Рынок как экономическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:49, лекция

Описание

Экономическая категория « рынок» объединяет в себе несколько понятий.
Во-первых, это- любое место торговли товарами и услугами.
Во- вторых, это- совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В таком представлении «рынок характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый)

Содержание

1. Сущность рынка
2. Структура, характеристики и функции рынка
3. Сущность и принципы рыночной экономики
4. Инфраструктура рынка
5. Классификация рыночных структур
6. Типология и условия успешного функционирования рынка
7. Основы теории цены

Работа состоит из  1 файл

4 лекция.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

Первый шаг к предпринимательству — выявление потребности. Для того чтобы рынок принял продукт, последний должен удовлетворять потребностям покупателей. Предпринимателю необходимо прежде всего убедиться в том, что его продукт или услуга нужны на рынке, в противном случае он потеряет свои ресурсы и в результате — деньги.

Ни один предприниматель  никогда не бывает совершенно уверен в том, что его товар на рынке будет иметь большой успех. До тех пор пока предприниматель не предложит свой товар рынку, он не знает, примет ли рынок его продукт или услугу и даст ли за них такую цену, чтобы можно было покрыть издержки и получить выгоду.

Однако есть методы исследования рынка, которые могут помочь предпринимателю добиться успеха в бизнесе на рынке. На Западе этот метод известен как исследование рынка.

Исследование рынка — это попытка определить состояние рынка, его потребности: сколько того или иного товара нужно и по какой цене его следует предлагать.

Миллионы долларов тратят крупные фирмы на то, чтобы апробировать продукты и попытаться определить заранее, какой из них будет наилучшим и по какой оптимальной цене он пойдет на рынке.

Наилучший продукт для предпринимателя — это продукт, который быстро реализуется, приносит большие доходы и обеспечивает устойчивость его фирмы на рынке.

Потребитель очень разборчив. Он будет  покупать продукт только до тех пор, пока тот удовлетворяет его потребность  и на рынке нет лучшего по более доступной цене. Как только появится лучший продукт по более низкой цене, потребитель тут же переключится на его потребление. Это происходит. даже тогда, когда у потребителя есть правильная информация об альтернативном продукте на рынке.

Таким образом, чтобы участвовать в рынке, нужно быть хорошо информированным об условиях его функционирования, состоянии спроса и предложения, ценах и т.д. Когда у производителя есть продукт на продажу, он должен иметь возможность проинформировать публику о наличии этого продукта, о том, как его продукт противостоит альтернативным продуктам и чем особенно отличается от них, а также о том, как он будет обслуживать покупателя по какой цене. Система информации, которой пользуется производитель, называется рекламой.

Рекламу можно дать через радиостанции, телевидение, журналы, газеты или прямо по почте. Есть и другие формы рекламирования товаров и услуг. Причем рекламируется не только новый товар. Часто бывает так, что фирма должна рекламировать свои традиционные продукты просто для того, чтобы оставаться на обычном для нее уровне. Если она уменьшит количество рекламы, то прибыль получат соперники, которые потратили на нее больше средств.

Для производителя нет более точной информации, чем ответ потребителя на предлагаемые на рынке товары и услуги. Потребитель, покупает на рынке на свои деньги именно тот продукт, который, по его мнению, наилучшим образом отвечает его представлениям о полезности.

 

3..Сущность и принципы  рыночной экономики

 

Хотя рыночная экономика-многопризначное явление, главным признаком ее все же  считается принцип  свободы хозяйственной деятельности. Он декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

Принцип ВСЕОБЩНОСТИ является следствием принципа свободы выбора форм экономической деятельности и характеризует прежде всего неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе неправомерно называть экономику рыночной. Суть принципа- охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком.

РАВНОПРАВИЕ рыночных субъектов с разными формами собственности – означает создание предпосылок для честной конкуренции разных форм собственности. Т.е. речь идет о том, чтобы не создавать «особых условий» специального режима благоприятствования по признаку Формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное – другую.

Принцип саморегулирования -

Саморегулирование рыночной экономики обеспечивается прежде всего тем, что в ней определяющая роль в управлении придается экономическим, а не административно - распорядительным методам.

Принцип договорных отношений  – Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Т.е. Рыночная экономика – это экономика не приказов, а договоров, контрактов, соглашений. При этом Принцип договорных отношений есть одновременно принцип обязательности их соблюдений той и другой стороной.

Принцип свободного ценообразования  означает, что цены никем не назначаются, а формируются в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Такие цены называются рыночными. Именно они в наибольшей степени обеспечивают эквивалентный обмен товаров.

Принцип самофинансирования. Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, независимость, суверенность, расплачивается за нее необходимостью покрывать все финансовые расходы на свое существование и развитие из собственного кармана.

Самофинансирование является частью более общего принципа  самообеспечения экономических, хозяйствующих субъектов всеми необходимыми им ресурсами.

Принцип децентрализации  управления в рыночной экономике является производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Ведь будучи централизованной, экономика просто не может быть рыночной. Однако есть проявление централизации в форме принятия единых законодательных актов и нормативных документов, регулирующих экономическую деятельность всех хозяйствующих субъектов.

Кроме того, в рыночной экономике  имеет место централизованное формирование и распределение значительной части финансовых ресурсов, сосредотачиваемых в государственном бюджете, а также связанная с ним государственная налоговая политика.

Важно отметить, что децентрализация  распространяется как на предприятия, так и на регионы. При этом мера региональной децентрализации зависит от конституционного устройства страны и от национально-государственного суверенитета регионов. Самая низкая степень децентрализации – унитарном гос., затем- Федерация, затем – конфедерация.

Принцип экономической ответственности – в отличие от административной ответственности за экономические правонарушения рыночная экономика исходит из необходимости компенсации нанесенного урона его виновниками. Хозяйствующий субъект сам отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами.

Кроме этого, можно потерять статус надежного партнера при нарушении  своих обязательств.

Наконец, в рыночной экономике ответственность  порождается и становится действенной  также в силу реальности и конкретности форм и отношений собственности.

Государственное регулирование. –осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Конкуренция. – важнейший фактор, повышающий эффективность экономической системы.

Механизм социальной защиты.  Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве случаев они представлены двумя основными категориями.

1. Постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Так, уменьшение зарплаты обычно ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты труда. Налоги ограничены сверху максимально допустимой ставкой налогообложений.

2. Наряду с ограничителями применяется разветвленная сеть социальных компенсаторов, в виде льгот, субсидий, рассрочек, представления бесплатных товаров и услуг по сниженным ценам или даже бесплатно.

Однако уровень социальной защищенности в рыночной экономике поддерживается таким, чтобы она не оказывала отрицательного воздействия на эффективное функционирование экономической системы, не приводила к социальному иждивенчеству и, тем более, социальному паразитированию.

 

 

 

Инфраструктура — обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура — то основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

Основными элементами инфраструктуры рынка являются:

• биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные, биржи труда), организационно оформленное посредничество;

• аукционы, ярмарки и другие формы внебиржевого посредничества;

• кредитная система и коммерческие банки;

• эмиссионная система и эмиссионные банки;

• система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

• информационные технологии и средства деловой коммуникации;

• налоговая система и налоговая  инспекция;

• система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

  • специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства массовой информации
  • торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
  • таможенная система;
  • профсоюзы работающих по найму;
  • коммерческо-выставочные комплексы;
  • система высшего и среднего экономического образования;
  • аудиторские компании;
  • консультативные (консалтинговые) компании;
  • общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  • специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов. Элементы инфраструктуры пришли не извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

• облегчает участникам рыночных отношений реализацию интересов;

• повышает оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

• организационно оформляет рыночные отношения;

• облегчает формы юридического и общественного регулирования деловой практики.

В российской экономической литературе к инфраструктуре относят: основную торговую сеть; постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара; коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов; складское хозяйство (элеваторы, холодильники); тарное и транспортное хозяйство; всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае мы имеем дело с расширенным толкованием понятия «инфраструктура» рынка.

Что касается торговой сети в развитых странах, то в числе наиболее распространенных и перспективных следует выделить следующие:

    • супермаркеты — магазины самообслуживания с преимутцественно продовольственным ассортиментом;
  • суперонтеры — перспективные магазины по торговле скоропортящимися товарами, располагающиеся чаще всего вне города;
  • конвинненсонторы — небольшие магазины с ограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину)
  • супертриады — крупные магазины, имеющие современный торговый центр, в котором реализуются высококачественные дорогостоящие товары, зону супермаркета - склады, зону продажи товаров улучшенного качества;
  • драгонтеры — розничные предприятия с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карты;
  • магазины-дискаунты — магазины сниженных цен, реализующие товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.

Классическая  инфраструктура рынка включает только товарные, биржи и биржи труда.

 

Несмотря на отсутствие  общепринятой классификации рынков их принято делить на группы по определенным признакам, таким как степень монополизированности (формы конкуренции), меры государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

 

По форме конкуренции:

А) Высоконкурентный, немонополизированный (идеальный)

Б) Частичноили полностью монополизированные рынки

Информация о работе Рынок как экономическая система