Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 04:16, курсовая работа

Описание

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рынок труда, его структура и
механизм регулирования 5
1.1. Понятие рынка труда и его основные характеристики 5
1.2 Заработная плата. Понятие и формы 7
1.3 Механизм регулирования рынка труда 11
Глава 2 . Проблемы занятости и безработицы. 14
2.1. Понятие безработицы, ее виды 14
2.2. Экономические и социальные последствия
безработицы 16
2.3. Методы борьбы с безработицей 18
Глава 3. Особенности рынка труда и проблемы занятости в России 21
3.1. Особенности рынка труда и занятости в России 21
3.2 Причины безработицы в современной России 23
3.3 Механизм регулирования проблем занятости в современной России 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

КУрсовая по экономике.docx

— 95.33 Кб (Скачать документ)

     Более высокий уровень безработицы  складывается в таких сегментах  рынка труда, как молодежь, женщины, национальные меньшинства. Рынок труда в современных условиях испытывает на себе заметное регулирующее воздействие со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нем товара. Проявление рыночных законов (например, спроса и предложения, равновесной цены и др.) на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа труда производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок действия трудового соглашения продавец как бы выводится на время из текущей конъюнктуры рынка. Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это означает, что индивидуальный договор рабочих с предпринимателями признается юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем те, которые определены в коллективном договоре. В чем смысл коллективности договора и принципа нормы как минимума? Эти положения договора позволяют устранить конкуренцию между рабочими как продавцами рабочей силы в борьбе за получение рабочего места – ведь конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие условия труда, предлагаемые предпринимателем. Регулирование рынка труда предполагает воздействие, как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др. Рассмотрим важнейшие методы, при помощи которых профсоюзы пытаются повысить заработную плату, П. Самуэльсон среди них выделяет три основных:

     1)  профсоюзы могут ограничивать  предложение труда. Это достигается,

     например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальной продолжительности рабочего времени, удлинением срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, установлением высоких профсоюзных вступительных взносов с одновременным запрещением принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки и т.п.

     2)  профсоюзы добиваются повышения  обусловленных договором ставок  заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия;

     3)  профсоюзы могут вызвать сдвиг  вверх кривой спроса на труд.

     При этом могут использоваться любые  средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо народную отрасль. Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношения. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказываю государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска. В результате появляется особый элемент цены труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах. Значительна и посреднически вспомогательная роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последней и меняющимся требованиям рынка. Государство имеет дело, как с безработицей, так и с созданием новых рабочих мест и проведением мероприятий по стимулированию деловой активности. Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Наилучших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где основные финансовые ресурсы используются в основных, а не в пассивных сферах, т.е. когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не на выплату пособий по безработице. Подобный подход позволяет с одной стороны,  умерить иждивенские настроения у части безработных, с другой – быстрее ввести трудовые ресурсы в хозяйственный оборот.

     Структура Федеральной службы занятости. 

     Законом предусмотрена деятельность негосударственных  организаций по содействию занятости при условии получения ими лицензий на такую деятельность, которые выдаются органами исполнительной власти на местах при наличии заключения Государственной службы занятости в установленном порядке.

         Службы занятости предоставляют  услуги всем категориям клиентов бесплатно. Одной из ответственейших обязанностей Государственной службы занятости является разработка республиканских и региональных программ занятости, включая их финансовое обеспечение мероприятий по социальной защите различных групп населения. Разработке таких программ, как правило, должен предшествовать анализ сложившейся ситуации на рынке труда и его прогноз на перспективу с учетом движения населения и трудовых ресурсов и последующее полное сегментирование реального и потенциального рынков труда. Только в этом случае возможно проведение целенаправленной и эффективной стратегии занятости населения в регионе. Служба занятости осуществляет выплату пособий по безработице, которая, как правило, обусловлена целым рядом условий и ограничений. Размеры пособий по безработице ниже заработной платы. Следует учитывать и аспект морального состояния безработного, его неуверенность в завтрашнем дне. В этом смысле биржа труда, не вылечивая социальную болезнь, в целом помогает смягчить и социальные последствия.

Заключение

     Исследовав понятие рынка труда, а так же особенности рынка труда в России, я могу сделать следующие выводы:

     Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей. Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями.

     на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов: уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения, его половозрастная структура, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, процессы иммиграции и т.д.

     Рынок труда делится по профессиям, отраслям, территориям. Работники разных профессий и квалификаций получают разную заработную плату. Зависит она и от места работы. Существуют опасные, неприятные, малопривлекательные виды труда. Условия равновесия на рынке труда в значительной степени определяются государственным вмешательством, а его функционирование связано с профсоюзами и союзами предпринимателей. На предложение труда также влияет наличие пособий по безработице, установление минимальных ставок заработной платы и т.д.

     8. Государственными мерами борьбы  с безработицей в России являются:

- создание Федеральной государственной службы занятости, основой  которой являются региональные центры занятости населения;

- поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату  на начальных этапах переходного периода в России;  
- долгосрочный  выход на пенсию широко использовался для предотвращения  безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;

-расширение программ переподготовки;

-социальная помощь безработным через пособия по безработице.

 

 9. В  нашем регионе наряду с территориальными программами занятости населения  весомый  вклад в стабилизацию ситуации  на рынке труда вносят такие  областные программы, действующие на территории области, как «Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий», «Государственная поддержка социально-экономического развития отдаленных труднодоступных территорий», «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса» и другие.

     10. Однако,  в целом относительно спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает тревогу. Плохо изученные  (слабоструктурированные) скрытые виды женской и молодежной безработицы  во многих регионах  становятся факторами нарастающих социальных опасностей.  Эти категории безработных, потерявшие работу вследствие  структурно- регрессивных спадов производства, кризисно- депрессивного состояния того или иного региона, пополняют трудовые ресурсы теневой экономики, криминальных структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток и т.д.)

     Рынок труда России имеет ряд характерных особенностей, но самые важные, по моему мнению, является высокий уровень скрытой безработицы, существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных и низкий уровень пособий по безработице.

     Также в данной работе я не могла не обойти стороной особо важные проблемы сегодняшнего рынка труда, в частности рост безработицы, спровоцированный глобальным экономическим кризисом.

Список использованной литературы

1) Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - С.386

2) Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева. - М.: Экономистъ, 2005. - С.201

3) Гукасьян Г. М. Экономическая теория. - С-Пб.: Питер, 2004. - С.291.

4) Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - С.312

5) Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. - М.: ЭКСМО, 2005. - С.276.

6) Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М.: РАГС, 2004. - С.268-269.

7) Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. - 2009. - №1. - С. 2-13

8) Афонина М., Рассохина М. Тенденции рынка труда и динамика заработных плат. // Управление персоналом. 2000. №12.

9)Вулканов А. От каждого - по способностям, каждому - по труду.// Справочник бухгалтер. 2004. №2.

10) Гонтмахер. Занятость - сквозная проблема ближайшего десятилетия. // // Человек и труд. 2003. 1

11) Курбатов Н.М. Современный рынок труда - состояние и перспективы развития. // Эксперт. 19 (326), 2002.

12) Борисов Е.Ф. Экономическая теория :Учебник.-М.: Юрайт-Издат,2005

Введение  в макроэкономику: Учебное пособие  для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М.

13) Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

14) Викторов И.С., Макашева А.Ж. « Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения».// Трудовое право. Август 2004г.

15) Гимпельсон В., Капелюшников. « Нестандартная занятость и российский рынок   труда».// «Вопросы экономики» №1-2006

16) Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.-М.: Экономистъ, 2005

Курс  экономической  теории./ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: Аса, 1996

17) Волгин Н.А. Рынок труда. Учебник. - М.: Экзамен, 2006

18) Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - С.152-153

19) Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Экономисть, 2007

20) Четвернина Т.К. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2, 2004 г

21) Завельский М. Г. "Экономика и социология труда". М, 2002 г.

Информация о работе Рынок труда