Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа
Рассматриваемая работа преследует своей целью не только дать определение рынку трудовых ресурсов, рассмотреть его функции, классификацию и т.д. Главная цель работы – попытаться на основе фактического, статистического материала, экономической литературы, данных из газет и журналов разобраться, что же представляет рынок трудовых ресурсов в нашей стране, и какие конкретные практические меры мы можем принять для его совершенствования. Правильное понимание и объективная оценка существующей обстановки будет способствовать принятию верных решений и поступков. Ведь только сопоставляя все факторы в совокупности, можно разобраться в настоящем и правильно определить будущее.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Специфика функционирования рынка труда. Виды и функции рынка труда.…………...….5
Сущность, структура и функции рынка труда……..……………………………………..5
Виды рынка труда……………………………………………………………………..…….7
1.3 Механизм функционирования рынка туда……………………………..…………..……..11
2. Рынок труда в странах с рыночной экономикой………………………..…………………...16
2.1 Японская модель………………………….……..……………………………...…………..16
2.2 Американская модель.. ………………………………………………….……..…………..18
3. Особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь…………………….…...21
3.1 Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь……………………………...21
3.2 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………
В перспективе следует ожидать дальнейшего повышения требований со стороны нанимателей к качеству кадров. Уже сейчас рынок труда предъявляет к специалистам с высшим образованием такие требования, как умение пользоваться персональным компьютером, общение с людьми, работать в команде, самостоятельность в анализе производственных ситуаций, знание иностранных языков, нормальное состояние здоровья т. п.
Характерной особенностью последних лет (до 2003г.) явилась четко выраженная тенденция роста уровня регистрируемой безработицы. Так удельный вес безработных в численности экономически активного населения увеличился с 0,05% в 1991г. до 3,1% в 2003г. Но за последние годы отмечается снижение уровня безработицы до 1,5% в 2005г. [см. Прил. 1].
Среди социально-демографических групп безработных наиболее уязвимыми на рынке труда остаются женщины. На конец 2005г. женщины составляли 68,9% безработных. Наименьшие шансы трудоустроится у женщин, имеющих малолетних детей, предпенсионного возраста, имеющих специальности (строительные, например), по которым предприниматель отдает предпочтение мужчинам. Положение женщин на рынке труда определяется не тем, что сохраняется их высокая потребность в оплачиваемой занятости при снижении спроса экономики на рабочую силу вообще и на женскую в первую очередь. Их положение характеризуется большим риском увольнений и значительными трудностями с трудоустройством. Как показывают социологические исследования, среди безработных, зарегистрированных службой занятости, в числе высвобожденных с предприятий и организаций по сокращению штатов преобладают именно женщины – 82,7%, тогда как среди уволенных по собственному желанию их 54,4%[5, с.151]. Женщин, не работающих более одного года, 15,4% против 6,7% мужчин[5, с.150].
Женщины, не имея широкого выбора различных вариантов трудоустройства, в условиях расширения масштабов безработицы все чаще вынуждены идти на рабочие места, не дающие долгосрочных гарантий занятости, на занятость в неформальном секторе.
Политика на рынке труда на сегодняшний день является одним из важных направлений государственного регулирования как в странах с рыночной экономикой, так и в странах, переходящих к рынку.
Государственное регулирование рынка труда - это совокупность принципов, методов и инструментов воздействия на процессы формирования, распределения, обмена и использования трудового потенциала, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и снижение социальных издержек действия рыночного механизма в сфере занятости. [24,c.19]
Практика использования методов регулирования рынка труда сформировала представление о двух типах политики государства на рынке труда - пассивной и активной.
Пассивная политика на рынке труда - это комплекс мероприятий, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. В нее принято включать следующие меры: регистрация ищущих работу, определение и выплата гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия), осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.д.
Пассивная политика предусматривает два подхода, к организации материальной помощи безработным. Первый подход - создание систем социального страхования, которое предназначено для материальной поддержки тех, кто был вынужден прекратить работу в связи со структурными изменениями или спадом производства. Второй подход -создание системы вспомоществования - заключается в обеспечении гарантий прожиточного минимума лицам, по тем или иным причинам незанятым в общественном производстве или испытывающим трудности с устройством на работу, в том числе и безработным с длительным периодами безработицы.
Основу финансирования социального страхования образуют специально предназначенные для этой цели взносы, выплачиваемые в основном 3 субъектами: предприятиями и учреждениями, на которых работают застрахованные, самими застрахованными работниками во время трудовой деятельности, а также нередко и государством. В настоящее время в финансировании фонда занятости населения в республике участвуют лишь работодатели. При этом не установлен тариф страховых взносов, учитывающий размеры заработной платы. Такая ситуация обусловлена спецификой переходного периода в экономике республики. Невысокий уровень доходов основной части работающего населения не позволяет без ущерба для его прожиточного минимума изымать страховые взносы в фонд занятости. Поэтому на начальном этапе целесообразно, установить обязательные платежи для работников, уровень заработков которых намного превышает среднюю по республике величину. На втором этапе можно выделить следующую по уровню доходов группу работников (в порядке убывания) и также включить ее в круг плательщиков. Это не только увеличит сумму средств фонда и повысит заинтересованность сторон в их использовании, но также будет способствовать
перераспределению денежных доходов от высокодоходных групп населения к малообеспеченным и социально незащищённым.
Практически во всех развитых странах право на получения пособий по безработице имеют только те безработные, кто прежде работал и уплачивал страховые взносы в фонд занятости в течение определённого времени.[24,c.27]
Условия выплат пособий по безработице в РБ несколько другие: молодежь, впервые выходящая на рынок труда после окончания школ, вузов и других учебных заведений, при возникновении проблем с трудоустройством и регистрации в службе занятости имеет право на получение пособия по безработице в минимальном размере (при условии достижения 16-летнего возраста). Срок выплаты пособия по безработице в Беларуси не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости. Размеры пособий по безработице устанавливаются в республике по разным критериям для различных групп безработных. Так, пособие безработным гражданам устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, исчисленной за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня.
Следует заметить, что очень сложно найти тонкую грань между достаточным уровнем пособия по безработице и не снижающейся мотивацией активного поиска работы. В то же время необходимо иметь в виду, что при решении проблемы определения конкретных размеров пособия по безработице, законодательства стран с развитой рыночной экономикой исходят, прежде всего, из основных функций, выполняемых этим пособием. С одной стороны, это компенсация утраченного заработка, и естественным было бы установление такого размера пособия, которое могло бы защитить безработного от падения его жизненного уровня и гарантировало минимальный уровень существования безработному и его семье. С другой стороны, материальная поддержка безработных должна иметь строгие временные и финансовые рамки, чтобы побуждать при потере работы к поиску нового рабочего места. В связи с этим возникает вопрос: насколько высок уровень возмещения потерянного дохода в Беларуси? Стимулирует ли он поиск работы или увеличивает продолжительность безработицы, или заставляет работника вообще покинуть рынок труда?
Размеры пособий по безработице в Беларуси крайне низкие и не обеспечивают элементарные жизненные потребности. Причинами этого являются: недостаточные государственные гаранти минимальной заработной платы, к которой привязаны выплаты пособий по безработице для определенных категорий населения, минимальный уровень средней заработной платы высвобождаемых работников, которые по большей части до освобождения находились в неоплачиваемых отпусках. Следовательно, система выплат пособий по безработице неэффективна: она не обеспечивает должной материальной поддержки; отсутствует контроль за нарушениями в получении пособий, и нередко некоторые из тех, кто пользуется пособием, одновременно получают доходы в теневом секторе, а службы занятости не в состоянии контролировать подобную практику. В таких условиях разумно было бы "поднять уровень пособий, но выплачивать их целесообразно
Выплата пособий по безра6отице,
увязанных со стажем работы, с
реально утраченным заработком, периодом
уплаты страховых взносов,
позволит исключить социальных иждевенцев
и «мнимых» безработных из числа получателей
помощи службы занятости.
Активная политика на рынке труда - это совокупность мер и методов, нацеленных на содействие скорейшему возвращению безработных к активному труду, повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы в борьбе за рабочее место.
Основная задача активной политики на рынке труда - ускорить процесс структурной реорганизации, а также предотвращать, уменьшать длительность и снижать уровень безработицы настолько, насколько это целесообразно и экономически эффективно.
В настоящее время осуществление государственного регулирования рынка труда в Беларуси проводится, главным образом, через органы службы занятости. В сложившихся условиях главная задача службы занятости должна заключаться в повышении эффективности функционирования рынка труда посредством распространения информации о рынке труда, которая позволит сократить время поиска вакансий безработными и работников работодателями, а также будет способствовать найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и позволит работникам подобрать место работы с приемлемыми условиями труда и уровнем заработной платы.
В связи с этим при проведении политики занятости особая роль принадлежит созданию информационно-маркетингового пространства взаимодействия работодателей и работополучателей, активизации работы по развитию новых форм трудового посредничества, таких, как ярмарки вакансий, дни специалистов, предварительный подбор кадров по заявкам работодателей и т.п., а также развитию системы массового информирования граждан и работодателей о спросе и предложении рабочей силы, группового и индивидуального консультирования по вопросам трудового и социального законодательства, профобучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда складывается как система общественных отношений, в которой соединяются, взаимоувязываются и перекликаются интересы государства, работников и предпринимателей. Основой функционирования рынка труда является установление равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Субъектами экономических отношений на рынке труда выступают работодатель, работополучатель, государство и посредники. Объектом – человеческий капитал.
Обзор тенденций, происходящих на рынке труда Республики Беларусь дал нам бесценную и при этом весьма тревожную информацию. Сегодняшняя система государственного управления трудовыми ресурсами, не учитывает в должной степени ни особенности переходных трудовых отношений, ни истинной потребности в финансовой помощи. В действительности, как показывает опыт лет перестройки, от государства в деле расширения занятости требуется прежде всего обеспечивать финансовую стабильность в масштабах страны.
Хотя жесткие стабилизационные меры в Республике Беларусь способствовали достижению стабильности с точки зрения снижения темпов инфляции, они не смогли вызвать ускорение темпов роста капиталовложений, необходимых для восстановления устойчивого экономического роста. И все же, одним из важнейших предварительных условий для обеспечения устойчивого спроса на рабочую силу является увеличение объема инвестиций и развитие предпринимательской деятельности. Макроэкономическая политика может сыграть роль в достижении таких результатов путем оказания содействия росту тех видов экономической деятельности, которые по своей природе генерируют занятость.
Рынок труда нашей страны формируется в условиях, когда важнейшие элементы его самонастройки - цена рабочей силы, уровень душевого потребления населения - не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы, что уже изначально деформирует такие важные компоненты рынка труда как спрос и предложение.
Переход к свободному ценообразованию, рост инфляции и т.д. привели к еще большему отрыву цены рабочей силы от ее стоимости, что имеет своим следствием дальнейшее снижение роли механизма самонастройки, основанного на стоимостных отношениях в организации рыночной среды. Следует особо подчеркнуть, что падение жизненного уровня увеличило потребность населения в рабочих местах. В результате недостаточный уровень оплаты труда по основному месту работы является главной причиной вторичной занятости, более всего распространенной в непроизводственной сфере. Вместе с тем наблюдается сворачивание малого предпринимательства, призванного мобилизовать рабочие руки.
В данном контексте вырисовывается ситуация, свидетельствующая о том, что движение рабочей силы на рынке труда в меньшей мере связано с удовлетворением профессиональных интересов, а в большей - с удовлетворением материальных нужд. Оно вызвано поиском работы либо более высокооплачиваемой, либо дающей возможность разного рода подработок. Поэтому показательной тенденцией рынка труда Республики Беларусь является увеличение дисбаланса между структурами спроса и предложения в плане наличного и необходимого уровня образования и профессионально- квалификационных характеристик работников. Так, произошло смещение занятости из сельского хозяйства в сферу услуг, строительство и транспортный сектор.
Наметившиеся тенденции взаимодействия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Беларусь идут вразрез с принятой Концепцией социально-ориентированной рыночной экономики и позволяют сделать выводы о том, что в стране идет становление спросоограниченного рынка труда. Для проведения в жизнь идей и принципов Концепции необходимо откорректировать действие социально-экономических механизмов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, государственную политику в области занятости и оплаты труда.
Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования