Рынок и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:08, дипломная работа

Описание

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формированиепроизводственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче.

Работа состоит из  1 файл

почти готовая.docx

— 47.10 Кб (Скачать документ)

Введение:

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории  выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формированиепроизводственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно наэтом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

 

 

 

 

 

Понятие рынок.

 

Рынок — это место, где продают и покупают.

Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание  рынка. В настоящее время существует множество определений, прежде всего  рынок — это обязательный компонент  товарного производства, товарного  обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности.

Многочисленные определения понятия  «рынок» можно условно разделить на две группы. К первой относятся те из них, в которых рынок рассматривается как место осуществления сделок, примером служит следующее определение: рынок — это совокупность продавцов, покупателей и взаимосвязей между ними. Ко второй группе относятся определения, раскрывающие сущность рынка через его основные черты (принципы). В такой трактовке понятие «рынок» связано с типологией экономических систем. Более содержательными являются определения, сочетающие оба подхода. Например, рынок - это форма координации связей между производителями и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без вмешательства государства). Поскольку рынок — явление чрезвычайно сложное, различные определения акцентируют внимание лишь на отдельных его сторонах и не могут считаться достаточно полными.

Развитое товарное производство предполагает использование денег  как посредников при обмене товаров:

Т-Д

Т — товар; Д — деньги;  Т — Д — продажа; Д — Т— покупка.

Итак, основой рынка является товарное производство. Появился рынок  очень давно. Возникнув в период разложения родовой общины, рынок эволюционировал в течение нескольких тысяч лет Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации.

 

 

 

Функции рынка:

 

  • обеспечение взаимосвязи производства и потребления. Рынок нацеливает производителя на выпуск именно той продукции, которая нужна потребителю. Судьба производителя зависит от того, насколько точно он угадал потребность рынка. Если производитель будет изготавливать то, что не пользуется спросом, то он неизбежно разорится;
  • стимулирование эффективности производства. Конкуренция, без которой немыслим рынок, означает, что существует много производителей данной продукции. Каждый из них хочет получить максимум прибыли. Но как это сделать? Надо постараться снизить затраты, и тогда при том же уровне рыночной цены можно получить больше прибыли;
  • снижение затрат. Этого можно добиться, лишь применяя новую, более производительную технику, технологию, лучше организуя производство. Значит, можно выделить еще одну функцию рынка — стимулирование научно-технического прогресса;
  • дифференциация производителей. Рынок ориентируется на

сильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ре

сурсы, что способствует их более эффективному использованию

в масштабе всего общества;

  • забота производителя о качестве выпускаемой продукции.

Недоброкачественная продукция  не будет раскуплена, а значит,

производитель не только не получит прибыли, но даже не смо

жет возместить свои затраты. Более того, рынок заставляет про

изводителя постоянно думать об обновлении продукции, ее ви

доизменении.

 

 

 

 

 Принципы рыночной  экономики:

 

Прежде всего, это свобода экономической  деятельности рыночных агентов. Все  домашние хозяйства и фирмы действуют  относительно независимо друг от друга, принимают самостоятельные решения  в рамках существующих норм, законов  и правил, стремятся к достижению собственных целей. Широко известен принцип «невидимой руки рынка», сформулированный великим шотландским экономистом А. Смитом — каждый индивид на рынке преследует лишь собственные выгоды, но при этом «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения, в результате чего индивид лучшим образом служит интересам общества, чем если бы он сознательно стремился делать это. Однако неверным было бы абсолютизировать рыночные силы — сама по себе «невидимая рука рынка» может и не обеспечить достижение желаемых для общества целей, если последние непосредственно не связаны с экономической эффективностью.

Принцип добровольного обмена (сотрудничества) прямо вытекает из принципа свободы  экономической деятельности субъектов. Поскольку ни один рыночный агент  не может принудить другого к  нежелательной для него сделке, стороны  вынуждены договариваться, приходить  к взаимоприемлемым компромиссам. Тем  самым достигается распределение  выгод между всеми участниками  рынка. Конечно, данный принцип не всегда соблюдается на практике, зачастую экономические агенты имеют ту или  иную степень рыночной власти и используют ее в собственных интересах. Государство  свои действия на рынке также часто  основывает на нерыночных принципах, не договариваясь с субъектами, а  приказывая им. Поэтому при анализе  государственной политики следует  разделять нормотворчество (призванное законодательно оформлять экономические  институты), административное регулирование (использующее нерыночные инструменты) и экономическое регулирование (основанное на рыночных принципах). Так, государство  может пытаться командовать даже субъектами частной собственности, но есть исторические примеры и того, что предприятия государственной формы собственности действуют в экономике на рыночных, договорных началах.

Принцип свободного ценообразования  связан с двумя предыдущими характеристиками рынка. Если все участники рынка  действуют, исходя из собственных интересов, то продавцы товара стремятся назначить  самую выгодную для себя цену, покупатели — купить лучший товар по наиболее приемлемой цене. Поскольку стороны  независимы в принятии решений и  вынуждены договариваться об условиях сделки, цены на рынке устанавливаются  свободно под воздействием рыночных сил. Государство может вмешиваться  в ценообразование для достижения определенных целей, но это чаще всего  имеет негативные последствия. Впрочем, свободные рыночные цены не всегда являются оптимальными для общества (например, монопольные цены), и государственное  вмешательство может быть оправдано  и содействовать более эффективному размещению и использованию производственных ресурсов.

 

Структура рынка:

 

1. Совершенной конкуренции. При  этом виде существует большое  количество мелких фирм с одной продукцией. Вхождение и выход не затруднено, имеется равный доступ к любой информации. Цена устанавливается рынком и роль организации в ее формировании мала. Конкурентная структура рынка наиболее развита, так как поддерживается государством. Существует в нескольких формах: функциональной конкуренции, видовой и предметной конкуренции. Рыночная цена в отрасли является ориентиром для каждой отдельной фирмы и обеспечивает одним фирмам положительную экономическую прибыль (при условии, что цена выше средних общих затрат), другим — нормальную прибыль (при условии равенства цены средним общим затратам, при этом экономическая прибыль равна нулю), третьим — отрицательную экономическую прибыль, то есть убытки (если цена ниже средних общих затрат). В зависимости от соотношения между текущей рыночной ценой и затратами каждая конкретная фирма предлагает (или не предлагает) рынку определенный объем продукции. На рынке совершенной конкуренции при достижении отраслевого равновесия в длительном периоде рыночная цена блага при данной технологии производства тяготеет к минимальным средним общим затратам, и экономическая прибыль каждой фирмы равна нулю. В условиях чистой конкуренции роль ценовых стратегий, как и других элементов комплекса маркетинга, ничтожно мала.

2. Монополистической конкуренции.  Такая структура рынка существует  в виде множества небольших фирм. Продукция является неоднородной. Вхождение и выход из отрасли не затруднены, а доступ к информации частично ограничен. Роль маркетинговых стратегий цен на рынке монополистической конкуренции значительна. Фирма может, оценивая платежеспособность покупателя, торгуясь с ним, устанавливать на свой товар разные цены и получать положительную экономическую прибыль в коротком периоде. Снижая цены, фирма может увеличивать объемы реализации. В связи с тем, что на рынке много похожих товаров, а значит, много конкурентов, маркетинговые стратегии конкурентов оказывают влияние на отдельную фирму, но это влияние слабее, чем на олигополистическом рынке. К рынку монополистической конкуренции можно отнести, например, рынок одежды, обуви.

3. Монополии. Существует одна  фирма, производящая уникальную  продукцию. Доступ к информации  частично ограничен, вход на  рынок других организации практически не возможен. При такой структуре организация сама устанавливает цены, которые выше чем могла бы быть при совершенной конкуренции. Государство стремится проводить антимонопольную политику, создать конкуренцию в реализации товаров и осуществлении услуг. Монополии существуют в следующих формах: закрытой, открытой и естественной. Первая защищена юридическими запретами на конкуренцию. Вторая специальной защиты не имеет. При третьей долгосрочные средние издержки фирмы являются минимальными, если она обслуживает весь рынок.

4. Олигополии. Свою деятельность  осуществляет небольшое количество  крупных фирм с одной или  неоднородной продукцией. Могут  возникать затруднения при выходе  фирмы из отрасли, доступ к информации частично ограничен. Обычно такая структура рынка у технически сложенных отраслей промышленности. Например: металлургии, автомобилестроении, химии, электроники. Если олигополист уменьшит объем производства, то это приведет к росту цен на рынке. Если же несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их власть на рынке приблизится к монопольной. Отдельный олигополист, изменяя цены и объемы производства, должен учитывать реакцию, как потребителей, так и конкурентов. Олигополист, снижая цены, не уверен в долговременном результате. Если олигополист повысит цены, конкуренты могут оставить свои цены неизменными. Как видим, роль маркетинговых стратегий цен на олигополистичском рынке велика. Кроме того, олигополисты ведут борьбу между собой за покупателей путем улучшения качества продукции, дифференциации продукции, рекламы.

 

Инфраструктура рынка:

Границы рынка в самом  общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи  продукции и услуг, и в массе  своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей  инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация  предпринимательской деятельности.

В общепринятом смысле под  инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению  к материальному производству и  обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную. Понятие "рыночная инфраструктура" было введено в экономическую теорию всего лишь 15-20 лет назад российскими экономистами в связи с коренными преобразованиями экономических отношений в стране. В исследованиях зарубежных экономистов это понятие не используется. По нашему мнению, это объясняется тем, что потребности в его использовании в теории уже сформировавшихся развитых рыночных отношений и развитой экономики не было. Однако, несмотря на свое короткое существование, понятию рыночной инфраструктуры отводится значительное место в современных монографических исследованиях и учебных пособиях по экономической теории и микроэкономики в нашей стране.

Понятие "инфраструктура" было введено в экономическую  литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Потребность в понятии "инфраструктура" появилась, вероятно, в связи с необходимостью выделить отличие особого рода деятельности, обслуживающей основное производство, обеспечивающей социальные потребности населения.

"Infra" в переводе с латинского языка означает "под", "ниже", "structura" - строение, расположение, следовательно "инфраструктуру" этимологически можно понимать как "расположенная ниже". Использование понятий "производственная инфраструктура", "социальная инфраструктура" указывает на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих понятий, не относятся к основному производству, а предназначены для его обслуживания. В производственную инфраструктуру включают транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, энергоснабжение, т.е. виды деятельности, обслуживающие основное производство, сюда же относят и оптовую торговлю. В социальную инфраструктуру включают образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, которые удовлетворяют социальные потребности населения. Сюда же относят и розничную торговлю.

Информация о работе Рынок и его структура