Рынок образовательный услуг в ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание

Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят, прежде всего, от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов.

Содержание

Введение____________________________________________________3
1 Анализ рынка образовательных услуг в современной России________5
Инвестиции в образование – важнейший показатель устойчивого экономического роста______________5
Дошкольное образование______________________ 11
Общее образование___________________________ 13
Начальное профессиональное образование________ 14
Среднее специальное образование_______________ 15
Высшее образование__________________________ 15
Экономические проблемы системы________________________ 20
Заключение__________________________________________________ 27
Список литературы___________________________________________ 29

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 51.06 Кб (Скачать документ)

     В семьях, где родители имеют высшее образование, чаще всего говорят  о важности его обучения. Реже других в этом убеждены представители тех семей, наивысший образовательный уровень в которых – среднее общее или более низкое образование. Первые в 4 раза чаще вторых заявляют о “безусловной важности” высшего образования, а также о своей готовности к материальным затратам на его получение детьми. Среди респондентов, имеющих такую установку, несколько чаще встречаются руководители разного уровня и специалисты (т.е. люди, сами имеющие высшее образование или работающие на должностях, предполагающих его наличие).

     Высшее  образование, по мнению и старшеклассников, и их родителей, стало основным и  практически единственным условием для успешной реализации на рынке  труда, тогда как образование  в объеме 9 классов, как правило, считается  менее привлекательным. По данным опроса, семьи первокурсников официально потратили  больше всего средств: на оплату услуг  репетиторов (в 9 раз больше месячного  дохода на члена семьи); на оплату обучения в платных школах или классах (в 4 раза больше месячного дохода на члена семьи); на платные подготовительные курсы (в 3 раза больше месячного дохода на члена семьи). Размер неофициальных затрат составляет примерно 4,5 месячного дохода на одного члена семьи.[3]

     Родители, считая, что деньги, вложенные в  образование, окупаются в большинстве  случаев идут на многое, чтобы дать детям высшее образование экономят, берут ссуду в банке, оплачивают дополнительные образовательные услуги, дают взятки.

     Поскольку ожидаемый уровень затрат влияет на решение об инвестициях в образование, необходимо прежде всего определить, какие затраты в этом случае несут  все агенты в экономике.

     Индивидуальные  затраты на получение образования:

     1) оплата за обучение и расходы  на приобретение учебников и  канцелярских товаров;

     2) расходы на смену места жительства;

     3) упущенный заработок, так как  часть времени направляется на получение дополнительной единицы человеческого капитала;

     4) расходы на неофициальные (теневые)  образовательные услуги. К ним  относятся: затраты на репетиторов  при поступлении в престижную  школу, вуз, на платные вступительные  экзамены, платные подготовительные  курсы, на неофициальную помощь  при зачислении ребенка.

     Социальные  издержки общества на образование включают:

     1) финансирование дошкольного образования,  системы общего среднего и  профессионального высшего образования  государством;

     2) затраты государства в сфере  высшего образования. Избыточность  специалистов определенных профессий  по отношению к их оптимальному  числу увеличивает расходы государства  (например, на педагогическую практику, на лабораторные исследования и т.д.);

     3) издержки фирм на общую профессиональную подготовку работников.

     Основными участниками рынка образовательных  услуг, которые предъявляют спрос  на тот или иной уровень образования, являются:

     • семьи, имеющие детей;

     • фирмы, заинтересованные в росте  производительности;

     • государство, целью которого является экономический рост и повышение  благосостояния общества;

     • высшие учебные заведения, заинтересованные в повышении собственной репутации.

     Посмотрим, как меняется поведение всех агентов  на рынке образовательных услуг  в зависимости от ступени образования.[3] 

1.2 Дошкольное образование

     Приведем  основные показатели деятельности дошкольных образовательных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.

     За  последние несколько лет в  Ханты-Мансийском автономном округе принят ряд основополагающих документов по направлениям образовательной политики округа, в том числе по развитию системы дошкольного образования: о региональном нормативе обеспеченности населения автономного округа дошкольными  образовательными учреждениями, о компенсации  части родительской платы за содержание детей в учреждениях дошкольного  образования, о расширении услуг  по предоставлению общедоступного дошкольного  образования и развитию групп  присмотра и ухода за детьми дошкольного  возраста, программа о развитии образования  Югры и другие, определившие основные инициативы и стратегические планы, направленные на повышение качества дошкольного образования. 

     В настоящее время в автономном округе действует более 440 дошкольных образовательных учреждений всех типов  и видов. Более 73 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет охвачены услугами дошкольного образования, что составляет почти 60% от общего числа нуждающихся. Большая часть неохваченных дошкольным образованием – это дети до 3 лет. Доля детей от 3 до 6 лет, получающих услуги дошкольного образования, стабильна  и составляет 79%. Этот показатель выше российского (68%).[6]

     Однако, число детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные учреждения, по-прежнему, остается значительным. В целом по округу на получение места в детские  сады зарегистрировано около 55 тыс. детей.

     Этот  показатель ежегодно увеличивается  в связи с тем, что в очередь  на получение места в детском  саду ребенка ставят сразу же после  его рождения.

     С целью повышения доступности  дошкольного образования осуществлялась реализация программ автономного округа: "Развитие материально-технической  базы дошкольных учреждений Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры на период 2007-2010 годы", "Развитие материально-технической  базы учреждений социальной сферы Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры на период 2006-2012 годы", "Развитие образования Ханты - Мансийского автономного округа – Югры на 2004-2010 годы.

     В рамках реализации данных программ за 2006-2010 годы введено 34 новых объекта  дошкольного образования на 5 026 мест.[6]

1.3 Общее образование

     Школьная  система закладывает фундамент  в общий процесс формирования будущей квалификации. И здесь  под углом зрения потребностей экономики  просматривается несколько общих  задач.

     Первая  задача – это содержание самих  программ преподавания, которые должны отражать существенные изменения в  экономической жизни. Данный вид  образования должен закладывать  ту основу знаний, которая может  быть использована при любом последующем  варианте карьеры. На первое место уже на этом этапе выходит развитие творческих способностей и талантов, ознакомление с разными профессиями и овладение навыками информационной технологии как общей основы современного образования и бизнеса.

     Вторая  задача – качество преподавания, которое  в свою очередь должно отвечать реалиям  жизни, современной технологии и  социальным потребностям и которое  зависит от престижа и статуса  преподавательского труда, его оплаты, условий, уровня подготовки самих преподавателей. Во многих странах учителя обладают сейчас все большими знаниями о рынке  труда и экономике, многие из них  стали учителями, пройдя перед этим другую профессиональную карьеру.

     Третья  и наиболее сложная задача - эффективное  обучение детей и подростков. Ведь недостатки в реализации первых двух задач приводят к формированию "группы риска", состоящей из неконкурентных работников, вчерашних школьников, наименее подготовленных к активной творческой работе.

     Система образования, работая на реформу  российского общества, должна преследовать цель более полного удовлетворения потребностей в образовательных  услугах со стороны как отдельной  личности, так и общества в целом. Появление широкого спектра образовательных  услуг, а также наличие учебных  заведений различных форм собственности  создают здоровую конкурентную среду, что способствует повышению качества предоставляемых образовательных  услуг и адресному их потреблению.[1]

     По  общим данным в округе 380 школ ( включая негосударственные учреждения), в них обучается 179308 учащихся.[6] 

     1.4 Начальное профессиональное образование

     На  начало 2011 года в ХМАО функционирует 5 учреждений начального профессионального  образования, в них обучается 1842 человека.[6]

     Особенность рынка услуг профессионального  образования всех ступеней состоит  в его неоднородности. Он включает множество сегментных, взаимосвязанных  рынков, которые формируются под  влиянием различных обстоятельств: уровня и ступени образования, типа учебного заведения, профиля подготовки, характера специальности, пола, возраста, семейного положения и других факторов.

     Спрос на услуги профессионального начального образования крайне низок. Видимо, на планы подростков и их родителей  относительно обучения в ПТУ влияет дальнейшее трудоустройство выпускников  этих заведений. Отличительными особенностями  представителей данной социально-демографической  группы является их низкая конкурентоспособность  на рынке труда из-за отсутствия достаточной квалификации, производственного  стажа и практического опыта  работы.

     Чтобы изменить ситуацию, необходима четкая программа по регулированию рассмотренных  проблем. Существует объективная потребность  общества в рабочих кадрах. Необходимо реализовать меры, которые приведут к возрастанию роли профессионального начального образования, которое является ступенью в системе непрерывного образования и многоуровневой системе подготовки специалистов.[1] 

     1.5 Среднее специальное образование

     Система среднего специального образования  призвана готовить рабочие кадры  по специальностям широкого профиля, пользующимся спросом на рынке труда. Уровень  дохода семей поступающих в ссузы - низкий и ниже среднего. Большинство студентов ссузов - это дети рабочих, служащих, технических специалистов.

     Чем выше уровень образования членов семьи и уровень ее дохода, тем  выше общие годовые затраты на обучение ребенка в ссузе. Самые  высокие затраты на обучение в  данном случае - оплата учебы в платных  ссузах. На треть ниже расходы на занятия с репетиторами по программе  ссуза и еще на треть - затраты  на аренду жилья для студентов  ссузов. Чем выше уровень образования  членов семьи, или их должностной  статус, или уровень семейного  дохода, тем выше расходы на обучение ребенка в ссузе. Следует отметить, что существенных различий по регионам и типам населенных пунктов по данному показателю не прослеживается. В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра имеется 14 ссузов, в которых обучается 14372 студента.[6] 

1.6 Высшее образование

     Высшая  школа в современный период оказалась  в очень сложной ситуации, обусловленной  в первую очередь переходом к  рыночным отношениям в сфере образования, в том числе сокращением бюджетного финансирования высших учебных заведений  и отказом от обязательного государственного распределения выпускников. В условиях снижения финансовых поступлений из бюджета вузы вынуждены искать новые  источники финансирования; наиболее очевидный источник - введение платы  за обучение, образование коммерческих факультетов, отделений, курсов. Кроме того, вузы идут на предоставление своих площадей и территорий в аренду, сокращают расходы на приобретение нового оборудования и штаты работников. Такие изменения не могут не влиять на учебный процесс и качество подготовки специалистов.

     Кардинальные  изменения в системе трудоустройства  выпускников потребовали от вузов  разработки экстренных мер: в отсутствие системы государственного распределения  выпускников, чтобы не потерять абитуриентов, вузу нужно предоставить если не гарантии, то хотя бы надежду на то, что выпускник  найдет подходящую работу. Это означает, что вуз должен дать специальность, пользующуюся спросом на рынке труда, дать образование, позволяющее адаптироваться к требованиям рынка, и предоставить услуги по содействию трудоустройству  выпускника. Только при соблюдении этих условий репутация вуза сможет устоять в жесткой конкурентной борьбе предприятий, организаций, фирм и учебных заведений за молодого человека, определяющего свой жизненный  выбор, и поддержать свое собственное  существование в рыночной экономике.

     Основная  проблема трудоустройства выпускников  вузов заключается в том, что  возрастающий спрос на высшее образование  неадекватен количеству рабочих  мест соответствующей квалификации в экономике. Если бы в нашем обществе, как в странах с развитой рыночной экономикой, более высокий уровень  образования давал бы большие  гарантии хорошего трудоустройства  и высокого уровня жизни, обеспечивал  бы защиту от безработицы, то, возможно, спрос на более высокий уровень  образования увеличился. Один же из парадоксов ситуации, сложившейся в  России, заключается в том, что  оплата труда специалистов не соответствовала (да и сейчас не всегда соответствует) ни затратам на их подготовку, ни уровню их требований. Такое несоответствие обусловило появление неоправданно большого числа специалистов с высшим образованием, работающих на рабочих  должностях и вообще не по специальности.[1]

Информация о работе Рынок образовательный услуг в ХМАО