Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:36, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Рынок монополистической конкуренции" с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить модель "Рынка монополистической конкуренции";
2. Исследовать основные черты “Рынка монополистической конкуренции”;
3. Рассмотреть особенности поведения потребителя на "Рынке монополистической конкуренции";
4. Обозначить роль рекламы на "Рынке монополистической конкуренции";
Введение……………………………………………………………………….… 3
План.
Глава 1. Теоретические аспекты рынка монополистической конкуренции…..
1.1. Модель рынка монополистической конкуренции………………………….5
1.2. Основные черты рынка монополистической конкуренции……………….6
1.3. Особенности поведения потребителя на рынке монополистической конкуренции……………………………………………………………………….7
1.4. Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции……………...10
Глава 2.
Место и роль монополистической конкуренции в РФ…………………12
Рейтинг привлекательности рынков разных стран. Характеристика магазинов современного формата……………………………………….16
Сводка розничной торговли на рынках с монополистической конкуренцией……………………………………………………………..18
Пример монополистической конкуренции на рынке России………….20
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………………………
Модель Дорфмана-Штайнера демонстрирует зависимость оптимального числа рекламных расходов от характеристик «остаточного» спроса на товар фирмы. Пусть реклама дискретна, и ее интенсивность можно измерить количеством рекламных объявлений. При этом будем считать, что чем больше число рекламных объявлений, тем выше объем спроса на товар фирмы. Стоимость одного рекламного объявления составляет t денежных единиц.
Глава
2.
1.1. Место
и роль монополистической конкуренции
в РФ.
Первый
в истории России законодательный акт,
регламентирующий порядок конкурентного
поведения фирм в условиях рыночного хозяйства
и содержащий "правила игры" для конкурентов,
был принят в марте 1991 г. Это Закон РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
Основная особенность этого документа
- он содержит перечень запрещаемых видов
поведения конкурентов и меры ответственности
по отношению к тем, кто все же решил игнорировать
данные запреты. Тем самым Закон "О конкуренции..."
по своему содержанию и по структуре ближе
к традиционному зарубежному экономическому
законодательству, исповедующему принцип
"все разрешено, что не запрещено",
нежели к разрешительному законодательству
России начала 90-х гг.
Закон "О конкуренции..." содержит
запреты на многие виды монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции.
Обратим, в частности, внимание на запрет
на создание "министерств, государственных
комитетов, других структур государственного
управления с целью монополизации производства
или реализации товаров..." (статья 7).
Пока уровень развития конкуренции в нашей
стране явно недостаточен. Называются
несколько причин:
1. Приватизация не привела, как ожидалось,
к появлению эффективных собственников,
которые заботились бы о развитии предприятия;
2. Принудительная реструктуризация предприятий
не была использована должным образом,
хотя могла бы облегчить массовое образование
новых конкурентоспособных хозяйствующих
субъектов;
3. Малый бизнес так и не получил должного
развития.
Во многих странах именно малый бизнес
является естественной основой формирования
конкурентной среды, полигоном для испытания
технологических и экономических проектов.
Для демонополизации экономики и развития
конкуренции необходимо:
1. Наладить антимонопольный контроль
за проведением конкурсов, торгов, аукционов,
в том числе при размещении заказов на
поставки продукции для государственных
и муниципальных нужд (только в 1998 г. Финансовые
обороты на таких конкурсах и торгах достигли
122 млрд. рублей);
2. Ввести жёсткие меры против действий
региональных властей, препятствующих
свободе перемещения товаров и капитала
по всей России;
3. Совершенствовать правовое регулирование
использования государственных средств
для расширения конкурентной среды, снижения
концентрации производства и уменьшения
ведомственного монополизма;
Запреты на монополистическую деятельность
подразделяются на запреты, направленные
против соглашений, ограничивающих конкуренцию,
и запреты на злоупотребление предприятиями
своим доминирующим положением. Такие
злоупотребления являются наиболее типичными
(более 60%) нарушением антимонопольного
законодательства.
Довольно часто встречаются такие нарушения,
как навязывание контрагенту невыгодных
условий договора, несоблюдение порядка
ценообразования, согласованные действия
предприятий, направленные на ограничение
конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал,
что свыше трети предприятий, занимающих
доминирующее положение на рынке, завышают
цены на товары и услуги.
Закон запрещает устанавливать монопольно
высокие или монопольно низкие цены, изымать
товар из обращения с тем, чтоб создавать
или поддерживать дефицит или повышать
цену, навязывать контрагенту условия
договора, невыгодные для него или не относящиеся
к предмету договора, включать в договор
дискриминирующие условия, которые ставят
контрагента в неравное положение по сравнению
с другими предприятиями, препятствовать
выходу на рынок (или уходу с него) другим
предприятиям, побуждать контрагента
отказываться от заключения договоров
с отдельными покупателями (заказчиками),
несмотря на то, что есть возможность произвести
или поставить нужный товар.
Наиболее стабильно действует запрет
на установление монопольных цен, хотя
и здесь немало проблем. В частности, "Временные
методические рекомендации по выявлению
монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают
одновременно использовать:
1. Концепция ограничения прибыли и концепция
сравнения рынка. Применение первой концепции
осложняется тем, что производственные
затраты необходимо устанавливать с учётом
того, что производственные мощности будут
исчерпаны. Но при общем спаде производства
в России это нереально. Сейчас в России
чаще практикуются монопольно высокие
цены, а в странах с развитой конкуренцией
- монопольно низкие. Российский монополизм
проявляет своё антиконкурентное поведение
преимущественно в отношениях с потребителями
или поставщиками, а не с конкурентами.
Но по мере развития конкуренции повышается
вероятность применения монопольно низких
цен: мощные многопрофильные компании
благодаря перекрёстному субсидированию
за счёт прибыльности одних секторов могут
занижать цены на продукцию других и тем
самым блокировать конкурентов.
Запрещаются также различные соглашения
между фирмами (стр. 5) и препятствование
входу на рынок других фирм.
2. Контроль за усилением экономической
концентрации. Наряду с запретами вредных
для конкуренции соглашений и на злоупотребление
доминирующим положением для борьбы с
ограничением конкуренции применяется
контроль за экономической концентрацией.
Она возникает:
В результате создания, реорганизации
или слияния предприятий и объединений;
Когда появляется возможность для группы
организаций проводить на рынке согласованную
политику. Согласно закону "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках", если предприятие
достигает определённого порога по объёму
операций, оно обязано получить согласие
антимонопольного комитета на свои действия
(предварительный контроль) и уведомить
его о них (последующий контроль).
3. Запрет на недобросовестную конкуренцию.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются
действия, направленные на приобретение
преимуществ, которые противоречат законодательству,
обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости,
и которые причинили (могут причинить)
убытки конкурентам или нанесли ущерб
их деловой репутации. Речь идёт о распространении
ложных, неточных или искажённых сведений,
способных причинить убытки или нанести
ущерб, введение потребителей в заблуждение
относительно характера, способа, места
изготовления, потребительских свойств
и качества товара, а также о некорректном
сравнении собственного товара с аналогичной
продукцией конкурентов.
4. Запреты на действия органов власти
и управления, которые могут неблагоприятно
повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных
отношений предполагает устранение прямого
вмешательства государственных органов
власти в деятельность предприятий. Законом
запрещено принимать нормативные акты
и совершать действия, которые ограничивают
самостоятельность предприятий, создают
дискриминирующие или благоприятные условия
для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают
конкуренцию, ущемляют интересы предприятий
или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы
местного самоуправления допускают многочисленные
нарушения, в частности необоснованно
предоставляют льготы, ограничивают создание
предприятий, вводят запреты на их деятельность,
продажу или покупку товаров, указывают
на приоритетность некоторых договоров,
произвольно устанавливают размеры регистрационного
сбора, препятствуют выходу на рынок товаров
и услуг "иногородних" предприятий
и т.п.
В России к естественным монополиям относятся
прежде всего РАО "ЕЭС России", "Газпром"
и Министерство путей сообщения. Их судьба
вызывает острые дискуссии. Антимонопольные
меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.[2].
1.2. Рейтинг привлекательности рынков разных стран. Характеристика магазинов современного формата.
Страна | Регион | Страновой риск (Countr y risk) | Рыночная привлекательность (Market attractiveness) | Рыночное насыщение (Market saturation) | Временной лимит для входа на рынок (Time pressure) | Общее количество баллов (GRDI score) | ||
25 % | 25 % | 30 % | 20 % | |||||
Индия | Азия | 55 | 31 | 89 | 76 | 100 | ||
Россия | Восточная Европа | 43 | 59 | 53 | 90 | 85 | ||
Вьетнам | Азия | 43 | 24 | 87 | 81 | 84 | ||
Украина | Восточная Европа | 42 | 37 | 76 | 81 | 83 | ||
Китай | Азия | 58 | 40 | 57 | 86 | 82 | ||
Чили | Америка | 67 | 57 | 47 | 48 | 71 | ||
Латвия | Восточная Европа | 58 | 50 | 31 | 88 | 69 | ||
Словения | Восточная Европа | 78 | 52 | 25 | 70 | 68 | ||
Хорватия | Восточная Европа | 57 | 51 | 28 | 91 | 67 | ||
Турция | Средиземноморье | 46 | 59 | 64 | 40 | 66 |
[6. С. 73]
Согласно
международному индексу развития розничной
торговли, Россия в последние годы неизменно
находится в числе лидеров. Так, в 2007 году
РФ заняла 2-е место в рейтинге, уступив
лишь Индии (табл. 1), причем показатель
«привлекательность рынка» России был
лучшим в первой пятерке рейтинга.
Характеристика магазинов современного формата представлена в табл. 2.
Таблица 2
Основные параметры магазинов современного формата.
Параметр | Дискаунтер | Магазин у дома | Супермаркет | Гипермаркет | |
Целевая аудитория | низкий достаток | средний остаток | средний/высокий достаток | широкий круг | |
Средняя площадь, кв. м | 300-1000 | 700-1200 | 1000-4000 | 5000-18 000 | |
Ассортимент, SCUs | 2000-4000 | до 5000 | 5000-20 000 | 15 000-60 000 | |
Доля непродовольственных товаров, % | 10 | 10 -15 | 15-20 | 20-40 | |
Средний чек, долл. | 3-7 | 5-8 | 10 -15 | > 20 | |
[7. С. 74] |
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.монополистическая конкуренция широко представлена в российской экономике; 2. на сегодняшний день на рынке монополистической конкуренции важно не столько количество продавцов, сколько дифференциация продукта: наделение продукта конкурентными преимуществами, грамотное позиционирование, реклама; 4. в отрасли монополистической конкуренции по большей части не достигаются ни оптимальное использование ресурсов, ни производственная эффективность; 3. мы рассмотрели рынок розничной торговли, который является наиболее ярким представителем монополистической конкуренции. 5. Можно сказать, что рынок насыщен, но имеет потенциал роста.
1.3. Сводка розничной торговли на рынках с монополистической конкуренцией.
За последние 7 лет оборот розничной торговли на монополистических рынках в нашей стране увеличился до 13919,5 млн. руб. (по состоянию на 2008 год), средний годовой темп роста составил 25 % (СAGR 2000-2008 = 25 %). Прогнозируется его снижение до 11 %. В результате розничные продажи в 2015 году достигнут показателя 915,48 млрд. долларов, что превысит уровень 2008 года почти в 3 раза.
Розничные продажи по регионам. Прогноз на 2015 год. [8. С. 74]
Ожидается, что в 2007-2015 годах розничные продажи на рынках с монополистической конкуренцией в регионах будут расти опережающими темпами. Так, уже в 2008 году наибольшие темпы роста розничной торговли можно отметить в Уральском, Центральном (исключая Москву) и Приволжском федеральных округах. В настоящее время в России представлены все форматы современной торговли: гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома (convenience store), дискаунтеры (мягкие/жесткие).
В России темпы роста современных форматов торговли существенно выше, чем в странах Восточной Европы. Однако число торговых точек современного формата в расчете на миллион жителей значительно меньше. Так, по данным ACNielsen, в 2008 году количество торговых точек современного формата в Чехии составляло 1320 (то есть 129 торговых точек на 1 млн. жителей), в Хорватии -- 377 (86 точек на 1 млн.), в Польше -- 3109 (80), в Словакии -- 368 (68), а в России -- 2716 (что соответствует 19 магазинам на 1 млн. населения). Поэтому потенциал развития организованной торговли достаточно высок.
1.4. Пример монополистической конкуренции на рынке России.
Рассмотрим пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и кофе в России. [5. С. 115-116]
Рынки безалкогольных напитков и кофе иллюстрируют характеристики монополистической конкуренции. Каждый рынок заполнен разнообразными марками товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт безалкогольных напитков, например, по вкусу чуть-чуть отличается от остальных, а каждый сорт молотого кофе слегка отличается по запаху, аромату и содержанию кофеина. Большинство потребителей имеют свои привычки. Например, вы можете предпочитать кофе «BON» другим сортам и регулярно покупать его. Однако приверженность к определенному сорту имеет свои пределы. Если цена «BON» значительно возрастет по сравнению с другими сортами, вы и большинство других любителей «BON», вероятно, перейдете на другой сорт. Какой монопольной властью обладает «Brooke bond ltd», производитель «BON», благодаря этому сорту? Другими словами, на сколько эластичен спрос на «BON»? Для «Brooke bond ltd» это важный вопрос. Компания «Brooke bond ltd» должна произвести расчет эластичности спроса на сорт кофе «BON», чтобы установить его оптимальную цену, так же как и другие производители кофе должны определить эластичность спроса на свои сорта. Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты. Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки безалкогольных напитков эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля на рынке для каждого сорта кофе в результате изменения цен. Безалкогольные напитки: «Фанта» -2,4 . «Кока-кола» От –2,5 до –5,7. Молотый кофе: «Якобс» -7,1. «Бон» -8,9. «Нескафе» -5,6. Для начала отметим, что среди безалкогольных напитков «Фанта» значительно менее эластична, чем «Кока». Хотя на рынке безалкогольных напитков она занимает небольшую долю, по вкусу она заметно отличается от «Кока» и других сортов, и поэтому потребители, покупающие ее, более привержены ей. Но хотя «Фанта» обладает большей, чем «Кока», монопольной властью, это еще не означает, что первая более прибыльна. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены. Даже если средние издержки компании, производящей «Фанту», меньше, «Кока» принесет больше прибыли, так как имеет большую долю на рынке.
Во-вторых, отметим, что спрос на кофе более эластичен по цене, чем на безалкогольные напитки. Среди потребителей кофе меньше приверженцев той или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравнению с различными марками безалкогольных напитков потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Якобс» и «Бон». За исключением «Фанта» спрос на все сорта безалкогольных напитков и кофе очень эластичен по цене. При эластичности от -5 до –9 каждая марка обладает лишь ограниченной монопольной властью. Это – типичная монополистическая конкуренция.