Полная
занятость не означает абсолютного отсутствия
безработицы. Экономисты считают фрикционную
и структурную безработицу совершенно
неизбежной: следовательно, «полная занятость»
определяется как занятость, составляющая
менее 100% рабочей силы. Точнее говоря,
уровень безработицы при полной занятости
равен сумме уровней фрикционной и структурной
безработицы.
Естественный
уровень безработицы - это совокупность
фрикционной и структурной безработицы
или уровень безработицы, связанный со
стабильной экономикой, когда реальный
национальный продукт находится на естественном
уровне, и отсутствуют как замедляющаяся,
так и ускоряющаяся инфляции или, когда
ожидаемый уровень инфляции равен действительному
уровню инфляции.
Проблемы,
связанные с оценкой уровня безработицы
и определением уровня безработицы при
полной занятости, не должны мешать пониманию
важной истины: чрезмерная безработица
влечет за собой большие экономические
и социальные издержки.
Экономические
издержки безработицы, выраженные в отставании
объема ВНП, - это товары и услуги, которые
общество теряет, когда его ресурсы находятся
в вынужденном простое. Закон Оукена устанавливает,
что один процент прироста безработицы
сверх естественного уровня приводит
к 2.5 %-ному увеличению отставания ВНП.
2.2
.Экономические и социальные
последствия безработицы
Реформирование
трудовой сферы происходит медленно и
противоречиво. Масштабы безработицы,
снижение жизненного уровня большинства
населения, правовая незащищенность работников
свидетельствует о том, что за пореформенные
годы трудящиеся больше потеряли, чем
приобрели.
Первое,
к чему приводит безработица - это недостижение
потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание
продукции (ситуация когда фактическая
безработица больше естественной, возникает
избыточная безработица).
По
признанию западных экономистов, безработица
сегодня - центральная проблема стран
с развитой рыночной экономикой. Экономические
потери периода массовой безработицы
значительно больше, нежели потери, связанные,
например, с монополизацией.
По
величине создаваемого ВВП Россия входит
в десятку крупнейших стран мира.
Циклическая
безработица порождает помимо не достижений
потенциального уровня ВВП и ряд других
негативных последствий. В результате
высокой безработицы падают доходы населения,
то есть падает платежеспособный спрос.
Падение платежеспособного спроса - это
дальнейшее углубление спада, если государство
не предпримет необходимые меры. А также
снижается жизненный уровень населения.
Падение
доходов населения вследствие безработицы
вызывает сокращение реальных сбережений.
Поскольку сбережения - это источник инвестиций,
такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных
возможностей.
Государство
же по причине сокращения инвестиций,
а, следовательно, снижения объемов производства,
получает меньше налоговых поступлений
в бюджет. И, как следствие недопроизводство
национального дохода. Гукасьян Г. М. Экономическая
теория. - С-Пб.: Питер, 2004. - С.291
Помимо
чисто экономических последствий нельзя
сбрасывать со счетов и значительные социальные
и моральные последствия безработицы,
ее негативное влияние на общественные
ценности и жизненные интересы граждан.
Вынужденная бездеятельность значительной
массы трудоспособного населения и каждого
человека в отдельности ведет к появлению
жизненной депрессии, потери квалификации
и практических навыков; снижаются моральные
устои, растет преступность, теряется
самоуважение, распадаются семьи, растет
социальная напряженность в обществе,
которая характеризуется также повышением
числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых
заболеваний. В конечном итоге подрывается
и физическое здоровье общества.
В
связи с потерей работы многие семьи оказались
за чертой бедности.
Бедность
- это такое экономическое состояние людей,
которые не имеют минимума (по нормам страны)
средств к существованию. Количество бедного
населения в нашей стране резко увеличилось
после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо
продолжает расти.
Число
бедных изменяется с изменением экономической
фактуры в стране. В России, по некоторым
данным, число бедных семей превышает
25% их общей численности, и в это число
не входят семьи алкоголиков и наркоманов,
дети которых практически живут на улицах
городов.
В
связи с низким уровнем доходов в России
прослеживается отрицательная ситуация
- смертность превышает над рождаемостью.
Естественная убыль населения сопровождается
падением производства.
Неустойчивая
ситуация на рынке труда, экономические
реформы, безработица, социальная незащищенность
особенно молодежи влечет рост преступлений,
наркомании и алкоголизма относительно
молодого населения нашей страны, в связи
с этим увеличивается число самоубийств
среди молодежи.
Многие
семьи, оказавшиеся на грани бедности,
в связи с потерей работы, а, следовательно,
единственного источника дохода, искали
средства к существованию в теневом бизнесе.
Одним из таких является распространение
наркотически средств, а также их распространение,
среди молодежи, что негативно складывается
на умственном и физическом развитии детей.
Таким образом,
социальные последствия безработицы поражают
как своими масштабами, так и своей жестокостью,
как на молодежь, так и на людей предпенсионного
возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью,
алкоголизмом должна быть выдвинута на
первый план, если мы хотим вырастить здоровую
нацию. Капелюшников Р.И. Российский рынок
труда: адаптация без реконструктуризации.
- М.: ГУ ВШЭ, 2001. - С.152-153.
2.3.
Методы борьбы с безработицей.
Государственное
регулирование рынка труда осуществляется
по трем направлениям:
- трудоустройство незанятого населения
и оказание помощи по профподготовке (биржи
труда);
-стимулирование
образования гибкого рынка труда;
-социальная
защита от безработицы.
Мировой
опыт выработал два основных типа воздействия
на уровень занятости: 1.активный (стимулирование
создания новых рабочих мест и предложения
труда, меры по сохранению и повышению
уровня занятости на предприятиях); 2. пассивный
(выплата пособий безработным).
Большое
влияние на рынок труда оказывают государственные
социальные программы (помощь малоимущим,
пособия по безработице, различные социальные
выплаты, пенсионное обеспечение и мн.
др). Эти программы содействуют определенной
стабилизации социально-экономического
положения трудящихся в зонах повышенного
рыночного риска, смягчают нестабильность
рынка.
Социальная
защита населения в условиях рынка осуществляется
через механизм перераспределения доходов
на основе введения « черты бедности»
в России, как и в других странах, на уровне
« прожиточного минимума».
Значительна
и посредническо- вспомогательная роль
государства на рынке труда. Она частично
берет на себя функции поиска и предоставления
рабочих мест, а также создания общенациональной
сети по трудоустройству. Государственные
системы обучения и переобучения рабочей
силы содействуют максимально быстрой
адаптации к меняющимся требованиям рынка.
Кроме
того, в правовом государстве на сегодняшний
день действует система социальных защитных
устройств, которые применяются для обеспечения
экономической безопасности трудящихся.
Первым элементом такой системы является
регулирование занятости. Многие государства
предпринимают следующие действия:
- сокращают законодательно установленную
продолжительность рабочего времени в
период массовой безработицы;
-
рекомендуют осуществлять на предприятиях
« разделение рабочих мест» между тружениками
(для увеличения занятости);
-
досрочно увольняют на пенсию работников
государственного сектора экономики,
которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
-
создают новые рабочие места и организуют
общественные работы ( в области инфраструктуры-
для постройки высококачественных дорог
и т.п.) особенно для хронически безработных
и молодежи;
-
сокращают предложение рабочей силы на
рынке труда; ограничивают иммиграцию
(въезд в страну) желающих работать и стимулируют
репатриацию (возвращение на родину) иностранцев
и др.
Государственная
служба занятости населения существует
в стране уже в течение 15 лет, ее первоначальной
задачей является оказание содействия
занятости граждан. Государство реализует
конституционные права граждан Российской
Федерации на труд и социальную защиту
от безработицы, что, безусловно, важно
для большинства из них, работающих по
найму (95%). Ведь по результатам последней
Всероссийской переписи населения для
48 миллионов человек доходы от трудовой
деятельности являются единственным источником
средств к существованию.
Безработными
признаются трудоспособные граждане,
которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы
в органах службы занятости в целях поиска
подходящей работы, ищут работу и готовы
приступить к ней. При этом не учитываются
выплаты выходного пособия и сохраняемого
среднего заработка гражданам, уволенным
из организаций (с военной службы) независимо
от их организационно-правовой формы и
формы собственности в связи с ликвидацией,
сокращением численности или штата.
Глава
3 . Рынок труда и проблемы занятости в
России.
3.1.Особенности
рынка труда и занятости
в России
В
современной России можно выделить следующие
особенности развития рынка труда:
1.
Основным отличием рынка труда России
является высокий уровень скрытой безработицы,
которая, с одной стороны, является резервом
расширения производства, а с другой -
может стать существенным фактором дестабилизации
социальных отношений при ухудшении экономической
конъюнктуры.
2.
Изменение распределения рабочей силы
по секторам экономики - значительным
потребителем рабочей силы стал частный
сектор экономики. Относительно широкое
распространение получила вторичная занятость,
возникло немало рабочих мест, не требующих
особой квалификации. Но при этом крупные
промышленные предприятия сталкиваются
с большими трудностями на пути поиска
оптимальной численности работников,
повышение эффективности их использования.
3.
Появление 2 млн. беженцев и вынужденных
переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4.
Трудовой потенциал общества используется
все менее эффективно: объем производства
сократился в гораздо большей степени,
чем численность занятых, существовавший
и ранее на многих предприятиях избыток
рабочей силы стал еще более очевиден.
5.
Неполная занятость, обусловленная не
ее гибкостью, а простоями предприятий:
3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный
рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%) - находились
в вынужденных отпусках.
6.
Глубокая территориальная дифференциация
занятости - до 10 раз различается уровень
безработицы в экономически активных
и депрессивных регионах. Такая дифференциация
в уровнях безработицы по регионам объясняется
степенью деловой активности в регионах,
сохранившимися у населения навыками
самостоятельного хозяйствования, в частности,
на земле.
7.
Особенностью занятости в постсоциалистических
странах является формирование так называемого
придерживаемого типа (модели) занятости
- рабочая сила не используется в производстве,
но и не высвобождается в другие сферы.
8.
Низкий уровень пособий по безработице
также выступает отличительной чертой
российского рынка труда.
9.
Размывание границ между официальной
и теневой занятостью, расширение теневой
занятости. В России сформирован и существует
значительный сектор теневой экономики
(порядка 40% производимого ВВП). Однако
он достаточно криминализирован, нестабилен
и поэтому для законопослушных граждан
малопривлекателен.
10.
Существенные различия между общей численностью
и официально регистрируемой численностью
безработных.
11.
Финансово-банковская, торгово-посредническая
сфера, а также сферы государственного
управления имеют уже сложившийся сегмент
рынка труда, который характеризуется
высоким уровнем монополизации, высокими
требованиями к квалификации работников
и высоким уровнем заработной платы. Занятым
в традиционном бюджетном секторе проникнуть
в эти сектора достаточно трудно.
Для
переходной экономики характерен рост
естественной нормы безработицы. Экономический
спад обостряет проблему безработицы.
Для традиционных рыночных экономик естественна
реакция работодателей на падение объемов
производства или чрезмерный рост заработных
плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения.
В нашей экономике реакция оказалась иной
- излишняя рабочая сила преимущественно
осталась в трудовых коллективах.