Рынок и государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования экономики. Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «фиаско рынка»;
- рассмотреть сущность и значение государственного регулирования рыночной экономики;
- описать формы государственного регулирования рыночной экономики;

Содержание

Введение 3
1. Фиаско рынка и необходимость государственного
регулирования экономики 5
1.1. Фиаско рынка и причины его возникновения 5
1.2. Функции государственного регулирования экономики 8
1.3.Сущность и значение государственного регулирования
рыночной экономики 11
2. Инструменты государственного регулирования экономики 15
2.1.Методы государственного регулирования
рыночной экономики 15
2.2.Инструменты воздействия государства на
экономику 19
3. Проблема эффективности государственного вмешательства
в экономику 28
Заключение 33
Список источников

Работа состоит из  1 файл

Рынок и государственное регулирование экономики (1).doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

              В отношении естественных монополий, то есть тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, государство должно образовать комиссии для регулирования цен и установить стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени должны подвергаться такому регулированию. Однако на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции. В этом случае необходимо принятие антимонопольного законодательства и неукоснительное его исполнение.

              2) Усиление и модификация функционирования рыночной системы

- Перераспределение дохода и богатства. Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Государство призвано уменьшить это неравенство с помощью программ, осуществляющих передачу доходов правительства лицам, в силу определенных причин получающим незначительный доход, или вовсе его не имеющим. К этим лицам относятся безработные, инвалиды, иждивенцы, пенсионеры, престарелые, и другие категории. Также данное воздействие возможно осуществить при помощи модификации рыночных цен и установление прогрессивного налога на личные доходы.

- Корректировка распределения ресурсов.               Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо производила излишние количества определенных товаров и услуг (внешние эффекты), либо оказывалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан (государственные, или общественные блага).               В первом случае государством осуществляется принятие законодательства, запрещающего или ограничивающего данный вид деятельности, либо введение особых налогов, равных или очень близких к величине внешнего эффекта. В случае с общественными благами государство должно использовать субвенции (средства, которые можно потратить на определенные нужды), и субсидии (средства, покрывающие убытки). Примерами могут служить субсидирование высшего образования, программы массовых профилактических прививок, государственные больницы и поликлинники, а также субвенции на продовольственные товары для малообеспеченных семей.[7,c.394]

- Стабилизация экономики.               Уровень производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объема расходов. А уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. Правительству надлежит увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Чрезмерный объем  совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы путем сокращения собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.

Таким образом, вмешательство государства в экономику должно заключаться в следующем: обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, защита конкуренции, перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов, стабилизация экономики.

 

1.3. Сущность и значение государственного регулирования рыночной экономики

 

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь - экономическая роль государства велика.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. [5,с.115]

В современных условиях государственное регулирование экономики является  составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объектами государственного регулирования экономики являются  сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

                  Основные объекты государственного регулирования экономики: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары  и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления-рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики -притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов. [3,с.106]

                     В области отраслевой и территориальной структуры государственное регулирование экономики  также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру. [3,с.107]

                  Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

                   Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

                   Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

                   Одним из главных объектов регулирования являются  цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

                   Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

     Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни:  уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы). [4,с.95]

Таким образом, государственное регулирование экономики представляет собой систему мер, осуществляемых государством в целях экономической и социальной стабильности в стране,  укрепления существующего строя, укрепление экономических связей с зарубежными странами.

 

2. ИНСТРУМЕНТЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ

 

2.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

 

Основными составляющими механизма государственного регулирования национальной экономики являются   методы и инструменты, с  помощью которых формируются ресурсы, необходимые для государ­ственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на эконо­мику.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические. Административные методы основываются на силе власти и предусматривают:

-законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введе­ние лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.);

-обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных парамет­ров хозяйственной деятельности (минимального размера уставно­го капитала, заработной платы и пр.);

- порядок организации, веде­ния и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются фор­мализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйству­ющими субъектами вариантов действий. [7,с.207]

Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях:

      прямой контроль государства над монопольными рынками;

      административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;

      обеспечение экономической безопасности производства;

      разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;

      определение и поддержание минимально допустимых параметров и норм жизнедеятельности человека;

      защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Экономические методы призваны учесть многообразие инте­ресов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное нало­гообложение и др. Эти методы могут быть как формализованны­ми, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процес­сы формирования ими целей экономической деятельности, явля­ются средообразующими. [7,с.209]

Некоторые экономические методы правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:

      обеспечение правовой базы регулирующей функционирование инфраструктуры рынка, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики;

      защита экономической самостоятельности, конкуренции и обеспечения равноправия всех форм собственности;

Информация о работе Рынок и государственное регулирование экономики