Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:08, дипломная работа
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формированиепроизводственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче.
Введение:
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формированиепроизводственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
В условиях рыночных отношений
центр экономической
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Понятие рынок.
Рынок — это место, где продают и покупают.
Это самое простое, но одновременно
и самое поверхностное
Многочисленные определения
Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров:
Т-Д
Т — товар; Д — деньги; Т — Д — продажа; Д — Т— покупка.
Итак, основой рынка является товарное производство. Появился рынок очень давно. Возникнув в период разложения родовой общины, рынок эволюционировал в течение нескольких тысяч лет Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации.
Функции рынка:
сильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ре
сурсы, что способствует их более эффективному использованию
в масштабе всего общества;
Недоброкачественная продукция не будет раскуплена, а значит,
производитель не только не получит прибыли, но даже не смо
жет возместить свои затраты. Более того, рынок заставляет про
изводителя постоянно думать об обновлении продукции, ее ви
доизменении.
Принципы рыночной экономики:
Прежде всего, это свобода экономической
деятельности рыночных агентов. Все
домашние хозяйства и фирмы действуют
относительно независимо друг от друга,
принимают самостоятельные
Принцип добровольного обмена (сотрудничества)
прямо вытекает из принципа свободы
экономической деятельности субъектов.
Поскольку ни один рыночный агент
не может принудить другого к
нежелательной для него сделке, стороны
вынуждены договариваться, приходить
к взаимоприемлемым компромиссам. Тем
самым достигается
Принцип свободного ценообразования
связан с двумя предыдущими
Структура рынка:
1. Совершенной конкуренции. При этом виде существует большое количество мелких фирм с одной продукцией. Вхождение и выход не затруднено, имеется равный доступ к любой информации. Цена устанавливается рынком и роль организации в ее формировании мала. Конкурентная структура рынка наиболее развита, так как поддерживается государством. Существует в нескольких формах: функциональной конкуренции, видовой и предметной конкуренции. Рыночная цена в отрасли является ориентиром для каждой отдельной фирмы и обеспечивает одним фирмам положительную экономическую прибыль (при условии, что цена выше средних общих затрат), другим — нормальную прибыль (при условии равенства цены средним общим затратам, при этом экономическая прибыль равна нулю), третьим — отрицательную экономическую прибыль, то есть убытки (если цена ниже средних общих затрат). В зависимости от соотношения между текущей рыночной ценой и затратами каждая конкретная фирма предлагает (или не предлагает) рынку определенный объем продукции. На рынке совершенной конкуренции при достижении отраслевого равновесия в длительном периоде рыночная цена блага при данной технологии производства тяготеет к минимальным средним общим затратам, и экономическая прибыль каждой фирмы равна нулю. В условиях чистой конкуренции роль ценовых стратегий, как и других элементов комплекса маркетинга, ничтожно мала.
2. Монополистической конкуренции.
3. Монополии. Существует одна
фирма, производящая
4. Олигополии. Свою деятельность
осуществляет небольшое
Инфраструктура рынка:
Границы рынка в самом
общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи
продукции и услуг, и в массе
своей представляют сложную систему,
требующую затрат труда и соответствующего
материально-технического обеспечения.
Рынок должен располагать соответствующей
инфраструктурой, от процесса ее функционирования
и развития зависит создание конкурентной
рыночной среды и активизация
предпринимательской
В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную. Понятие "рыночная инфраструктура" было введено в экономическую теорию всего лишь 15-20 лет назад российскими экономистами в связи с коренными преобразованиями экономических отношений в стране. В исследованиях зарубежных экономистов это понятие не используется. По нашему мнению, это объясняется тем, что потребности в его использовании в теории уже сформировавшихся развитых рыночных отношений и развитой экономики не было. Однако, несмотря на свое короткое существование, понятию рыночной инфраструктуры отводится значительное место в современных монографических исследованиях и учебных пособиях по экономической теории и микроэкономики в нашей стране.
Понятие "инфраструктура" было введено в экономическую литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Потребность в понятии "инфраструктура" появилась, вероятно, в связи с необходимостью выделить отличие особого рода деятельности, обслуживающей основное производство, обеспечивающей социальные потребности населения.
"Infra" в переводе с латинского языка означает "под", "ниже", "structura" - строение, расположение, следовательно "инфраструктуру" этимологически можно понимать как "расположенная ниже". Использование понятий "производственная инфраструктура", "социальная инфраструктура" указывает на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих понятий, не относятся к основному производству, а предназначены для его обслуживания. В производственную инфраструктуру включают транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, энергоснабжение, т.е. виды деятельности, обслуживающие основное производство, сюда же относят и оптовую торговлю. В социальную инфраструктуру включают образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, которые удовлетворяют социальные потребности населения. Сюда же относят и розничную торговлю.