Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всесторонняя характеристика развития российского рынка ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть развитие рынка ценных бумаг в России с момента его развития и до 1917 г.;
- проанализировать состояние рынка ценных бумаг в РФ в советский период;
- рассмотреть этапы становления и развития рынка ценных бумаг в России в современном аспекте времени;
- выявить пути решения проблем рынка ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития;
Основными инвесторами на российском рынке ценных бумаг являются крупные коммерческие банки с государственным участием (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк), Пенсионный фонд и дочерние предприятия иностранных банков и компаний. Анализ ценных бумаг эмитируемых крупнейшими коммерческими банками РФ за период 2010 – 2011 гг. приведен в Таблице 3. (Приложения 4,5)
Таблица 3
Анализ состава и структуры ценных бумаг, эмитируемых коммерческими банками в 2010 – 2011 гг.
Вид ценной бумаги |
2010 г. |
2011 г. | ||
Объем операций, млн. руб. |
Удельный вес в структуре, % |
Объем операций, млн.руб. |
Удельный вес в структуре, % | |
Депозитные сертификаты |
14 333 |
2,60 |
12 720 |
1,91 |
Сберегательные сертификаты |
14 016 |
2,54 |
12 392 |
1,86 |
Облигации |
522 678 |
94,86 |
641 590 |
96,23 |
ИТОГО: |
551 027 |
100 |
666 702 |
100 |
Проанализировав таблицу можно сделать вывод о том, что в структуре объема операций банков с ценными бумагами наибольший удельный вес занимают облигации, объем выпуска, которых в 2010 г. составил 522 678 млн. руб., а в 2011 г. произошло увеличение эмиссии облигаций до 666 702 млн. руб., удельный вес их в общей структуре рынка ценных бумаг возрос с 94,86% до 96,23%. Выпуск депозитных сертификатов в 2011 г. снизился с 14 333 млн. руб. до 12 720 млн. руб., также в отчетном году снизился выпуск сберегательных сертификатов с 14 016 млн. руб. до 12 392 млн. руб. Их удельный вес в общей структуре эмиссии ценных бумаг в 2010 г. не превысил 6%, а в 2011 г. – 4%.
Таким образом, государство фактически стремятся достичь одновременно двух противоречащих друг другу целей: с одной стороны, обеспечить повышение ликвидности рынка государственных заимствований, а с другой — не допустить непомерного роста доходности долговых бумаг. Рост доходности мог бы увеличить государственные расходы, связанные с обслуживанием долга, вызвать повышение процентных ставок по субфедеральным и корпоративным заимствованиям, которое, в свою очередь, затруднит привлечение заемного капитала властями регионов и частными компаниями на внутреннем рынке. Поэтому задача состоит в том, чтобы пройти по тонкой грани между этими двумя противоположными устремлениями, найти баланс между показателями доходности ценных бумаг и ликвидности рынка. Иначе говоря, государственным органам следует принимать решения, которые бы не подрывали доходность собственных инструментов и не мешали частному сектору. [26]
3.3 Проблемы рынка ценных бумаг на современном этапе развития в России
На первичном рынке ОФЗ, ОБР и других долговых обязательств государство сейчас существует положение, при котором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от операций по покупке ОФЗ на первичных аукционах с их последующей продажей на вторичном рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют о том, что фондовый рынок России организован гораздо менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого – высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно. Финансовые институты практически всех регионов РФ, по существу, исключены из числа дилеров, допущенных к первичным аукционам. Это лишает их доступа к высоким прибылям от операций с государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуации заключается не только в увеличении числа участников аукционов, но и в расширении внебиржевого рынка государственных ценных бумаг как наиболее эффективного.
Издержки проведения операций
с государственными ценными бумагами,
допущенными на вторичный рынок,
слишком велики. Если сделки осуществляются
через фондовую биржу, то, согласно
существующим правилам, они требуют
заблаговременного
Противоречивая роль, которую играет на рынке государственных ценных бумаг Банк России. Он, например, на рынке ОФЗ одновременно является агентом Министерства Финансов, дилером и контролирующим органом. Рынок ОФЗ, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда Банк России – единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях. Здесь виден определенный конфликт интересов. В то же время государственные интересы однозначны: государство заинтересованно в широкой информации о положении дел на рынке ОФЗ для всех категорий инвесторов, а также в том, чтобы этот рынок был более доступным.
Большинство новых банков и небанковских институтов в РФ не имеют прямого доступа на вторичный рынок ОФЗ и ОБР. Высокая стоимость доступа на вторичный рынок уменьшает ликвидность выпускаемых инструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы согласны платить за ценные бумаги. Более высокая ликвидность приведет к повышению цены на эти бумаги. Замкнутый вторичный рынок также снижает спрос на ценные бумаги.
Важной проблемой является оценка инвестиционного спроса на ОФЗ, ОБР и другие подобные бумаги. Этот спрос находится в прямой связи с динамикой ежемесячного уровня инфляции. По расчетам экспертов ФСФР, если месячный уровень инфляции будет в пределах 1-3%, то спрос на ОФЗ и ОБР составит около 46 трлн. руб., в пределах 4-10% - 41 трлн. руб., свыше 11% - 38 трлн. Руб. Таким образом, по мере снижения инфляции инвестиции в ценные бумаги могут возрастать. Уровень инфляции не единственный фактор, влияющий на срок ОФЗ и ОБР. Для превращения потенциального спроса в реальный, важное значение имеют уровень их доходности, сроки выпуска, а также организация самой торговли этим фондовым инструментом.
В 2010 – 2011 гг. развитие российского рынка ценных бумаг в значительной степени шло за счет долговых обязательств государства. В этом заключается потенциальная опасность для экономики России: слишком большие по своим объемам заимствования государства на фондовом рынке не только увеличивают размеры непроизводительного потребления капитала в стране), большинство расходов государства имеет непроизводительный характер), но и, сокращая предложение капитала, ведут к его удорожанию для частных эмитентов, тормозят инвестиционный процесс в стране. [25]
В конечном счете надо стремиться к тому, чтобы число участников российского рынка ценных бумаг возросло, что позволит положить конец тенденции к монополизации и развивать конкуренцию. Для этого необходимо установить терминалы в удаленных регионах, создать систему быстрых денежных расчетов, использовать существующие и создать новые коммуникационные системы.
3.4 Тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
Для обеспечения ликвидности
выпусков государственных
В условиях повышенного спроса на рублевые инструменты, в том числе государственные ценные бумаги, облигации Банка России и облигации коммерческих банков Минфин России будет проводить дополнительное размещение ценных бумаг путем проведения аукционов по доразмещению облигаций, неразмещенных при проведении первичных аукционов. Размещение государственных облигаций на вторичном рынке без проведения аукционов будет минимальным по объемам.
Без проведения аукциона Минфин России и Банк России осуществляли в 2011 г. доразмещение облигаций только два раза — в феврале и мае. Причем необходимо отметить, что даже в этих случаях о проведении их доразмещения объявлялось заранее. Таким образом, Минфин России за 2010 – 2011гг. привлек на первичных аукционах и аукционах по доразмещению более 80% от общего объема привлечения денежных средств в федеральный бюджет. [27]
После выпуска государственных сберегательных облигациях (ГСО). Минфин России подготовил положение об обслуживании ГСО и в настоящее время идет его согласование. Необходимо отметить, что ГСО в ходе доработки нормативной базы изменили свою целевую направленность. Сейчас ГСО в большей части превращаются в инструмент для размещения пенсионных накоплений для государственной управляющей компании и Пенсионного фонда России. Рыночное размещение ГСО будет незначительным.
В 2010 – 2011 гг. доходность к погашению государственных облигаций, облигаций Банка России, облигаций коммерческих банков обращающихся на рынке, как и в предыдущие годы, существенно зависит от текущей ситуации на валютном и денежном рынках. В течение анализируемого периода времени уровень доходности по всем видам эмитируемых государством и банками облигациям был значительно ниже текущих показателей, характеризующих инфляцию.
Существуют причины, разнонаправлено влияющие на уровень процентных ставок на российском рынке ценных бумаг:
1)консервативная политика Минфина России на рынке государственных внутренних заимствований;
2)сохранение высокого внутреннего спроса на российские долговые инструменты вследствие значительного роста объема рублевой ликвидности в условиях роста золотовалютных резервов;
3)неготовность российских инвесторов фиксировать значительные убытки в условиях резкого роста доходности по российским ценным бумагам[24,118].
Среди причин, способствующих повышению доходности, можно выделить две — сохранение высокой стоимости пассивов для российских кредитных организаций (основных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг) и высокий уровень показателей инфляции, так значение, индекса потребительских цен в январе - июне 2011 г. составило 7,9 %. При определении цен отсечения на аукционах Минфин России учитывает влияние вышеуказанных причин.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сохраняется значительное превышение дюрации федеральных облигаций над дюрацией корпоративных и субфедеральных облигаций.
Если говорить про реальную
доходность на рынке государственных
ценных бумаг, то можно с полной уверенностью
сказать, что ситуация с отрицательной
реальной доходностью в течение
всего этого года будет сохраняться.
В результате начинает складываться
система качественного
Основные приоритеты, определенные в стратегии на 2009-2012 гг., для внутреннего рынка сохраняются и в 2010-2011 гг. Сюда входят:
- обеспечение
- сохранение объемов и структуры
государственного долга, позволяющих
гарантированно выполнять
- осуществление государственных
внутренних заимствований в
- изменение структуры
государственного долга
Такая политика Минфина России,
учитывающая рыночные изменения, позволила
значительно снизить спрэды между
федеральными облигациями и корпоративными
и субфедеральными облигациями
и, соответственно, повысилась привлекательность
государственных федеральных
Развитие
фондового рынка в государствах с переходной
экономикой является важным элементом
реформ. Эти рынки играют очень важную
роль в превращении сбережений в инвестиции
и перемещение денег и капитала с одного
сектора в другой для более эффективного
их использования. Сбалансированная структура
рынка ценных бумаг, без сомнения, обеспечила
бы полное использование финансовых ресурсов,
стимулировала бы и ускоряла развитие
отраслей и регионов, гарантировала бы
экономический рост государства.
В условиях рыночных отношений большое значение имеет регулирование рынка. В России фондовый рынок стал возрождаться относительно недавно, поэтому законодательная база, регулирующая отношения субъектов по операциям с ценными бумагами, недостаточно разработана. В этих условиях для субъектов рынка, производящих такие операции, особенно важно отслеживать изменения законодательной базы с целью повышения собственной надежности и улучшения репутации в глазах клиентов. Нестабильность в финансовой и банковской сфере, кризисное состояние большинства отраслей экономики снижают инвестиционную привлекательность акций российских эмитентов.