвации
рубля.
Это была первая ошибка, так как доход
по государственным ценным бумагам должен
быть минимальным и находиться на уровне
не более 15 – 20% годовых в СКВ. Фактически
же доходность превышала порой
50% годовых, что вносило дисбаланс в фундаментальные
качества государственных ценных бумаг
и что, в свою очередь, ставило под сомнение
полное выполнение обязательств по внутреннему
долгу РФ.
Была допущена
стратегическая ошибка в сфере
управления внутренним долгом. Необходимо
было переходить на более
Необходимо
было в срочном порядке переходить с внутреннего
долга на внешний, который был
более длинным (занимать доллары на внешнем
рынке и гасить внутренние обязательства,
что привело бы к падению доходности и
укреплению доверия инвесторов).
Через некоторое время была сделана очередная техническая ошибка: иностранным инвесторам было предложено перейти с рублевых коротких ГКО на более длинные валютные. Стратегически это было правильное решение, но тактически выполнено неверно. Многие инвесторы начали сомневаться в выполнении внутренних обязательств государства по погашению долговых ценных бумаг.
Получение кредитов от МВФ помогло разрядить ситуацию, правда, ненадолго. И здесь опять сделана очередная стратегическая ошибка. Вместо того, чтобы использовать данные средства для погашения ГКО или выкупа их на рынке с доходностью более 150% годовых, Банк России начал удерживать рубль от падения, истратив за короткий срок несколько миллиардов долларов США. При получении кредита от МВФ необходимо было девальвировать рубль. Курс рубля к доллару установился бы на уровне 9 – 15 рублей за доллар, и он бы вполне устраивал основных экспортеров, и в обязательном порядке выполнить обязательства по внутреннему долгу за счет продажи нескольких миллиардов долларов валютных резервов и даже с частичной эмиссией денег. Этап закончился 17 августа 1998 г. объявлением Россией дефолта по внутренним долгам. Впоследствии российский рынок ценных бумаг впал в глубокую депрессию, и недоверие к российским ценным бумагам возросло многократно[23,99].
При объявлении дефолта по внутренним обязательствам России деньги потеряла самая консервативная часть инвесторов, которые не хотели рисковать вообще. И именно для такой категории граждан и существуют государственные долговые ценные бумаги и депозиты в крупных и надежных банках под минимальный процент дохода.
3.2 Современное положение рынка ценных бумаг в России
С начала 2000-х годов в
России сложились чрезвычайно
Улучшение макроэкономической ситуации позволило существенно укрепить государственные финансы, обеспечить значительное превышение государственных доходов над расходами.
На сегодняшний день на российском рынке ценных бумаг на ММВБ обращается более 80 различных выпусков ценных бумаг. К обращению на рынке допущены различные виды государственных облигаций федерального займа, такие как облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), государственные сберегательные облигации по закрытой подписке (ГСО-ППС) и облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ). Кроме того, в соответствии с «Правилами обращения на ММВБ ценных бумаг, сделки с которыми заключаются в Торговой системе на рынке государственных ценных бумаг с расчетами по сделкам в валюте РФ в Секторе для расчетов по государственным федеральный ценным бумагам на Организованном рынке ценных бумаг», на рынке обращаются облигации Банка России (ОБР). Допущены к обращению на рынке также бумаги таких корпоративных эмитентов, как ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», Банк Внешней торговли (ОАО), ЕБРР, ЗАО «Банк Русский Стандарт», АБ «Газпромбанк» (ЗАО), ОАО «МегаФон», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и др. [25]
Проанализируем структуру и состав объема операций рынка государственных ценных бумаг в России за 2010 – 2011 гг. в Таблице 1. (Приложения 1,2)
Таблица 1
Анализ структуры и состава рынка государственных ценных бумаг
Вид ценной бумаги |
2010 г. |
2011 г. | ||
Объем операций, млрд.руб. |
Удельный вес в структуре, % |
Объем операций, млрд.руб. |
Удельный вес в структуре, % | |
ОФЗ-ПД |
712 |
83,08 |
751 |
54,48 |
ОФЗ-АД |
0 |
0,00 |
295 |
21,40 |
ГСО-ППС |
145 |
16,92 |
243 |
17,59 |
ОВОЗ |
0 |
0,00 |
90 |
6,53 |
ИТОГО: |
857 |
100 |
1 379 |
100 |
В 2010 году объем операций с государственными ценными бумагами составил 857 млрд. руб., из них 712 млрд. руб. приходится на ОФЗ – ПД и 145 млрд. рублей - на ГСО-ППС, в общей структуре государственных ценных бумаг на них приходилось удельного веса 83,08% и 16,92%. А в 2011 году объем операций с государственными ценными бумагами составил 1 379 млрд. рублей. Дополнительно была проведена эмиссия ОФЗ-АД, объем операций, от которой составил 295 млрд. руб. и составили 21,4 % от общей структуры данного выпуска ценных бумаг и ОВОЗ на сумму 90 млрд. руб. (6,53%). От размещения ОФЗ-ПД федеральный бюджет РФ пополнился на сумму 751 млрд. руб. и ГСО-ППС – 243 млрд. руб., их вес в структуре государственных ценных бумаг составил 54,48% и 17,59%. По итогам 2011 г. объем государственного внутреннего долга РФ в ценных бумагах вырос примерно на 61% – с 857 до 1 379 млрд. руб. (в долях ВВП произошло снижение долга с 4,45 до 3,93% ВВП).
Рост объемов рынка государственных ценных бумаг стал в основном результатом эмиссии облигаций федерального займа с погашением в 2012—2013 гг. В контексте установки на долгосрочные заимствования Минфин произвел в мае и сентябре 2011 г. эмиссию двух выпусков нового финансового инструмента — облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) со сроком обращения до 2026 года. Особенностью этого инструмента является погашение основной суммы долга не единовременной выплатой, а частями — в течение двух последних лет обращения на рынке, что значительно уменьшает нагрузку на бюджет. Купонная ставка по этим облигациям является фиксированной для каждого купона; купонный доход начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.
В связи с созданием
накопительной пенсионной системы
был образован еще один финансовый
инструмент — государственные
Банк России является активным участником рынка ценных бумаг в России не только, как механизм для выпуска государственных ценных бумаг эмитируемых МинФином, но и как самостоятельный финансовый институт, выпускает облигации Банка России (ОБР), которые обращаясь на российском рынке ценных бумаг приносят доход и поддерживают уровень его ликвидности. В течение 2010 г. Министерство финансов РФ совместно с Банком России успешно провели 31 аукцион по размещению ОФЗ-ПД объемом около 375,6 млрд. руб. и 34 аукциона по размещению ОБР на сумму 1 728 млрд. руб. В 2011 г. было проведено 39 аукционов, что превысило значение 2010 г. на 8 аукционов и размещено ОФЗ-ПД объемом 681 млрд. руб., а также проведено 26 аукционов по размещению ОБР – объем привлеченных средств составил 528 млрд. руб. [26]
Анализ объема торгов по состоявшимся аукционам ОФЗ и ОБР за проведенными Банком России в 2010 – 2011 гг. приведены в Таблице 2. (Приложение 3)
Анализ объема торгов ОФЗ и ОБР на российском
рынке ценных бумаг
Вид операции |
2010 |
2011 |
Измененение 2011-2010 | ||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | ||
Аукционы ОФЗ |
375,6 |
14,63 |
681 |
33,76 |
305,4 |
Аукционы ОБР |
1728 |
67,31 |
528 |
26,18 |
-1200 |
Вторичные торги ОФЗ |
337 |
13,13 |
71 |
3,52 |
-266 |
Вторичные торги ОБР |
59 |
2,30 |
602 |
29,85 |
543 |
Биржевое модифицир. РЕПО |
4,5 |
0,18 |
12,6 |
0,62 |
8,1 |
РЕПО |
63,2 |
2,46 |
122,3 |
6,06 |
59,1 |
Всего |
2567,3 |
100 |
2016,9 |
100 |
Из анализа
данных таблицы видно, что в
2011 г. возрастает объем операций по аукционам
с ОФЗ на 305,4 млрд. руб. по отношению к 2010
г., что вызвано по большей части резким
ростом осуществления сделок РЕПО — продажи
государственных долговых бумаг с обязательством
обратного их выкупа. На вторичном рынке
в 2011 г. ОФЗ было размещено на 266 млрд. руб.
меньше, чем 2010 г. Однако в 2011 г. рынок ОБР
снижается и составляет по привлечению
средств на аукционах 528 млрд. руб., что
ниже показателя 2010 г. на 1200 млрд. руб. Однако
их размещение на вторичном рынке составило
602 млрд. руб. и увеличилось по отношению
к 2010 г. на 543 млрд. руб. Возрастает объем
сделок по обратному модифицированному
РЕПО и РЕПО с 4,5 до 12,6 млрд. руб., и с 63,2
млрд. руб. до 122,3 млрд. руб.