Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования экономики. Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «фиаско рынка»;
- рассмотреть сущность и значение государственного регулирования рыночной экономики;
- описать формы государственного регулирования рыночной экономики;
Введение 3
1. Фиаско рынка и необходимость государственного
регулирования экономики 5
1.1. Фиаско рынка и причины его возникновения 5
1.2. Функции государственного регулирования экономики 8
1.3.Сущность и значение государственного регулирования
рыночной экономики 11
2. Инструменты государственного регулирования экономики 15
2.1.Методы государственного регулирования
рыночной экономики 15
2.2.Инструменты воздействия государства на
экономику 19
3. Проблема эффективности государственного вмешательства
в экономику 28
Заключение 33
Список источников
5
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Макроэкономика»
Выполнил: студент курса
Группа
Факультета
Заочного отделения
Введение 3
1. Фиаско рынка и необходимость государственного
регулирования экономики 5
1.1. Фиаско рынка и причины его возникновения 5
1.2. Функции государственного регулирования экономики 8
1.3.Сущность и значение государственного регулирования
рыночной экономики 11
2. Инструменты государственного регулирования экономики 15
2.1.Методы государственного регулирования
рыночной экономики 15
2.2.Инструменты воздействия государства на
экономику 19
3. Проблема эффективности государственного вмешательства
в экономику 28
Заключение 33
Список источников 35
Целью данной работы является рассмотрение и анализ такого важного вопроса в национальной экономической политике, как регулирование экономики государством. Особенно актуален этот вопрос в период перехода к рыночной экономике и связанных с этим экономических преобразований, которые сейчас происходят в нашей стране и государствах бывшего СССР.
В работе будут рассмотрены важность государственного регулирования национальной экономики в мировом историческом опыте и на современном этапе развития экономики; будет дано определение сущности государственного регулирования экономики и форм, которые оно принимает. Особое внимание будет уделено механизмам, с помощью которых государство может регулировать экономические процессы.
Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.
Экономическая реальность такова, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста, особенно проблемы связанные с воспроизводством всех ресурсов. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это свидетельствует о необходимости государственного регулирования экономики. Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Объектом исследования в данной работе выступает регулирование экономических процессов государством. Предметом данной работы являются механизмы и инструменты государственного регулирования экономики.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования экономики. Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «фиаско рынка»;
- рассмотреть сущность и значение государственного регулирования рыночной экономики;
- описать формы государственного регулирования рыночной экономики;
- рассмотреть методы государственного регулирования рыночной экономики;
- изучить инструменты воздействия государства на экономику;
- проанализировать проблемы эффективности государственного вмешательства в экономику Республики Беларусь.
В данной работе использовались работы следующих авторов: Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н., Борисов Е.Ф., В.Д. Камаев, Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Базылев Н.И., Гурко С.П., В.Д. Камаев, И.М. Лемешевский М.Г. Муталимов, А.В. Смирнов.
1. ФИАСКО РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Фиаско рынка и причины его возникновения
Так почему же рынок не может обойтись без вмешательства государства? Рынок, по сути своей – анархия высшего порядка, то есть саморегулирующаяся анархия. Управляющей системой рыночного механизма является свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить “Великая депрессия” 30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами, фиаско.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночная координация не способна обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов решения экономических проблем. Существует несколько факторов возникновения фиаско рынка: [3,c.256]
Они заключаются в неспособности рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки успешно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров или услуг. Обыкновенно цены отражают хотя бы примерную величину альтернативной стоимости. Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости. В противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, когда действия производителей (или потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в этой сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц, и никак не отражаемые в ценах, известны под названием внешних эффектов. Классическим примером внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. Если не принимать его во внимание, как ограниченный фактор производства, и не включать в цену товара, при производстве которого она так или иначе пострадала, то в скором времени мы столкнемся с ее невосполнимым дефицитом.
Обычно товары и услуги обладают двумя общими свойствами:
- Лицо, осуществляющее предложение, может решить, что одним людям оно будет предлагать свой товар, а другим – нет, - это называется свойством исключения.
- Использование единицы товара одним лицом ограничивает возможность использования товара другими лицами, - это называется свойством соперничества. [7,c.376]
Однако ряд товаров не обладает свойствами исключения и соперничества. Их называют общественными благами. Не обладающие свойствами исключения, они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим. Не обладающие свойством соперничества, они, будучи однажды предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим, без каких либо дополнительных затрат. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Если какая либо группа людей заплатила за оборону страны, все остальные не захотят делать взносы в то, чем можно пользоваться, но за что можно и не платить (проблема “зайцев”). Поэтому все захотят стать “зайцами” и национальная оборона не будет профинансирована вообще.
В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, фиаско рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, фиаско рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. Примером такого случая может служить монополия. В условиях недостаточной конкуренции монополия может неоправданно завышать цены, делая упор не на количество продаж, а на проданную цену. В таких случаях возможно неоправданное использование, вплоть до истощения, ограниченных факторов производства.
При высоком уровне инфляции (так называемой гиперинфляции) крайне затрудняется прогнозирование хода экономического развития. Экономические структуры, такие, как домохозяйства и фирмы, теряют рыночные ориентиры и наступает фиаско рынка. То же самое происходит и при циклической безработице.[3,c.258]
Многие экономисты перечисляют другие источники фиаско рынков в дополнение к тем, о которых шла речь. Например, такое явление как циклическая безработица, тоже иногда относятся к разряду фиаско рынке. Справедливо, что экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий покупателей и продавцов отдельных товаров и факторов производства. Однако воздействие инфляции и безработицы, равно как и политика, направленная на то, чтобы держать их под контролем, лежат за пределами рассмотрения курса микроэкономики.
Таким образом, фиаско рынка означает неспособность рынка обеспечить эффективнее распределение ограниченных ресурсов. Существует несколько факторов возникновения фиаско рынка: внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция, гиперинфляция. В условиях, когда рынок не способен обеспечить эффективнее распределение ограниченных ресурсов, т.е. когда возникает фиаско рынка государственное регулирование экономики необходимо.
1.2. Функции государственного регулирования экономики
В связи с тем, что в некоторых ситуациях рынок сам не в силах контролировать ситуацию, на помощь ему приходит государство. Таким образом, вмешательство государства должно заключаться в следующем:
Информация о работе Рынок и государственное регулирование экономики