Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:59, курсовая работа
Цель данного исследования - показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй - вопрос о рынке труда в Казахстане, а в третьей – о проблеме государственного регулирования рынка труда
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........2
1. РЫНКА ТРУДА КАК ОБЪЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………..……………………………………….…………….4
1.1 Основные характеристики рынка труда……………………………………..…4
1.2 Структура рынка труда………………………………………………………….7
1.3 Особенности рынка труда…………………………………………………...…13
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА…………….…15
2.1 Механизм функционирования рынка труда…………………………...….......15
2.2 Заработная плата как категория рынка труда…………………………......….20
2.3 Основные формы и современные системы оплаты на рынке труда………...22
3. РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………...…………24
3.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан в регионах…………….24
3.2 Преимущества и недостатки рынка труда в Казахстане…………….………28
3.3 Политика занятости и регулирования рынка труда………………….………32
3.4 Инструменты государственного регулирования рынка труда………...…….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……42
Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе, которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решаться на региональном уровне.
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств. [9, стр 50]
На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете, именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.
В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.
Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий, за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней.
3.4 Инструменты государственного регулирования рынка труда
Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой.
Во-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства.
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.
В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.
В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Экономическая политика нашего правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опять США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.
Целенаправленное воздействие на организационный аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.
Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.
Наше государство выступало, и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.
В целях сдерживания роста безработицы и смягчения ее последствий службами занятости предпринимаются меры по социальной защите неработающих граждан.
В первую очередь необходимы упреждающие меры, например, в целях предотвращения высвобождения работников на конверсионных предприятиях предполагается переобучение их за счет средств ФСЗ.
Во-вторых, содействие в трудоустройстве, квотирование рабочих мест, то есть главенствующей формой социальной защиты будет оставаться трудоустройство. Значительное внимание будет уделено трудоустройству мало конкурентной на рынке труда категории населения, для которых устанавливается квота. Это молодежь до 20-ти лет, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионного возраста, длительно неработающие, освобожденные из мест лишения свободы.
В-третьих, содействие в
развитии предпринимательской
В-четвертых, организация общественных работ при непосредственном участии районных и городских акимов с частичным финансированием за счет средств ФСЗ.
В-пятых, профессиональная подготовка и переобучение безработных, так как сокращение на рынке труда повышает требования к уровню квалификации граждан, ищущих работу, необходимости владения смежными профессиями и иностранными языками, знанию принципов рыночной экономики (маркетинга и ценообразования, правового обеспечения, бухгалтерского учета и налогообложения, финансирования, инвестирования и т.д.). [10, стр. 49]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.
Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда – существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины – заняты ведением домашнего хозяйства).
В результате усиления работы с работодателями
службы занятости наблюдалась
Рынок труда не испытывает потребность в таком количестве рабочей силы. На рынке труда в большей части для замещения свободных мест требуются работники без специальной подготовки по непрестижным, низкооплачиваемым профессиям (грузчики, сторожа и т.д.). и, наоборот, на специалистов высокой квалификации выдвигаются дополнительные требования – определенный опыт работы, знание компьютера, ограничение возраста.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:
во-первых, удовлетворение
профессионально-экономических
во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.
Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.
Главный путь решения проблемы безработицы на рынке труда по нашему мнению - экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Никифорова А. А.
Рынок труда: занятость и
2. Буланов В.С., Волгин Н.А. Рынок труда: учебник, 2003. – 448с.
5. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник, 2004. – 368с.
6. Заработная плата наемных работников в сентябре 2009 г./ред. Коканбаева З. –Агентство РК по статистике, 2009.
7. Оперативные статистические данные по занятости 2007-2009 гг. – Агентство РК по статистике, 2009.
8. О безработице в
РК в 3 квартале 2009 г./ред. Катарбаева
А. – Агентство РК по
9. Социально – экономическое
развитие Республики Казахстан:
10. Социально – экономическое развитие Республики Казахстан: журнал, 2009 - №9.- с.76-79.