Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования - показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй - вопрос о рынке труда в Казахстане, а в третьей – о проблеме государственного регулирования рынка труда

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........2
1. РЫНКА ТРУДА КАК ОБЪЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………..……………………………………….…………….4
1.1 Основные характеристики рынка труда……………………………………..…4
1.2 Структура рынка труда………………………………………………………….7
1.3 Особенности рынка труда…………………………………………………...…13
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА…………….…15
2.1 Механизм функционирования рынка труда…………………………...….......15
2.2 Заработная плата как категория рынка труда…………………………......….20
2.3 Основные формы и современные системы оплаты на рынке труда………...22
3. РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………...…………24
3.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан в регионах…………….24
3.2 Преимущества и недостатки рынка труда в Казахстане…………….………28
3.3 Политика занятости и регулирования рынка труда………………….………32
3.4 Инструменты государственного регулирования рынка труда………...…….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……42

Работа состоит из  1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ (РЫНОК ТРУДА) 2.doc

— 368.50 Кб (Скачать документ)

Переходная экономика  испытала бум маргинальной безработицы, когда десятки тысяч бомжей и других обитателей "диа" общества появились на официальном рынке труда. Регистрация безработных представила им возможность легализации, они впервые получили социальный статус, а также право на труд в соответствии с законом о занятости, включая профессиональное обучение и трудоустройство на подходящую для них работу. Но самое главное социальные гарантии (пособие и материальное пособие) .

После официального признания  безработицы в нашей стране большое  внимание стало уделяться приоритетам политики на рынке труда.

Поскольку сложившимся  представлениям о формах проводимой на рынке труда политики (особенно активной) присуща неопределенность, рассмотрим более подробно не только их содержание, но и эффективность, но и средства финансирования.

Расходы фонда занятости  можно сгруппировать по четырем  направлениям.

1. Средства, расходуемые  на пособия по безработице,  это принято называть пассивной  политикой.

2. Средства, идущие на  переподготовку и общественные  работы. Является обязательными для государственной службы занятости.

3. Средства, направленные, на финансовую поддержку, приобретение  ценных бумаг и прочие расходы.  Объединяет название формы, то  что они не гарантированы законом.  При этом расходы принято относить  к активным формам политики на рынке.

4. Средства, предназначенные  для развития служб занятости  . Переход к рыночной экономике  связан с формированием рынка  труда, проведением го-сударственной  политики занятости, призванной  смягчить последствие такого  сложного явления как безработица. И хотя в Казахстане она приобрела массовый характер, даже поверхностный анализ состояния рынка труда позволяет сделать вывод том, что избежать осложнений в области занятости пока не удается.

Факторы, которые могут  способствовать огромному высвобождению рабочей силы:

- спад производства, вызванный в основном разрывом хозяйственных связей;

- искусственно созданная неплатежеспособность предприятия;

- резкое сокращение государственных капиталовложений и отсутствие средств для инвестиций у абсолютного большинства юридических и физических лиц;

- частная остановка экологических производств;

- сокращение численности вооруженных сил;

- конверсия военного производства;

- изменение форм собственности;

- усилие миграционных процессов и т.д..

По оценкам экспертов, часть потерявших работу трудящихся может уйти на пенсию, в сферу услуг; определенная доля вольется в теневую экономику. Отдельные граждане будут пытаться найти временную работу за рубежом. Многие перейдут в сферу сельского хозяйства. Расширяются возможности применения рабочей силы в топливно-энергетическом комплексе и на общественных работах. При создании государствами соответствующих условий (в частности при предоставлении беспроцентного кредита для занятия предпринимательской деятельностью, иных льгот) значительное число вы-свобождаемых граждан смогут заняться индивидуальной трудовой деятельностью, т.е. сами обеспечат себя работой.

Существенное давление на рынок труда оказывает резко  усилившаяся миграция населения, что  вызвало политическую нестабильность во многих странах СНГ, а также и в Казахстане.

Что, необходимо сделать, чтобы сложить происходящие процессы?

Первое. Должны быть разработаны  конкретные адресные программы структурной  перестройки экономики. При этом государствам следует побес-покоится о судьбе миллионов тружеников, работающих на остановившихся и перепрофилируемых предприятиях, обеспечить их переквалификацию, помочь если потребуется, в смене места жительства, содействовать в трудоустройстве.

Второе. Необходима быстрейшая разработка и принятие к реализации государственных программ занятости. При этом следовало бы обратить внимание на три направления:

- прямые инвестиции в общественную инфраструктуру. Здесь в виду имеется создание сети дорог, коммуникаций, транспорта и т.п.. Без этого не-возможно развитие рыночных отношений, а значит и создание новых рабочих мест;

- формирование условий, стимулирующих частные инвестиции, развитие малого бизнеса, самозанятости населения;

- прямые и косвенные меры по обеспечению занятости подготовка и переподготовка кадров.

Третье. Нельзя допустить  развала единого экономического пространства .

Вывод: Преимущество рынка  труда то, что он ускоряет и облегчает  процесс согласования личных и коллективных, общенародных интересов при размещении труда, придается гибкость формированию и распределению рабочих и специалистов. Рынок труда является связующем звеном между ее подготовкой и использованием. Благодаря рынку труда происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями.

Все эти преимущества имеют место и сейчас в наше время. Они помогают людям в выборе профессий. Рынок труда обеспечивает экономизацию производства и занятости  в государственном секторе.

Недостатками рынка  труда является то, что с перехода к рыночной экономике в Казахстане почти все предприятия переходят на частную основу. И в связи с этим из-за не состояния оплачивать заработанные деньги, идет резкое сокращение рабочей силы, с этим и связан спад производства.

Все преимущества и недостатки рынка труда позволяют нам понять как функционирует рынок труда у нас в Казахстане. После всех этих признаков можно перейти и к такому понятию, как инфраструктура рынка труда, где она является формой и методом обеспечивания занятости населения.

 

  3.3 Политика занятости и регулирования рынка труда

 

  До последнего времени под давлением объективных и субъективных обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции.

      Основными задачами Министерства  являются формирование государственной  политики, а также в пределах, предусмотренных законодательством,  межотраслевая координация в  области труда, безопасности и  охраны труда, занятости, социального партнерства, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, социального страхования и регулирования миграционных процессов в пределах своей компетенции.

Государственная политика занятости заключается  в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости  на всех уровнях управления являются государственные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости должно стать сохранение и до известных пределов повышение  уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как об излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

Особого внимания заслуживает  изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике.

Назрела необходимость  проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народнохозяйственный оборот. Тогда можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений. [8, стр. 12]

Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге приведёт к сокращению численности занятых.

Современный рынок труда  – это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде  будет направлена на:

  • обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
  • переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
  • достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
  • предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
  • создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
  • развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • рост мобильности трудовых ресурсов.

Стабилизация  на рынке труда требует изменения подхода к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости (безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действия Правительства наравне с присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве официальных программ и прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений) присутствуют показатели занятости. Но речь идёт о другом: при утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других первоочередных государственных экономических документов Президент и другие высшие государственные инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких “ключевых показателей”, в число которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства  в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики  регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных  закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

Информация о работе Рынок труда