Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования экономики. Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «фиаско рынка»;
- рассмотреть сущность и значение государственного регулирования рыночной экономики;
- описать формы государственного регулирования рыночной экономики;
Введение 3
1. Фиаско рынка и необходимость государственного
регулирования экономики 5
1.1. Фиаско рынка и причины его возникновения 5
1.2. Функции государственного регулирования экономики 8
1.3.Сущность и значение государственного регулирования
рыночной экономики 11
2. Инструменты государственного регулирования экономики 15
2.1.Методы государственного регулирования
рыночной экономики 15
2.2.Инструменты воздействия государства на
экономику 19
3. Проблема эффективности государственного вмешательства
в экономику 28
Заключение 33
Список источников
Основные цели налоговой политики республики на предстоящие несколько лет направлены на дальнейшее совершенствование налоговой системы, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.
Бюджетно-налоговая политика Беларуси в 2006-2010 годах будет направлена на создание условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, а также на снижение налоговой нагрузки и повышение уровня жизни людей согласно проекта Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы.
Проект программы предусматривает снижение налоговой нагрузки, отмену оборотных налогов, закрепляет имеющиеся положительные тенденции в области налогообложения. Налоговая система будет ориентироваться на дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.
Бюджет сохранит высокий уровень социальных расходов. При этом бюджетная политика в 2006-2010 годах будет направлена на создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства. Ресурсы бюджета сконцентрируются на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов.
Достижение поставленных целей будет реализовано посредством:
- введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов.
- совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
- существенной модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц. Эти налоги будут составлять основу налоговой системы республики, от прогрессивности применяемых способов их взимания фактически зависит эффективность всей системы;
- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, путем отказа от практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот;
- установления оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечения эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допустить их искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет. В текущем году прогнозируется снизить уровень централизации финансовых ресурсов государством до 45% к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете — до 35 — 37%, во внебюджетных фондах — до 8–10%. При этом общий уровень налоговой нагрузки на экономику с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения снизится с 46% в 2000 г. до 39–40% .
В настоящее время эмиссия денег формируется в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намеченным по годам темпам роста реального ВВП и цен. Основным источником наращивания денежного предложения является покупка иностранной валюты, а кредитование Национальным банком дефицита бюджета Республики Беларусь уменьшается.
В 2006 году будет реализован комплекс мер, направленных, в первую очередь, на:
- расширение базы налогообложения действующих платежей в бюджет за счет сокращения льгот по налоговым платежам. В республике должно быть минимальное количество экономически обоснованных, доказавших свою эффективность льгот, и наличие контролируемой системы целевой и адресной финансовой поддержки юридических и физических лиц, действительно нуждающихся в такой поддержке;
- установление моратория на введение в течение года новых налогов, а также изменение их ставок и увеличение базы налогообложения действующих доходных источников. Это позволит укрепить доверие к налоговой системе Республики Беларусь со стороны отечественных налогоплательщиков и иностранных инвесторов, повысить ее прозрачность и стабильность.
- упорядочение взимания местных налогов и сборов;
- сохранение дефицита бюджета на уровне не более 1,5% ВВП и повышение роли государственных ценных бумаг в качестве источника его финансирования;
- непревышение предельного уровня внутреннего государственного долга, упорядочение предоставления и погашения правительственных гарантий, бюджетных ссуд и займов;
- дальнейшую оптимизацию структуры государственных расходов, включая поэтапное сокращение перекрестного субсидирования и упорядочение системы социальных льгот населению, а также увеличение государственных инвестиций;
- совершенствование бюджетного процесса для улучшения итоговых результатов по всем его стадиям.
3. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
В 1991 году Республика Беларусь, как самостоятельное независимое государство, вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем важнее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе.
После распада СССР, в процессе становления Белорусского государства, по мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, безработица, нарушения в денежном обращении, инфляция, обострившаяся конкуренция на мировых рынках, - все это требовало сбалансированной, продуманной государственной политики регулирования экономики.
Все это, я считаю, подчеркивает необходимость активной роли государства, всех его институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает.
С 2000г. и по нынешнее время в Беларуси проводится достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Поддержание положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Комплекс принятых мер в этих условиях позволил в сентябре 2000г. перейти к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. [10, с.84]
Не менее важно и то, что в рамках внешнеэкономической политики была осуществлена либерализация валютного рынка. Было снято множество ограничений, действовавших по операциям как на наличном, так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении нерезидентов). В октябре 2001 г. Беларусь присоединилась к статье VIII Устава МВФ, в которой сформулированы критерии конвертируемости национальной денежной единицы по текущим операциям. [10, с.85]
В 2004 г. было продолжено проведение монетарной политики, направленной на дальнейшее углубление финансово-экономической стабильности, поддержание плавных и предсказуемых темпов девальвации белорусского рубля. В соответствии с «Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы» [1, с.65] снижение курса рубля должно составить величину, близкую к 5% к доллару США, что соответствует международным стандартам.
Инфляция является одной из главных проблем в развитии белорусской экономики периода независимости. Рост цен невозможно обуздать, не добившись стабилизации экономики. Решение этой проблемы возможно только при условии структурной перестройки экономики, восстановления экономических связей со странами СНГ. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития. Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном периоде 2005-2010гг. подчинены обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2010 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики. В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. указывается, что одной из главных целей налоговой реформы является снижение налогового давления на экономику, инвестиции и экспорт. [1, с.66]
Государством реализуется комплекс антиинфляционных мер:
· сокращение объемов эмиссионного кредитования;
· поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на положительном уровне;
· сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов;
· расширение сферы рыночного ценообразования. Государственное ценовое регулирование запланировано сохранить в отношении продукции (услуг), производимой предприятиями монополистами, на структурообразующие виды сырья, на важнейшие социально значимые товары и услуги.
Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2005 г. [10,с.87] Решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики.
В последние годы правительству удается удерживать уровень инфляции на прогнозируемом уровне в пределах 14-18%. Инфляция в Беларуси за 2004 г. составила 14,4%. Это чуть выше нижней границы годового прогнозного показателя. В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2004 г. инфляция прогнозировалась на уровне 14-18%. Потребительские цены в 2004 г. выросли на 25,4%. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен за 2004 г. составил 1,2%. В 2004 г. цены на товары производителей промышленной продукции увеличились на 20,3%. Цены на строительно-монтажные работы за минувший год возросли на 24,6%. [2, с.65]
В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год годовая инфляция была запланирована на уровне 8-10%, а среднемесячный рост потребительских цен - 0,6-0,8%. Согласно данным Минстата, по сравнению с декабрем 2004 года в декабре 2005 потребительские цены выросли на 8%, что соответствует нижней границе запланированного показателя на 2005 год. Цены производителей промышленной продукции в декабре 2005 года по сравнению с ноябрем возросли на 0,8%, с декабрем 2004 года — на 11,2%. Цены на строительно-монтажные работы в декабре увеличились на 2,8%, а по сравнению с декабрем 2004 года — на 13,9%.
Таким образом, за 2005 год в Республике Беларусь уровень инфляции остался на запланированном уровне, что говорит о стабильной экономической ситуации в стране и способности правительства контролировать инфляцию.
Воздействие государства на процессы, происходящие в экономике и социальной сфере Республики Беларусь, осуществляется прежде всего посредством налогового и бюджетного методов. Значительные обязательства белорусского государства перед населением в социальной сфере, влияют на уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси делая его несколько выше, чем во многих странах. С учетом обязательных платежей в фонд социальной защиты населения и во внебюджетные фонды она составляет 49 процентов. В структуре доходов консолидированного бюджета 88 процентов приходится на налоги и 12 - на налоговые поступления. Налоговые поступления, в свою очередь, состоят из прямых и косвенных налогов, в настоящее время они находятся в состоянии 26,4 и 55,7 процентов.[11, c.123] Более половины налоговых поступлений приходится на налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль. Существующий уровень налоговой нагрузки совершенно обоснованно критикуется как учеными, так представителями реального сектора экономики и индивидуальными предпринимателями. Заслуживает быть отмеченным такой факт, что 13 процентов доходов республиканского бюджета в 2004 году составляли штрафы и пени, а это больше, чем все налоги от внешней торговли и почти в три раза больше, чем налоги на фонд заработной платы.
Расходы государства прежде всего характеризуются финансированием из бюджета многочисленных экономических и социальных программ. Для Беларуси характерен в последнее пятилетие устойчивый рост расходов консолидированного бюджета, которые корреспондируют с динамикой ВВП республики. Анализ основных статей расходов свидетельствует об усилении социальной направленности бюджета. Расходы на эти цели за пять лет (с 2001 г. к 2005 г.) увеличились на 63 процента. [11, c.124]
Постепенно с учетом роста реальных доходов населения происходит сокращение бюджетных субсидий на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта. При общем росте расходов на управление, оборону, правоохранительную деятельность их удельный вес к ВВП характеризуется стабильностью.
Информация о работе Рынок и государственное регулирование экономики