Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа
Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят, прежде всего, от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов.
Введение____________________________________________________3
1 Анализ рынка образовательных услуг в современной России________5
Инвестиции в образование – важнейший показатель устойчивого экономического роста______________5
Дошкольное образование______________________ 11
Общее образование___________________________ 13
Начальное профессиональное образование________ 14
Среднее специальное образование_______________ 15
Высшее образование__________________________ 15
Экономические проблемы системы________________________ 20
Заключение__________________________________________________ 27
Список литературы___________________________________________ 29
В семьях, где родители имеют высшее образование, чаще всего говорят о важности его обучения. Реже других в этом убеждены представители тех семей, наивысший образовательный уровень в которых – среднее общее или более низкое образование. Первые в 4 раза чаще вторых заявляют о “безусловной важности” высшего образования, а также о своей готовности к материальным затратам на его получение детьми. Среди респондентов, имеющих такую установку, несколько чаще встречаются руководители разного уровня и специалисты (т.е. люди, сами имеющие высшее образование или работающие на должностях, предполагающих его наличие).
Высшее образование, по мнению и старшеклассников, и их родителей, стало основным и практически единственным условием для успешной реализации на рынке труда, тогда как образование в объеме 9 классов, как правило, считается менее привлекательным. По данным опроса, семьи первокурсников официально потратили больше всего средств: на оплату услуг репетиторов (в 9 раз больше месячного дохода на члена семьи); на оплату обучения в платных школах или классах (в 4 раза больше месячного дохода на члена семьи); на платные подготовительные курсы (в 3 раза больше месячного дохода на члена семьи). Размер неофициальных затрат составляет примерно 4,5 месячного дохода на одного члена семьи.[3]
Родители, считая, что деньги, вложенные в образование, окупаются в большинстве случаев идут на многое, чтобы дать детям высшее образование экономят, берут ссуду в банке, оплачивают дополнительные образовательные услуги, дают взятки.
Поскольку ожидаемый уровень затрат влияет на решение об инвестициях в образование, необходимо прежде всего определить, какие затраты в этом случае несут все агенты в экономике.
Индивидуальные затраты на получение образования:
1) оплата за обучение и расходы на приобретение учебников и канцелярских товаров;
2)
расходы на смену места
3) упущенный заработок, так как часть времени направляется на получение дополнительной единицы человеческого капитала;
4)
расходы на неофициальные (
Социальные издержки общества на образование включают:
1)
финансирование дошкольного
2)
затраты государства в сфере
высшего образования.
3) издержки фирм на общую профессиональную подготовку работников.
Основными
участниками рынка
• семьи, имеющие детей;
• фирмы, заинтересованные в росте производительности;
• государство, целью которого является экономический рост и повышение благосостояния общества;
•
высшие учебные заведения, заинтересованные
в повышении собственной
Посмотрим,
как меняется поведение всех агентов
на рынке образовательных услуг
в зависимости от ступени образования.[3]
1.2 Дошкольное образование
Приведем основные показатели деятельности дошкольных образовательных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
За
последние несколько лет в
Ханты-Мансийском автономном округе принят
ряд основополагающих документов по
направлениям образовательной политики
округа, в том числе по развитию
системы дошкольного
В настоящее время в автономном округе действует более 440 дошкольных образовательных учреждений всех типов и видов. Более 73 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет охвачены услугами дошкольного образования, что составляет почти 60% от общего числа нуждающихся. Большая часть неохваченных дошкольным образованием – это дети до 3 лет. Доля детей от 3 до 6 лет, получающих услуги дошкольного образования, стабильна и составляет 79%. Этот показатель выше российского (68%).[6]
Однако, число детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные учреждения, по-прежнему, остается значительным. В целом по округу на получение места в детские сады зарегистрировано около 55 тыс. детей.
Этот показатель ежегодно увеличивается в связи с тем, что в очередь на получение места в детском саду ребенка ставят сразу же после его рождения.
С
целью повышения доступности
дошкольного образования
В рамках реализации данных программ за 2006-2010 годы введено 34 новых объекта дошкольного образования на 5 026 мест.[6]
1.3 Общее образование
Школьная
система закладывает фундамент
в общий процесс формирования
будущей квалификации. И здесь
под углом зрения потребностей экономики
просматривается несколько
Первая задача – это содержание самих программ преподавания, которые должны отражать существенные изменения в экономической жизни. Данный вид образования должен закладывать ту основу знаний, которая может быть использована при любом последующем варианте карьеры. На первое место уже на этом этапе выходит развитие творческих способностей и талантов, ознакомление с разными профессиями и овладение навыками информационной технологии как общей основы современного образования и бизнеса.
Вторая задача – качество преподавания, которое в свою очередь должно отвечать реалиям жизни, современной технологии и социальным потребностям и которое зависит от престижа и статуса преподавательского труда, его оплаты, условий, уровня подготовки самих преподавателей. Во многих странах учителя обладают сейчас все большими знаниями о рынке труда и экономике, многие из них стали учителями, пройдя перед этим другую профессиональную карьеру.
Третья и наиболее сложная задача - эффективное обучение детей и подростков. Ведь недостатки в реализации первых двух задач приводят к формированию "группы риска", состоящей из неконкурентных работников, вчерашних школьников, наименее подготовленных к активной творческой работе.
Система
образования, работая на реформу
российского общества, должна преследовать
цель более полного удовлетворения
потребностей в образовательных
услугах со стороны как отдельной
личности, так и общества в целом.
Появление широкого спектра образовательных
услуг, а также наличие учебных
заведений различных форм собственности
создают здоровую конкурентную среду,
что способствует повышению качества
предоставляемых
По
общим данным в округе 380 школ ( включая
негосударственные учреждения), в них
обучается 179308 учащихся.[6]
1.4 Начальное профессиональное образование
На начало 2011 года в ХМАО функционирует 5 учреждений начального профессионального образования, в них обучается 1842 человека.[6]
Особенность рынка услуг профессионального образования всех ступеней состоит в его неоднородности. Он включает множество сегментных, взаимосвязанных рынков, которые формируются под влиянием различных обстоятельств: уровня и ступени образования, типа учебного заведения, профиля подготовки, характера специальности, пола, возраста, семейного положения и других факторов.
Спрос на услуги профессионального начального образования крайне низок. Видимо, на планы подростков и их родителей относительно обучения в ПТУ влияет дальнейшее трудоустройство выпускников этих заведений. Отличительными особенностями представителей данной социально-демографической группы является их низкая конкурентоспособность на рынке труда из-за отсутствия достаточной квалификации, производственного стажа и практического опыта работы.
Чтобы
изменить ситуацию, необходима четкая
программа по регулированию рассмотренных
проблем. Существует объективная потребность
общества в рабочих кадрах. Необходимо
реализовать меры, которые приведут
к возрастанию роли профессионального
начального образования, которое является
ступенью в системе непрерывного образования
и многоуровневой системе подготовки
специалистов.[1]
1.5 Среднее специальное образование
Система среднего специального образования призвана готовить рабочие кадры по специальностям широкого профиля, пользующимся спросом на рынке труда. Уровень дохода семей поступающих в ссузы - низкий и ниже среднего. Большинство студентов ссузов - это дети рабочих, служащих, технических специалистов.
Чем
выше уровень образования членов
семьи и уровень ее дохода, тем
выше общие годовые затраты на
обучение ребенка в ссузе. Самые
высокие затраты на обучение в
данном случае - оплата учебы в платных
ссузах. На треть ниже расходы на
занятия с репетиторами по программе
ссуза и еще на треть - затраты
на аренду жилья для студентов
ссузов. Чем выше уровень образования
членов семьи, или их должностной
статус, или уровень семейного
дохода, тем выше расходы на обучение
ребенка в ссузе. Следует отметить,
что существенных различий по регионам
и типам населенных пунктов по
данному показателю не прослеживается.
В настоящее время в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югра имеется 14 ссузов,
в которых обучается 14372 студента.[6]
1.6 Высшее образование
Высшая
школа в современный период оказалась
в очень сложной ситуации, обусловленной
в первую очередь переходом к
рыночным отношениям в сфере образования,
в том числе сокращением
Кардинальные
изменения в системе
Основная проблема трудоустройства выпускников вузов заключается в том, что возрастающий спрос на высшее образование неадекватен количеству рабочих мест соответствующей квалификации в экономике. Если бы в нашем обществе, как в странах с развитой рыночной экономикой, более высокий уровень образования давал бы большие гарантии хорошего трудоустройства и высокого уровня жизни, обеспечивал бы защиту от безработицы, то, возможно, спрос на более высокий уровень образования увеличился. Один же из парадоксов ситуации, сложившейся в России, заключается в том, что оплата труда специалистов не соответствовала (да и сейчас не всегда соответствует) ни затратам на их подготовку, ни уровню их требований. Такое несоответствие обусловило появление неоправданно большого числа специалистов с высшим образованием, работающих на рабочих должностях и вообще не по специальности.[1]