Рынок и государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования экономики. Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «фиаско рынка»;
- рассмотреть сущность и значение государственного регулирования рыночной экономики;
- описать формы государственного регулирования рыночной экономики;

Содержание

Введение 3
1. Фиаско рынка и необходимость государственного
регулирования экономики 5
1.1. Фиаско рынка и причины его возникновения 5
1.2. Функции государственного регулирования экономики 8
1.3.Сущность и значение государственного регулирования
рыночной экономики 11
2. Инструменты государственного регулирования экономики 15
2.1.Методы государственного регулирования
рыночной экономики 15
2.2.Инструменты воздействия государства на
экономику 19
3. Проблема эффективности государственного вмешательства
в экономику 28
Заключение 33
Список источников

Работа состоит из  1 файл

Рынок и государственное регулирование экономики (1).doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Основные цели налоговой политики республики на предстоящие несколько лет направлены на дальнейшее совершенствование налоговой системы, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.

Бюджетно-налоговая политика Беларуси в 2006-2010 годах будет направлена на создание условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, а также на снижение налоговой нагрузки и повышение уровня жизни людей согласно проекта Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы.

Проект программы предусматривает снижение налоговой нагрузки,  отмену оборотных налогов, закрепляет имеющиеся положительные тенденции в области налогообложения. Налоговая система будет ориентироваться на дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

Бюджет сохранит высокий уровень социальных расходов. При этом бюджетная политика в 2006-2010 годах будет направлена на создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства. Ресурсы бюджета сконцентрируются на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов.

Достижение поставленных целей будет реализовано посредством:
- введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов.

- совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;

- существенной модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц. Эти налоги будут составлять основу налоговой системы республики, от прогрессивности применяемых способов их взимания фактически зависит эффективность всей системы;

- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, путем отказа от практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот;

- установления оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечения эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допустить их искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет. В текущем году прогнозируется снизить уровень централизации финансовых ресурсов государством до 45% к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете — до 35 — 37%, во внебюджетных фондах — до 8–10%. При этом общий уровень налоговой нагрузки на экономику с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения снизится с 46% в 2000 г. до 39–40% .

В настоящее время эмиссия денег  формируется в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намеченным по годам темпам роста реального ВВП и цен. Основным источником наращивания денежного предложения является покупка иностранной валюты, а кредитование Национальным банком дефицита бюджета Республики Беларусь  уменьшается.

В 2006 году будет реализован комплекс мер, направленных, в первую очередь, на:

- расширение базы налогообложения действующих платежей в бюджет за счет сокращения льгот по налоговым платежам. В республике должно быть минимальное количество экономически обоснованных, доказавших свою эффективность льгот, и наличие контролируемой системы целевой и адресной финансовой поддержки юридических и физических лиц, действительно нуждающихся в такой поддержке;

- установление моратория на введение в течение года новых налогов, а также изменение их ставок и увеличение базы налогообложения действующих доходных источников. Это позволит укрепить доверие к налоговой системе Республики Беларусь со стороны отечественных налогоплательщиков и иностранных инвесторов, повысить ее прозрачность и стабильность.

- упорядочение взимания местных налогов и сборов;

- сохранение дефицита бюджета на уровне не более 1,5% ВВП и повышение роли государственных ценных бумаг в качестве источника его финансирования;

- непревышение предельного уровня внутреннего государственного долга, упорядочение предоставления и погашения правительственных гарантий, бюджетных ссуд и займов;

- дальнейшую оптимизацию структуры государственных расходов, включая поэтапное сокращение перекрестного субсидирования и упорядочение системы социальных льгот населению, а также увеличение государственных инвестиций;

- совершенствование бюджетного процесса для улучшения итоговых результатов по всем его стадиям.

 

3. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ

 

В 1991 году Республика Беларусь, как самостоятельное независимое государство,  вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем важнее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе.

              После распада СССР, в процессе становления Белорусского государства, по мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, безработица, нарушения в денежном обращении, инфляция, обострившаяся конкуренция на мировых рынках, - все это требовало сбалансированной, продуманной государственной политики регулирования экономики.

              Все это, я считаю, подчеркивает необходимость активной роли государства, всех его институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает.

С 2000г. и по нынешнее время в Беларуси  проводится достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Поддержание положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Комплекс принятых мер в этих условиях позволил в сентябре 2000г. перейти к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. [10, с.84]

Не менее важно и то, что в рамках внешнеэкономической политики была осуществлена либерализация ва­лютного рынка. Было снято множество ограничений, действовавших по операциям как на наличном, так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении нерезидентов). В октябре 2001 г. Беларусь присо­единилась к статье VIII Устава МВФ, в которой сформулированы кри­терии конвертируемости национальной денежной единицы по текущим операциям. [10, с.85]

В 2004 г. было продолжено проведение монетарной политики, на­правленной на дальнейшее углубление финансово-экономической ста­бильности, поддержание плавных и предсказуемых темпов девальва­ции белорусского рубля. В соответствии с «Концепцией развития банковской систе­мы Республики Беларусь на 2001-2010 годы» [1, с.65] снижение курса рубля должно составить величину, близкую к 5% к доллару США, что соответствует между­народным стандартам.

Инфляция является одной из главных проблем в развитии белорусской экономики периода независимости. Рост цен невозможно обуздать, не добившись стабилизации  экономики. Решение этой проблемы возможно только при ус­ловии структурной перестройки экономики, восстановления экономических связей со странами СНГ. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития. Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном периоде 2005-2010гг. подчинены обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2010 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики. В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. указывается, что одной из главных целей налоговой реформы является снижение налогового давления на экономику, инвестиции и экспорт. [1, с.66]

Государством реализуется комплекс антиинфляционных мер:

· сокращение объемов эмиссионного кредитования;
· поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на положительном уровне;

· сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов;

· расширение сферы рыночного ценообразования. Государственное ценовое регулирование запланировано сохранить в отношении продукции (услуг), производимой предприятиями монополистами, на структурообразующие виды сырья, на важнейшие социально значимые товары и услуги.

Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2005 г. [10,с.87] Решение задачи поэтапного снижения инфляции с примене­нием комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответ­ствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора эконо­мики.

В последние годы правительству удается удерживать  уровень инфляции на прогнозируемом уровне в пределах 14-18%. Инфляция в Беларуси за 2004 г. составила 14,4%. Это чуть выше нижней границы годового прогнозного показателя. В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2004 г. инфляция прогнозировалась на уровне 14-18%. Потребительские цены в 2004 г. выросли на 25,4%. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен за 2004 г. составил 1,2%. В 2004 г. цены на товары производителей промышленной продукции увеличились на 20,3%. Цены на строительно-монтажные работы за минувший год возросли на 24,6%. [2, с.65]

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год годовая инфляция была запланирована на уровне 8-10%, а среднемесячный рост потребительских цен - 0,6-0,8%. Согласно данным Минстата, по сравнению с декабрем 2004 года в декабре 2005 потребительские цены выросли на 8%, что соответствует нижней границе запланированного показателя на 2005 год. Цены производителей промышленной продукции в декабре 2005 года по сравнению с ноябрем возросли на 0,8%, с декабрем 2004 года — на 11,2%. Цены на строительно-монтажные работы в декабре увеличились на 2,8%, а по сравнению с декабрем 2004 года — на 13,9%.

              Таким образом, за 2005 год в Республике Беларусь уровень инфляции остался на запланированном уровне, что говорит о стабильной экономической ситуации в стране и способности правительства контролировать инфляцию.

Воздействие государства на процессы, происходящие в экономике и социальной сфере Республики Беларусь, осуществляется прежде всего посредством налогового и бюджетного методов. Значительные обязатель­ства белорусского государства перед населением в социальной сфере, влияют на уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси делая его несколько выше, чем во многих странах. С учетом обязательных пла­тежей в фонд социальной защиты населения и во внебюджетные фонды она составляет 49 процентов. В структуре доходов консолидированного бюджета 88 процентов приходится на налоги и 12 - на налоговые по­ступления. Налоговые поступления, в свою очередь, состоят из прямых и косвенных налогов, в настоящее время они находятся в состоянии 26,4 и 55,7 процентов.[11, c.123] Более половины налоговых поступлений приходится на налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль. Существу­ющий уровень налоговой нагрузки совершенно обоснованно критикует­ся как учеными, так представителями реального сектора экономики и индивидуальными предпринимателями. Заслуживает быть отмеченным такой факт, что 13 процентов доходов республиканского бюджета в 2004 году составляли штрафы и пени, а это больше, чем все налоги от внеш­ней торговли и почти в три раза больше, чем налоги на фонд заработной платы.

Расходы государства прежде всего характеризуются финансирова­нием из бюджета многочисленных экономических и социальных про­грамм. Для Беларуси характерен в последнее пятилетие устойчивый рост расходов консолидированного бюджета, которые корреспондируют с ди­намикой ВВП республики. Анализ основных статей расходов свидетель­ствует об усилении социальной направленности бюджета. Расходы на эти цели за пять лет (с 2001 г. к 2005 г.) увеличились на 63 процента. [11, c.124]

Постепенно с учетом роста реальных до­ходов населения происходит сокращение бюджетных субсидий на покры­тие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства и обще­ственного транспорта. При общем росте расходов на управление, оборону, правоохрани­тельную деятельность их удельный вес к ВВП характеризуется стабиль­ностью.

Информация о работе Рынок и государственное регулирование экономики