Рынок как экономическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:49, лекция

Описание

Экономическая категория « рынок» объединяет в себе несколько понятий.
Во-первых, это- любое место торговли товарами и услугами.
Во- вторых, это- совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В таком представлении «рынок характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый)

Содержание

1. Сущность рынка
2. Структура, характеристики и функции рынка
3. Сущность и принципы рыночной экономики
4. Инфраструктура рынка
5. Классификация рыночных структур
6. Типология и условия успешного функционирования рынка
7. Основы теории цены

Работа состоит из  1 файл

4 лекция.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)


  Тема 4.

Лекция на тему «Рынок как экономическая система» (2 ч.)

 

 

План:

 

           1. Сущность рынка

         2. Структура, характеристики и  функции рынка

         3. Сущность и принципы рыночной экономики

         4. Инфраструктура рынка

         5. Классификация рыночных структур

         6. Типология и условия успешного  функционирования рынка

         7. Основы теории цены

 

 

 

1. Сущность рынка

 

Экономическая категория « рынок» объединяет в себе несколько понятий.

 Во-первых, это- любое место торговли товарами и услугами.

Во- вторых, это- совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В таком представлении «рынок характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый). Здесь уже рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем.

В-третьих, рынок представляет систему экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающуюся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок – это экономические отношения, строящиеся  на основе рыночных законов и принципов.

И. наконец, в самой универсальной  трактовке понятие «рынок»ассоциируется с рыночной экономикой  в целом, становится синонимом термина»рыночная экономика».

Объединяя продавцов и покупателей, вступающих в товарообменные операции, товарно-денежные отношения, рынок тем самым налаживает взаимодействие трех главных экономических субъектов: государства, предприятий,(фирм) домашних хозяйств

 

2. Структура, характеристики и функции рынка

 

 

Рынок одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики. Зачастую понятие «рынок» применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности и у нас, и за рубежом существуют разные толкования этого понятия, что послужило основанием для утверждения отдельными лицами, будто бы до сих пор никому не известно, что же такое рынок. Попробуем разобраться. Итак, что такое рынок?

Прежде всего отметим, что применяемые экономической наукой понятия должны быть четко определены, но не слишком категоричны, ибо в противном случае можно допустить ошибку или впасть в бессмысленный спор. Для того чтобы дать определение какому-либо понятию, сначала надо проследить, как изменялось представление о нем в ходе исторического развития, затем уже попытаться выяснить, ты подразумеваем сегодня под этим понятием.

Понятие «рынок» многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно менялось.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, начал приобретать форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесел и городов торговля расширялась, за рынками закреплялись определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось до наших дней как одно из значений этого понятия.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» стало приобретать все более сложное толкование, что находит отражение  в современной экономической литературе.

С развитием товарного обмена, возникновением денег, товарно-денежных отношений появляется возможность разрыва купли продажи во времени и пространстве. Характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальности, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в отечественной экономической литературе.

С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, все больше проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства. С этих пор рынок начинают рассматривать как форму функционирования экономики, при которой обеспечиваются взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие рынка на производство и потребление. Рынок становится сложнейшей системой взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников. Сегодня рынок рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.

Все рассмотренные определения  рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные его грани.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также к удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Материальную основу рыночных отношений  составляет движение товара и денег. Но поскольку рынок функционирует в определенной экономической системе, то это не может не отразиться на специфике форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках. Рынок в функционирующей экономической системе можно рассматривать и как самостоятельную подсистему.

Сущность рынка находит выражение  в главных экономических функциях. Экономическая функция — это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающее её сущность.

К функциям рынка относятся:

• согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене,

  • установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов; рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы;
  • экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли
  • стимулирование научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования экономики в целом;
  • обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции к интернационализации и росту интеграционных процессов в экономике;
  • обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Выполнение рынком стимулирующей и мотивационной функций особенно важно для развития экономики.

Эффективно (результативно) функционирующий товарный рынок характеризуется следующими обязательными составными элементами.

Первый элемент — свободное движение цен, — предполагает свободное их изменение в сторону увеличения, снижения или стабильности на основе свободной конкуренции. Правительство может установить фиксированную цену на какой-то продукт независимо от того, какова его стоимость, или от того, будет ли это выгодно владельцу продукта. Обычно результатом установления правительством фиксированной цены на конкретный продукт бывает исчезновение его с прилавков рынка и появление на «черном» рынке. Иногда установление цен правительством бывает целесообразным, например, в период высокой инфляции, во время войн или национальных бедствий. История свидетельствует, что все эксперименты, связанные с установлением твердых цен на Западе, не имели успеха. Объясняется это тем, что данная мера никогда не могла дать то, что от нее требовалось в подобной ситуации.

Другой элемент рынка — отсутствие давления на производителя. Для того чтобы система рынка действовала естественным путем, производители должны иметь достаточное количество ресурсов, необходимых для производства продукта, отвечающего всем требованиям, предъявленным ему на рынке потребителями. Если правительство проявляет настойчивость в своих попытках оказывать давление на производителя, то результатом будет исчезновение этого продукта у предлагавших его ранее поставщиков и появление его на «черном рынке». Естественно, цена на данный продукт возрастет, так как человек, который связывает себя с «черным» рынком, подвергается риску, предлагая свой товар за пределами правовой системы, за что он и взимает дополнительную плату.

Третий элемент рынка — адекватная информация о рынке. Особенно важно это сегодня, когда события стремительно меняются. Современная система коммуникации (сообщения) дает точную кар тину того, как меняются рыночные условия фактически на любом рынке мира. Чтобы поставить свой продукт на рынок, производитель должен знать его цену, ибо он основывает свои решения на цене, затратах и потенциальной прибыли. В то же время и потребитель, чтобы принять рациональное решение, должен знать, какова цена продукта. Ему необходимо сравнить альтернативные продукты и сделать свой выбор, основывал его на тех ограниченных доходах, которыми он располагает. Поэтому для людей, заинтересованных в участии в рыночных отношениях, очень важно, чтобы существовали соответствующая гласность и необходимая информация.

Четвертый элемент — правительственное вмешательство. Ни один участник свободной конкуренции в системе рынка не должен иметь возможность непосредственно воздействовать на решение другого участника неэкономическими (административными, приказными) методами. Но правительство может вмешиваться в рынок по-разному: опосредованно, через контроль цен или путем ограничения количества ресурсов, требуемых для производства продукта (например, во время войны, когда многие материалы ограничены в поставке и употребляются как военная продукция), либо через различные постановления. Выполнение постановлений, связанных с охраной окружающей среды, или направленных на социальную защиту и охрану труда рабочих, также может сдерживать развитие рынка. Однако это не означает, что не должна существовать ответственность производителей за нарушение экологического баланса или что рабочие не должны иметь социальных привилегий и гарантий по охране труда. Но заплатит за все это потребитель через механизм цен, который действует так, что гарантирует возмещение затрат производителя.

Пятый элемент — альтернативное использование ресурсов. Для этого в системе рынка все члены общества должны иметь доступ к любой хозяйственной деятельности. Кроме того, необходимы мобильность ресурсов производства и неограниченная свобода передвижения капиталов. Потребитель и производитель должны иметь возможность использовать свои ресурсы на альтернативной основе. Это особенно важно для производителя. Если он не может перевести свои ресурсы с одного рынка на другой, то будет стеснен в потенциальной и возможно понесет потери. В результате он перестанет действовать как поставщик, подрывая этим функции рынка через недостачу произведенного им продукта. И наоборот, если производитель не может заработать прибыль на одном рынке, но имеет возможность производить продукт для другого, то он найдет новому продукту наиболее выгодный сбыт.

Шестой элемент в системе  рынка — широкий выбор для покупателя.

Здесь не должно быть фактора, который сдерживал бы широкие возможности выбора нужного продукта, выбора полезности, которую несет данный продукт, выбора цены на этот продукт, доступной покупателю.

Седьмой элемент системы рынка — неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними, позволяющая осуществить принцип рационального поведения рыночных субъектов, что ведет к оптимизации индивидуального благосостояния в результате прироста доходов.

Система рынка — система  с очень суровой дисциплиной. Концепция оптимальности утверждает, что производитель должен пытаться производить товары по самым низким ценам, используя наименьшее количество ресурсов. Если производитель изготовляет продукт, используя больше ценностей, чем его конкурент, то такой продукт будет дороже и рынок его отвергнет.

Таким образом, свободный рынок — это самостоятельная, саморазвивающаяся и саморегулируемая система, в которой люди делают то, что они сама решают делать.

На рынке каждый делает то, что входит в его интересы. Человек, который выходит на рынок с продуктом, должен произвести нечто, что удовлетворит потребности или желание потребителей, а иначе он потерпит неудачу в предпринимательстве. Рынок предполагает, что люди будут предлагать продукты и услуги, которые несут полезность и способны удовлетворить потребителя. Но гарантии в этом нет.

Нет такого агентства, которое  бы извне могло направлять действия рынка. Конечно, существует правительство, устанавливающее законы и правила пребывания в бизнесе, но оно не вмешивается в бизнес, не назначает директоров предприятий, не распределяет обязанности, централизованно не планирует деятельность фирм.

Рынок — это свободное  предпринимательство. Никто не обязывает людей приходить на рынок и приносить товары; и ни правительства, ни какие-либо организации не могут заставить людей прийти на рынок.

Главным побудителем, мотиватором  рынка является система предпринимательства. Предприниматель — слово французское; оно означает — «тот, кто рискует». Это очень точная характеристика предпринимателя, поскольку он всегда рискует. Риск связан с потенциальной возможностью напрасно истратить ресурсы, а результат этих потерь — деньги.

Предприниматель — человек, который решает, что производить. Он собирает необходимые ресурсы, производит тот или иной продукт или услугу, пытается продать их на рынке и, если это увенчается успехом, получает награду за свои усилия.

Информация о работе Рынок как экономическая система