Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:59, курсовая работа
Цель данного исследования - показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй - вопрос о рынке труда в Казахстане, а в третьей – о проблеме государственного регулирования рынка труда
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........2
1. РЫНКА ТРУДА КАК ОБЪЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………..……………………………………….…………….4
1.1 Основные характеристики рынка труда……………………………………..…4
1.2 Структура рынка труда………………………………………………………….7
1.3 Особенности рынка труда…………………………………………………...…13
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА…………….…15
2.1 Механизм функционирования рынка труда…………………………...….......15
2.2 Заработная плата как категория рынка труда…………………………......….20
2.3 Основные формы и современные системы оплаты на рынке труда………...22
3. РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………...…………24
3.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан в регионах…………….24
3.2 Преимущества и недостатки рынка труда в Казахстане…………….………28
3.3 Политика занятости и регулирования рынка труда………………….………32
3.4 Инструменты государственного регулирования рынка труда………...…….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……42
Необходимо различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за час, день или неделю. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Это покупательная способность полученных денег. Реальная заработная плата зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменения реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Во времена нашей перестройки номинальная заработная плата растет, а реальная в то же самое время падает из-за более быстрого роста цен на товары и услуги.
Заработная плата имеет
Общий уровень заработной платы в США выше, чем в большинстве стран мира.
Однако рост предложения труда может снижать общий уровень заработной платы. С другой стороны, растущая производительность труда может вести к относительному сокращению спроса на труд (когда повышение предложения труда превалирует над возрастанием спроса на труд).
Определение конкретных ставок заработной платы зависит от структуры конкретного рынка труда. На конкурентном рынке равновесная ставка заработной платы и уровень занятости будут определяться на пересечении кривых спроса и предложения труда. Наниматель должен предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей. Если таковых возможностей нет, то рабочие вынуждены будут согласиться с предложением нанимателя. Предприниматели могут предпочитать выплату низкой заработной платы.
Полтора века тому назад многие экономисты полагали, что размеры заработной платы тяготеют к едва достаточному минимуму жизненно необходимых средств существования, Мальтус открыл закон понижающейся доходности. На основе анализа естественного движения населения и материальных ресурсов он пришел к выводу о неизбежности нарушения равновесия между спросом на блага и их предложением. Маркс обосновал неизбежность образования резервной армии труда и сделал вывод, что безработица понизит заработную плату до уровня самого скудного прожиточного минимума.
Суть закона заработной платы состоит в другом. На конкурентном рынке предприниматели не могут устанавливать такой уровень заработной платы, какой им больше нравится. До тех пор, пока количество предпринимателей велико, и они не вступают в соглашения между собой, их спрос на любую категорию рабочей силы будет вызывать повышение заработной платы до того уровня, при котором вся предлагаемая в последующий период на рынке рабочая сила будет поглощаться. Рабочие тоже могут добиваться более высоких ставок, но в условиях конкуренции они никогда не получат того, что им хотелось бы.
Во многих важных отраслях современной
экономики рынок труда
2.3 Основные формы и современные системы оплаты на рынке труда
Основными формами заработной платы являются повременная и сдельная оплата труда.
Исходной формой была повременная заработная плата, при которой размер заработка определяется в соответствии с отработанным временем. Эта форма преобладала на начальных этапах развития капитализма и своим истоком имела поденщину. При такой форме необходим был жесткий контроль за ритмом труда со стороны предпринимателя, и стремление получить больше прибыли было связано с удлинением продолжительности рабочего дня.
С переходом к машинному производству произошло закрепление рабочего за конкретным рабочим местом, и появилась возможность измерять количество его труда объемом производимой продукции. На этой основе совершился переход к поштучной или сдельной форме оплаты труда по расценкам за единицу созданной продукции. Теперь необходимость в контроле за напряженностью труда рабочего отпала. В стремлении заработать больше он сам повышает интенсивность труда. Контроль сдвигается в сторону качества производимой продукции. В начале ХХ столетия в промышленности развитых стран сдельная форма оплаты труда становится господствующей. С развитием конвейерного, а затем и полуавтоматизированного производства ритм труда задается системой действующих машин. В этих условиях сдельная заработная плата отрицается самой технологией производства. Резервы роста эффективности производства путем упорядочения трудовых операций отдельного рабочего и лучшей организации рабочего места оказались на грани исчерпания. Применение сдельной оплаты потеряло всякий смысл, произошел возврат к повременной форме.
В современной экономике развитых государств в чистом виде повременная форма применяется лишь на отдельных видах работ, преимущественно в сфере услуг и мелкотоварном секторе. Существует множество систем, как правило, учитывающих количество и качество выполняемых рабочим операций. Ставки и оклады сочетаются с различного рода премиальными за высокое качество продукции, экономное расходование материалов, с участием рабочих в распределении прибылей по итогам работы года. В современных системах заработной платы отмечается стремление выразить принцип, что интересы предприятия и трудящихся совпадают, а не противоречат друг другу. Часть доходов рабочий может получать в виде акций на «свое» предприятие.
За долгие годы капиталистический мир выработал многие эффективные системы заработной платы, побуждающие рабочего к труду высокопроизводительному и качественному.
3.1 Особенности рынка труда
в Республике Казахстан и регионах
Развитие реального сектора экономики, рост национального
валового продукта привели к росту численности
экономически активного населения. Так,
во II квартале 2009 года его численность
составила 8464,8 тысяч человек, что на 0,5%
больше, чем во II квартале 2008 года (8425,6
тыс. человек). При этом численность занятого
населения за аналогичный период увеличилась
на 0,4%, а численность безработных снизилась
на 2%.
По данным Агентства Республики Казахстан
по статистике, уровень безработицы составил
6,7% против 6,8% на II квартал 2009 г. Но доля
зарегистрированных в органах занятости
безработных на 1 сентября 2009 г. снизилась
до 2% к экономически активному населению
против 0,5% на соответствующую дату прошлого
года.
На 1 сентября
2009 года достигнуты следующие результаты:
уровень безработицы во втором квартале
составил 6,7%; уровень скрытой безработицы
по оценке составил 0,7% от экономически
активного населения; трудоустроено 47,8
тыс. безработных; приняли участие в общественных
работах 7,1 тыс. безработных, или 104,6% к
августу 2009 года; направлено на профессиональное
обучение 10,9 тыс. безработных. Вместе с
тем наблюдается снижение уровня безработицы,
по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года на 0,1%.
Доля трудоустроенных
безработных граждан от числа
обратившихся в органы занятости возросла на
2,1% по отношению к предыдущему месяцу
нынешнего года.
Во втором
квартале 2009 года отмечается абсолютный
рост численности занятого в экономике
населения по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года с 7868,4 тыс. до 7896,6
тыс. человек, в том числе численность
работающих по найму в июне (по экспертной
оценке) составила 5209,7 тыс. человек и возросла
на 0,5%.
По данным
Агентства Республики Казахстан по регулированию
естественных монополий, защите конкуренции
и поддержке малого бизнеса численность
занятых в малом предпринимательстве
(юридические и физические лица) по состоянию
на 01.09.09 составила 2034,5 тыс. человек.
Самый
низкий по республике уровень безработицы
отмечен в Актюбинской области 6,1%.
В Акмолинской, Мангыстауской и Жамбылской
областях уровень безработицы превышает
средне республиканский и составляет
соответственно 7,3%, 7,2% и 7,0%.
По состоянию
на 1 сентября 2009 года более 800 организаций
с численностью около 120,0 тыс. человек
работало в режиме неполного рабочего
времени либо простаивало. По сравнению
с первым кварталом прошлого года в аналогичном
периоде года нынешнего количество частично
занятых работников увеличилось почти
в 3,5 раза. За рассматриваемый период трудоустроено
47,8 тыс. безработных (за соответствующий
период 2008 года 79,9 тыс. человек), что составляет
40,4% обратившихся в органы занятости.
Большие различия в величине этого показателя
наблюдаются по регионам республики. Высокий
процент трудоустройства в Карагандинской
68,0% от общего числа обратившихся, Актюбинской
53,8%, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской
47,6%, Северо-Казахстанской 61,6% областях
и г. Алматы 54,7%.
Самые низкие показатели в Кызылординской
14,1%, Атырауской 17,4%, и Жамбылской 19,1% областях.
В результате совершенствования нормативной
правовой базы, регулирующей вопросы занятости,
созданы реальные возможности расширения
видов и объемов общественных работ. В
сентябре - октябре 2009 года в общественных
работах приняли участие 6,5 тыс. человек.
Основные
виды общественных работ: оказание помощи
организациям жилищно-коммунального хозяйства
на уборке территории города, участие
в экологическом оздоровлении городов
и региона (озеленение и благоустройство),
работа на промышленных предприятиях,
в строительстве, реконструкции и капитальном
ремонте жилья и объектов социально-культурного
назначения.
Вместе с тем, в целом по республике задолженность
по оплате общественных работ составляет
78,9 млн. тенге. Значительная сумма задолженности
сохраняется в Восточно-Казахстанской
(11,9 млн. тенге) и Акмолинской (6,4 млн.) областях.
По Жамбылской области на 1 сентября 2009
года допущена задолженность по оплате
общественных работ на сумму 4,8 млн. тенге.
Так как
безработица в значительной степени связана
с несоответствием квалификации безработных
спросу на рынке труда, уполномоченными
органами по вопросам занятости были приняты
меры по переподготовке и профессиональному
обучению безработных. За рассматриваемый
период уполномоченные органы по вопросам
занятости республики направили на профессиональное
обучение, переподготовку и повышение
квалификации 11,3 тыс. безработных граждан
или 67,3% от уровня, намеченного программой
на 2009 год. Наиболее высокие показатели
по обучению безработных достигнуты в
Акмолинской области 85,9% к годовому заданию,
Атырауской 74,6, Восточно-Казахстанской
79,6%.
По данным
акимов областей, по состоянию на 1 сентября
2009 года в стране создано 147,4 тыс. рабочих
мест, в том числе 31,0 тыс. временные или
сезонные. Наиболее активно они создаются
в Жамбылской 17,1 тыс., Восточно-Казахстанской
областях 16,1 тыс. рабочих мест.
Очень слабо
поставлена эта работа в Атырауской области,
где для 10,6 тыс. безработных, зарегистрированных
в органах по вопросам занятости, создано
лишь 3,8 тыс. новых рабочих мест.
В соответствии
с графиком восстановления и создания
рабочих мест на крупных и средних предприятиях
промышленности за 7 месяцев 2009 года создано
10,2 тыс. рабочих мест, в т.ч. за счет восстановления
существующего производства 4,2 тыс., расширения
старого производства 2,9 тыс., ввода нового
производства 3,1 тыс. рабочих мест.
Приведенные примеры свидетельствуют
об инвестиционных возможностях и, в целом,
об оживлении экономики. Однако темпы
создания рабочих мест не в полном объеме
удовлетворяют спрос на них и не оказывают
существенного влияния на снижение уровня
безработицы.
Министерство труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан проводит
целенаправленную работу по регулированию
привлечения иностранной рабочей силы
в Республику Казахстан, созданию дополнительных
рабочих мест, профессиональной подготовке
казахстанских граждан организациями,
привлекающими иностранную рабочую силу.
Наблюдается
рост численности граждан Казахстана
на предприятиях, привлекающих иностранных
граждан (первое полугодие 2008 г. 122,2 тыс.
человек, 6 мес. 2009 г. 239,8 тыс. человек).
Кроме того, на предприятиях, привлекающих
иностранных специалистов, ежегодно увеличивается
количество дополнительно созданных рабочих
мест для граждан Казахстана: в первом
полугодии 2008 года 5416, за 6 месяцев 2009 года
7415.
В Атырауской
области на предприятиях, привлекающих
иностранную рабочую силу, создано 1,9 тыс.
новых рабочих мест, переобучено 516 казахстанских
специалистов. На предприятиях с иностранной
рабочей силой трудятся 11,5 тыс. граждан
Казахстана.
Численность
граждан, состоящих на учете в уполномоченных
органах занятости в качестве безработных
(по данным Министерства труда и социальной
защиты населения Республики Казахстан),
на конец октября 2009 г. составила 222,7 тыс.
человек, что на 76 человек меньше, чем в
предыдущем периоде и на 19,9 тыс., или на
8,2% меньше, чем в соответствующем периоде
2008 г. Доля зарегистрированных безработных
в численности экономически активного
населения относительно предыдущего месяца
не изменилась и составила 1%. Из числа
зарегистрированных безработных более
половины (305,9 тыс. человек) женщины, причем
треть из них жительницы села (35,3 тыс.).
Значительное число граждан, зарегистрированных
в качестве безработных на конец октября
2009 г., отмечено в Восточно-Казахстанской
46,3 тыс. человек (8,6% от их общего числа),
Павлодарской 27,3 тыс. (5,1%), Костанайской
32,3 тыс. (6%), Жамбылской 35,7 тыс. (6,7%), Алматинской
55,3 тыс. (10,3%), Южно-Казахстанской 73,0 тыс.
(13,6%) Наименьшее число безработных 15,0
тыс. (2,8%) зарегистрировано в Мангыстауской
области.
В октябре т.г. по сравнению с сентябрем
в восьми регионах республики наблюдалось
снижение числа граждан, обратившихся
по вопросу трудоустройства.
Успешной
реализации задач, поставленных перед
министерством, способствовало принятие
правительством Республики Казахстан
ряда важных нормативных правовых актов.
Так, с 1 января 2001 г. введен в действие
Закон Республики Казахстан "О занятости
населения". В развитие Закона "О
занятости населения" приняты:
постановление "О мерах по реализации
Закона Республики Казахстан от 23 января
2001 года "О занятости населения",
предусматривающее утверждение правил
определения квоты и выдачи разрешений
работодателям на привлечение иностранной
рабочей силы, правил организации и финансирования
общественных работ, правил проведения
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки безработных;
постановление правительства Республики
Казахстан от 5 марта 2001 года "Об установлении
квоты на привлечение иностранной рабочей
силы для осуществления трудовой деятельности
на территории Республики Казахстан на
2001 год"; приказ "О распределении
численности квоты по областям, городам
Астана и Алматы".
Типовое
положение об уполномоченном органе по
вопросам занятости, предусматривающее
наделение работников органов по вопросам
занятости статусом государственного
служащего.
Совместно с заинтересованными министерствами
и Национальным банком Республики Казахстан
проведен анализ выполнения Программы
микро кредитования малоимущих граждан
за период 1998-2000 годы. В правительство
внесена информационно-аналитическая
справка с предложениями о перспективах
программы.
На Совете
безопасности рассмотрен вопрос о проблемах
нелегальной трудовой миграции в южных
регионах республики. С целью устранения
негативных влияний на показатели Программы
по борьбе с бедностью и безработицей
и уровень занятости населения южных регионов
принят комплекс мероприятий. В том числе
разрабатывается проект двухстороннего
соглашения между Республикой Казахстан
и Кыргызской Республикой по регулированию
трудовой миграции.
В соответствии
с распоряжением премьер-министра Республики
Казахстан от 23 июля 2001 года № 57р Министерством
труда и социальной защиты населения Республики
Казахстан совместно с Министерством
образования и науки создана рабочая группа
по разработке программы трудоустройства
выпускников вузов, обучавшихся по государственному
образовательному заказу, и методики средней
долгосрочного прогнозирования структуры
спроса на рынке труда специалистов с
высшим профессиональным образованием.
Подготовлены «Правила организации деятельности
центров социальной адаптации для лиц,
не имеющих определенного места жительства»,
в соответствии с которыми в настоящее
время действуют 10 центров социальной
адаптации в городах Шымкенте, Жамбыле,
Караганде, Жезказгане, Темиртау, Усть-Каменогорске,
Семипалатинске, Атырау, Павлодаре, Актау.
[7]
Среднемесячная номинальная
заработная плата одного работника
в сентябре 2009г. составила 67357 тенге
и возросла по сравнению с сентябрем предыдущего года на 7,8 %, в реальном
выражении – на 1,7%, в январе-сентябре –
соответственно, 65841 тенге и на 10,6%, индекс
реальной заработной платы составил 102,6%.
Среднемесячная
номинальная заработная плата исчисляется
путем деления суммы начисленного фонда
заработной платы на численность фактически
проработавших работников (т.е. численность
для исчисления средней заработной платы)
и на число месяцев в отчетном периоде.
Реальная
заработная плата покупательная способность
номинальной заработной платы, характеризующая
объем товаров и услуг, которые можно приобрести
на заработную плату в текущем периоде.
Индекс реальной заработной платы определяется
делением индекса номинальной заработной
платы на индекс потребительских цен на
товары и услуги за соответствующий период
(приложение 1).
3. 2. Преимущества и недостатки рынка труда
Что же дает нам рынок труда? Он ускоряет и облегчает процесс согласования лишних, коллективных и общенародных интересов при размещении труда, придает необходимую гибкость организованному на плановой основе процессу формирования пропорций подготовки и распределения рабочих и специалистов, способствует повышению эффективности за счет рационального размещения работников по отраслям хозяйства и сферам производства. Важно отметить и то, что рынок труда выполняет функцию связующего звена между ее формированием (подготовкой) и использованием. Благодаря рынку происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями с учетом общественных потребностей, выбирается правильность заданных планом пропорций подготовки.
Кроме того, рынок труда является рыночным рычагом регулирования индивидуальных доходов, приближение их к собственно необходимому уровню с учетом квалификации работников и дефицитности профессии. Он опосредует движение моделей к лучшим условиям оплаты труда и индивидуального воспроизводства постольку, поскольку в новых условиях возникает экономическая состязательность первичных хозяйственных звеньев и конкуренция сфер занятости за привлечение лучших работников. Рынок труда становится так же одним из средств оптимизации потоков ее распределения и перераспределения в народном хозяйстве, необходимым звеном в хозяйственном механизме. Он позволяет управление экономикой на плановой основе с действием стоимостных рычагов. В то же время рынок труда - явление чрезвычайно сложное и противоречивое.
Развитие рынка труда не может не сопровождаться возрождением участи населения товарно-денежного фетишизма, психологии и ценностных ориентаций, чуждых гуманистической задаче всестороннего развития личности.
Исходным условием рынка труда служит организация оперативного изучения и анализа спроса на рабочую силу и предложение рабочих мест со стороны государственных и частных предприятий, а также выявление ориентаций населения при выборе сферы занятости и места работы. Для регулирования рынка труда в Казахстане необходимо широко использовать финансово-кредитные рычаги, приводить взвешенную политику распределения средств производства. Необходима также система государственного контроля за правильностью и полнотой учета доходов, получаемых от хозяйственной деятельности во всех секторах экономики гибкого из налогообложения, которая предотвратила бы возможность неоправданного обогащения любых производителей за счет потребителя, с одной стороны и ущемления интересов труженика и стимулов к труду у работников государственных предприятий и учреждений, арендаторов индивидуального сектора хозяйства - с другой.
Следует отметить еще одну важную функцию рынка труда. Он призван обеспечить экономизацию производства и занятости в государственном секторе, способствовать выделению в сферу обращения избыточных внутрипро-изводственных резервов рабочей силы .
За последние годы произошли радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ кардинально преобразил социально-трудовую сферу. Свершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.
Сейчас с определенной долей уверенности можно утверждать, что переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя трудятся на предприятиях и в организациях частнокорпоративного типа.
Постепенно из государства заводов-гигантов Казахстана превращаются в страну мелких и средних предприятий, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая вместе с ними в самых сложных ситуациях переходного периода .
Возрастает роль и усложняются функции территориальных центров занятости населения. Они должны вести учет резервов рабочей силы на терри-ториальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий другим нанимателям в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу. Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучения с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах и республиках. Сложилось и многообразие функции определяет необходимость укрепления материальной базы службы трудоустройства, улучшение ее кадрового и финансового обеспечения .