Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:36, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Рынок монополистической конкуренции" с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить модель "Рынка монополистической конкуренции";
2. Исследовать основные черты “Рынка монополистической конкуренции”;
3. Рассмотреть особенности поведения потребителя на "Рынке монополистической конкуренции";
4. Обозначить роль рекламы на "Рынке монополистической конкуренции";
Введение……………………………………………………………………….… 3
План.
Глава 1. Теоретические аспекты рынка монополистической конкуренции…..
1.1. Модель рынка монополистической конкуренции………………………….5
1.2. Основные черты рынка монополистической конкуренции……………….6
1.3. Особенности поведения потребителя на рынке монополистической конкуренции……………………………………………………………………….7
1.4. Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции……………...10
Глава 2.
Место и роль монополистической конкуренции в РФ…………………12
Рейтинг привлекательности рынков разных стран. Характеристика магазинов современного формата……………………………………….16
Сводка розничной торговли на рынках с монополистической конкуренцией……………………………………………………………..18
Пример монополистической конкуренции на рынке России………….20
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал
ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
в г. Когалыме
Курсовая работа:
По дисциплине: «Микроэкономика»
На тему
«Рынок монополистической конкуренции.
»
Выполнила:
Студент 1 курса 1 группы
направление «Экономика» Климец О.С..
Проверила:
к.э. н, доцент Насырова С.И.
Когалым-2011
Содержание
стр.
План.
Глава 1. Теоретические аспекты рынка монополистической конкуренции…..
1.1. Модель рынка монополистической конкуренции………………………….5
1.2. Основные черты рынка монополистической конкуренции……………….6
1.3. Особенности
поведения потребителя на рынке монополистической
конкуренции…………………………………………………
1.4. Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции……………...10
Глава 2.
Список
литературы……………………………………………………
Приложение №1………………………………………………………………….24
Введение.
Представленная
работа посвящена теме "Рынок монополистической
конкуренции".
Проблема данного исследования носит
актуальный характер в современных условиях.
Об этом свидетельствует частое изучение
поднятых вопросов.
Тема "Рынок монополистической конкуренции"
изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных
дисциплин. Для современного состояния
науки характерен переход к глобальному
рассмотрению проблем тематики "Рынок
монополистической конкуренции".
Вопросам исследования посвящено множество
работ. В основном материал, изложенный
в учебной литературе, носит общий характер,
а в многочисленных монографиях по данной
тематике рассмотрены более узкие вопросы
проблемы "Рынок монополистической
конкуренции".
Высокая значимость и недостаточная практическая
разработанность проблемы "Рынок монополистической
конкуренции" определяют несомненную
новизну данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена,
с одной стороны, большим интересом к теме
"Рынок монополистической конкуренции"
в современной науке, с другой стороны,
ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение
вопросов связанных с данной тематикой
носит как теоретическую, так и практическую
значимость.
Результаты могут быть использованы для
разработки методики анализа "Рынок
монополистической конкуренции".
Теоретическое значение изучения проблемы
"Рынок монополистической конкуренции"
заключается в том, что избранная для рассмотрения
проблематика находится на стыке сразу
нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является
анализ условий "Рынок монополистической
конкуренции".
При этом предметом исследования является
рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных
в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение
темы "Рынок монополистической конкуренции"
с точки зрения новейших отечественных
исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели
автором были поставлены и решения следующие
задачи:
1. Изучить модель "Рынка монополистической
конкуренции";
2. Исследовать основные черты “Рынка
монополистической конкуренции”;
3. Рассмотреть особенности поведения
потребителя на "Рынке монополистической
конкуренции";
4. Обозначить роль рекламы на "Рынке
монополистической конкуренции";
Работа имеет традиционную структуру
и включает в себя введение, основную часть,
состоящую из 2 глав, заключение и библиографический
список.
Во введении обоснована актуальность
выбора темы, поставлены цель и задачи
исследования, охарактеризованы методы
исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы,
раскрываются исторические аспекты проблемы
"Рынка монополистической конкуренции".
Определяются основные понятия, обуславливается
актуальность звучание вопросов "Рынка
монополистической конкуренции".
В главе второй более подробно рассмотрены
современные проблемы "Рынка монополистической
конкуренции" в России, предоставлены
показатели, а так же несколько примеров.
По результатам исследования был вскрыт
ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой
теме, и сделаны выводы о необходимости
дальнейшего изучения/улучшения состояния
вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы
определила выбор темы работы "Рынок
монополистической конкуренции", круг
вопросов и логическую схему ее построения.
Глава 1. Теоретические аспекты рынка монополистической конкуренции.
1.1. Модель рынка монополистической конкуренции.
Монополистическая
конкуренция – рыночная структура, когда
несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие
дифференцированный продукт, конкурируют
между собой, при этом ни одна из них не
обладает всей полнотой власти по контролю
за рыночной ценой.
Монополистическая
конкуренция похожа на ситуацию «чистой
монополии» и в то же время на «совершенную
конкуренцию». Кривая спроса фирмы в условиях
монополистической конкуренции – нисходящая,
эластичная. Факторы эластичности спроса
– число конкурентов; степень дифференциации
продукта. Дифференцировать товар – это
значит отличить его от других, аналогичных
товаров по какому-либо признаку: качество,
реклама, торговая марка, условия продажи,
упаковка и т.д.
1.2. Основные черты рынка монополистической конкуренции.
Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, находящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур — монополистическая конкуренция, для описания которой полезно знать как представленную выше теоретическую модель рынка совершенной конкуренции, так и модель чистой монополии. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции:
В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.
Свойства монополистической конкуренции
(Абстрактная модель монополистической конкуренции в краткосрочном периоде)
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
1.3. Особенности поведения потребителя (покупателя) на рынке монополистической конкуренции.
Рынку монополистической конкуренции присуще относительно большое число производителей, но не однородной, как в случае свободной конкуренции, а дифференцированной продукции, т.е. различной, но схожей по назначению и потребительским свойствам. Каждая из фирм стремится создать товар, чем-то отличающийся от ему подобных. Она становится своеобразным монополистом в придании уникальных способностей этому товару. Покупатель выбирает необходимый ему товар, руководствуясь своими эстетическими представлениями, материальными возможностями, пристрастиями, престижностью товара. Главное оружие в монополистической конкуренции – неценовые методы конкуренции. Особую роль среди них играет реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легко, достаточно предложить товар с такими свойствами, которые заинтересуют покупателя.
Экономный покупатель отдавал предпочтение магазинам без особых изысков. Выбрав канал продаж, покупатель оставался в его рамках до момента совершения покупки. Сегодняшние покупатели с легкостью меняют каналы продаж. Они охотно пользуются услугами высококвалифицированных консультантов одного канала, а затем приобретают продукт с помощью другого, предлагающего более выгодные условия. Кто из нас не пролистывал каталог, перед тем как отправиться в гипермаркет, или не звонил туроператору, перед тем как приобрести билеты через Интернет или напрямую в авиакомпании за более низкую цену? В результате у многих компаний остались ненужные и неиспользуемые физические и организационные возможности, которые обесцениваются с каждым днем. В зависимости от ситуации, к ним можно отнести хорошо подготовленных, но скучающих продавцов, обширные, но безлюдные помещения, отведенные под розничную торговлю, запас товара, предназначенный для выставления в витринах. Маркетологи утверждают, что больше половины покупателей сегодня получают информацию о товарах, используя один капал, а затем легко его меняют, как только приходит время платить. Традиционная стратегия работы с каналом следует из рыночной сегментации. Компания, продающая товар для, скажем, обеспеченных жительниц пригородов от тридцати до сорока лет, использовала определенный канал доставки продукта и сопутствующих услуг. Другая компания выбирала другой канал для работы с зажиточными пенсионерами. Предполагалось, что покупатели с близкими демографическими характеристиками, как правило, приобретают товары одним и тем же способом, через одни и те же каналы. Это предположение оправдывалось только до относительно недавнего времени. Покупатели оставались в рамках приписанных им каналов если не на всю жизнь, то, по крайней мере, от момента получения информации до момента совершения покупки. Конкурентоспособность канала поддерживалась с помощью создания набора товаров и услуг, которые, как считалось, высоко ценились покупателями. Поэтому канал, обслуживающий демографические группы, ограниченные в свободных средствах, предлагает весьма ограниченный набор продуктов и услуг. Можно убедиться в этом, попытавшись найти квалифицированного и знающего продавца в магазине, торгующем по сниженным ценам. Канал, предназначенный для занятых, обеспеченных покупателей, устанавливает более высокие цены, но предлагает бесплатно ряд дополнительных услуг, таких как подгонка по фигуре или квалифицированные консультации по тем или иным вопросам. По сути, компании субсидируют ряд этапов процесса совершения покупки, чтобы выделиться на фоне остальных. Но, как показывает опыт индустрии финансовых услуг, модель дискретных каналов продаж, обслуживающих статичные сегменты рынка, потеряла свою актуальность.
Потребителей можно разделить на пять групп, которые по-разному реагируют на введение новых товаров:
Суперноваторы - они составляют около 2,5% всех потребителей. Это люди с высоким социальным статусом, живущие в городе, склонные к новизне и риску. Новаторы - они составляют примерно 13,5% от общего числа потребителей. Они характеризуются примерно тем же, чем и суперноваторы, только более осторожны в своих действиях. Обыкновенные потребители- эта категория составляет примерно 34% емкости рынка. Большинство из этих людей проживают в сельской местности и в небольших городах. Они основательны и стараются не рисковать. Консерваторы - их численность также составляет примерно 34% от всех потребителей. Они не одобряют всяких новшеств, но подражают обыкновенным потребителям. Среди них много пожилых людей, лиц с низкими доходами, занятых мало престижной деятельностью. Суперконсерваторы - они составляют около 16% от всех потребителей. Эти люди принадлежат к различным слоям общества, лишены эстетического чутья, воображения, сохраняют привычки молодости и склонности по отношению к товарам.Первые три группы (примерно 50%) обеспечивают приобретение 90% всех новых товаров.
1.4. Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции.
На рынке монополистической конкуренции велика роль рекламы как одного из способов решения такой проблемы и причины фиаско рынка, как асимметричность рыночной информации.
В результате в добавление к издержкам, связанным с избыточной мощностью, существуют также издержки, которые несут фирмы тогда, когда они стремиться убедить потребителя в том, что их товары отличаются от товаров конкурентов. Рынки монополистической конкуренции характеризуются наличием товарных знаков и непрерывной разработкой новых товаров и улучшением старых. Многих потребителей смогли убедить, что качество товаров с известными марками превосходит качество конкурентной продукции. Вероятно, что фирмы на рынках с монополистической конкуренцией для увеличения продаж будут скорее конкурировать с помощью улучшения товаров или разработки новых, чем при помощи понижения цен. Улучшение товара отдельной фирмой позволит ей извлекать прибыли пока остальные фирмы не скопируют эти улучшения. Часто эти улучшения бывают поверхностными и несущественными. Но как только товар улучшен, фирма обычно начинает рекламу, чтобы проинформировать потребителей об этих изменениях. Реклама и реализация товаров являются процессами, требующими затрат. Издержки реализации - это все те издержки, которые несет фирма, чтобы повлиять на продажи своего товара. Осуществляя рекламные и прочие связанные с продажей расходы, фирма надеется увеличить поступления, выручку. Реклама может воздействовать на уровень спроса на товар фирмы и на ценовую эластичность этого спроса. Она, кроме того, может воздействовать и на перекрестную эластичность спроса на продукт применительно к ценам на товары конкурирующих фирм. Реклама также может увеличить спрос на товары всех продавцов в товарной группе. В условиях совершенной конкуренции нет стимулов нести издержки реализации, т.к. товары являются совершенными заменителями, и покупатели являются полностью информированными. Следовательно, при этих обстоятельствах реклама бесполезна. Фирмы занимаются рекламой и другой деятельностью по продвижению товара тогда, когда они могут указать на уникальные стороны своих товаров и когда информация не имеется в свободном распоряжении у покупателей. При этом крайне важно, чтобы реклама была эффективна, т.е. издержки на ее осуществление должны быть ниже тех дополнительных доходов, которые она способна обеспечить.