Рынок труда в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание

Особенности современного рынка труда. Его основные направления. Важнейшие подходы к его регулированию. Классификация причин безработицы. Факторы, влияющие на рост безработицы среди определенных групп населения. Оценка состояния рынка на сегодняшний день.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты рынка труда…………………………... 5
1.1 Рынок труда и особенности его формирования……………... 5
1.2 Безработица. Причины, классификация, последствия………. 12
2. Рынок труда в современной России …………………………… 18
2.1 Состояние рынка труда………………………………………… 18
2.2 Особенности безработицы……………………………………... 20
2.3 Занятость и безработица в России в 2011г…………………… 23
3. Регулирование рынка труда……………………………………. 26
Заключение………………………………………………………….. 31
Библиографический список………………………………………… 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 67.78 Кб (Скачать документ)

     За  полгода, прошедшие с начала кризиса, приоритеты в трудоустройстве молодых  россиян существенно изменились. Главная перемена – рост интереса к работе в государственных и  окологосударственных организациях и компаниях, а также в самих органах власти. Место в мэрии родного города оказалось привлекательнее работы в таких «монстрах» рынка труда, как Apple, Intel или IBM, работа в структурах МВД и администрации президента – в разы перспективнее трудоустройства в Microsoft или Adidas, а ведущие коммерческие банки оказались в тени «Сбербанка».

     Почему  же госструктуры вышли на лидирующие позиции? Социологи считают, что  всему виной экономический кризис, сильнее всего ударивший именно по частному сектору. Бюджетные структуры  рассматриваются сегодня молодыми как места стабильности. Антикризисные  бюджетные деньги направляются в  первую очередь на помощь госпредприятиям, поэтому молодой специалист может  не опасаться за свое место как  минимум год.

     Интерес молодежи и государства носит  взаимный характер. Молодые специалисты  формировались уже в рыночных условиях, и их свежий взгляд очень полезен постсоветской бюрократии в условиях кризиса. Например, уже создана президентская программа по созданию кадрового резерва. В его первую тысячу уже вошли известные бизнесмены, представители поколения 40-летних, например, глава «ВымпелКома» Александр Изосимов. Чтобы не было разрыва поколений, государству требуется дальнейший найм молодых специалистов. 

     2.3 Занятость и безработица в  России в 2011г. 

     Росстат объявил итоги безработицы в России 2011 года за первые два квартала. Оказалось, что 6,1% (4,6 млн) населения рабочего возраста нигде не работает.  
 Самый большой процент безработицы был в 1998 году, когда по вине кризиса не работали более 13% работоспособных людей. Второй большой процент безработицы  пришёл во время мирового кризиса, 8% населения. Подсчёт безработных ведут два ведомства: Роструд и Росстат. Сегодня уровень безработицы 6%, это низкий показатель по сравнению с развитыми странами. 
 Максимальная сумма пособия равна 4900 руб, и высчитывается из суммы зарплаты последнего места работы. По сравнению с Америкой пособие очень маленькое и прожить на него не реально, особенно в больших городах. Много безработных не встают на учёт, т.к. процедура постановки очень сложная и большие очереди, из-за этого проблема безработицы в России пока, что стоит остро.  

     По сравнению с августом 2010г. численность занятого населения выросла на 477 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 462 тыс.человек, или на 8,8% (в сопоставимой методологии).

     Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  августа 2011г. в государственных учреждениях  службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1327 тыс.человек.

     Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,8%безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках  работы, чем женщины. Среди безработных  мужчин доля ищущих работу с помощью  служб занятости в августе 2011г. составила 32,1%, среди безработных  женщин - 38,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и  знакомых - его используют более  половины безработных.

     Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2011г. составила 48,3%, доля городских жителей - 63,5%.

     Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы  среди городских жителей. В августе 2011г. это превышение составляло 1,7 раза.

     Средний возраст безработных в августе 2011г. составил 34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2% (в июле 2011г. - 30,5%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,5%, 20-24 лет - 23,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,5%) и 20-24 лет (13,8%). По сравнению с июлем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 4,9 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - остался на том же уровне.

     Среди безработных 35,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более  ищут работу 32,5% безработных (застойная  безработица).

     Среди сельских жителей доля застойной  безработицы составила 32,8%, среди  городских - 32,3%.

     В численности безработных 32,2% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2011г. их численность составила 1,5 млн.человек (в июле 2011г. - 1,6 млн.человек, или 32,7%). В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 19,4% составляет молодежь до 20 лет, 49,6% - от 20 до 24 лет, 16,6% - 25-29 лет.

     В августе 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,6%.

     Так же свой вклад в проблему безработицы в России, вносят гасторбайтеры. Работают на чёрной работе за небольшие деньги. Работодатели берут гасторбайтеров, т.к. экономят себе на зарплатах и социальных нагрузках. А Русские безработные не хотят за бесценок выполнять чёрную работу, всем охота работать в офисах, в тепле. В 2008 году официально к нам перебралось 7 000 000 человек из стран СНГ, Африки, Китая, Кавказа. Неофициально число мигрантов составляет 18 000000 человек, это около 18% от численности населения России. По мнению учёных, 5% мигрантов достаточно, для политической партии и власть должна считаться с их  требованиями. 18 % это катастрофа для страны. Эксперты, работающие над проектом "Стратегия-2020"(социально-экономическое развитие России) предложили пустить в Россию 16 000000 мигрантов. До 2015 года нужно ввезти в страну 7 000000 людей из Средней Азии, а оставшихся, с 2010 по 2025 ввезти из Пакистана, Бангладеш и Северной Корее, что бы избежать депопуляцию вида. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Регулирование рынка труда

     Учитывая  сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить  внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать  на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

     Достижение  высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить  количество общественного продукта и тем самым в большей степени  удовлетворить материальные потребности  населения. При неполном использовании  имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы  своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для  определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

     Государственная политика занятости - это часть социально-экономической  политики развития страны, которая  нацелена на комплексное и взаимосвязанное  с макроэкономическими условиями  решение проблем занятости в  интересах полного и эффективного использования трудового потенциала и его развитие.

     Законодательство  Российской Федерации о занятости  населения состоит из Конституции  Российской Федерации, Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.08.2004) "О занятости населения в Российской Федерации», других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

     Регулирование занятости заключается в мерах  по поддержанию нормального соотношения  между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это  должно удовлетворять потребность  экономики в квалифицированных  работниках, не должно приводить к  необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости. Все меры в области регулирования  занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

     Регулирующая  функция государства состоит  в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

     Эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность  экономики поддерживать баланс между  повышением производительности на стадии подъема и созданием рабочих  мест для безработных граждан, а  также тех, кто впервые или  повторно вступает на рынок труда.

     Исходным  пунктом правительственной стратегии  занятости должен стать принцип  предотвращения безработицы, а не принцип  борьбы с безработицей.

     В широком смысле механизм государственного регулирования включает экономические, юридические и психологические  факторы, определяющие функционирование рынка труда.

     Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки  данных о рабочих местах, государственные  программы переподготовки.

     Меры  косвенного регулирования рабочей  силы: налоговая, денежно-кредитная  и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских  правах и т.п.

     Меры  косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования  и воздействуют на динамику занятости  и безработицы посредством воздействия  на коньюктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

     Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

     - развитие трудовых ресурсов, повышение  их мобильности, защиту национального  рынка труда;

     - обеспечение равных возможностей  всем гражданам Российской Федерации  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения  к религии в реализации права  на добровольных труд и свободный  выбор занятости;

     - создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

     - поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках законности, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

     - осуществление мероприятий, способствующих  занятости граждан, испытывающих  трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде  лишения свободы; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования);

     - предупреждение массовой и сокращение  длительной безработицы;

Информация о работе Рынок труда в экономике