Сбережения населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:37, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является обоснование теоретических подходов к формированию ресурсной базы коммерческих банков за счет вкладов населения, разработка методических и практических рекомендаций по ее совершенствованию и анализ текущей ситуации на рынке
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
- определить роль вкладов физических лиц в формировании ресурсной базы коммерческого банка;
- исследовать классификацию вкладов физических лиц и теоретические аспекты формирования депозитной политики коммерческого банка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность и основные аспекты теории сбережений 6
Определение понятия сбережений 6
Характеристика основных теорий сбережения 8
Мотивы и факторы сбережений 11
Структура ресурсов коммерческих банков на современном этапе 16
Значение привлечённых средств банка 18
Глава 2. Рынок банковских вкладов 23
Анализ рынка вкладов физических лиц 23
Рынок банковских вкладов со стороны потребителя. 31
Обзор депозитных предложений банков 40
Глава 3. Система страхования вкладов 44
Агентсво по страхованию вкладов 44
Анализ деятельности агентства 45
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения 60

Работа состоит из  1 файл

диплом- сбережения населения.docx

— 146.70 Кб (Скачать документ)

В отчетном периоде Агентство  было назначено конкурсным управляющим (ликвидатором) в 11 кредитных организациях (в I полугодии 2009 г. вследствие кризиса  под управление Агентства перешло 33 банка). Все поступившие банки  могут быть отнесены к категории  мелких (наиболее крупным является ЗАО АКБ «Межрегиональный инвестиционный банк», валюта баланса которого на начало года составляла 7,6 млрд руб.). У 4 банков, поступивших в Агентство для  осуществления конкурсного производства (ликвидации), лицензии отозваны в связи  с тем, что размер их капитала не достиг минимально допустимого уровня (90 млн руб.). У остальных 7 банков лицензии отозваны в связи с недостаточностью средств для удовлетворения требований кредиторов.

В текущем году наметилась тенденция завершения длительных ликвидационных процедур в банках с «криминальным» банкротством. Сроки завершения конкурсного  производства в таких банках, как  правило, в два раза превышают  среднюю продолжительность ликвидационных процедур, а процент удовлетворения требований кредиторов значительно  ниже, чем в банках с «рыночным» банкротством.

В I полугодии Агентством было завершено конкурсное производство в отношении двух банков - ОАО  «АСБ-Банк» и ЗАО АКБ «ГРАНИТ», которые можно отнести к банкам с «криминальным» банкротством.

Процент удовлетворения требований кредиторов в указанных двух банках составил 2%, что связано с преднамеренными  действиями их руководителей по выводу ликвидных активов в преддверии банкротства. Процент удовлетворения требований кредиторов за весь период деятельности Агентства на 01.07.2010 составил 19,7%, что на 0,5% ниже по сравнению с  аналогичным показателем по итогам работы за 2009 год.

В связи со значительным объемом работ по взысканию активов  и длительностью судебных разбирательств в отношении бывших руководителей  и членов советов директоров вышеуказанных  двух банков, срок завершения конкурсного  производства в них составил 5 лет (для сравнения: средняя продолжительность  завершившихся в 2009 году ликвидационных процедур составила 2,5 года). В результате данной работы были привлечены к субсидиарной ответственности бывшие члены совета директоров ОАО «АСБ-Банк» (общая  сумма ответственности - 197 млн руб.), а также председатель правления  ЗАО АКБ «ГРАНИТ» (сумма ответственности - 33,5 млн руб.).

В целом на 1 июля 2010 г. в  кредитных организациях, в отношении  которых проводятся ликвидационные процедуры, установлены требования 57,1 тыс. кредиторов на общую сумму 114,8 млрд руб. Общая балансовая стоимость  активов банков, находящихся в  процессе ликвидации, на начало ликвидационных процедур составила 185,4 млрд руб., оценочная  стоимость - 21 млрд. руб. или 11,3% балансовой стоимости. По 11 вновь поступившим  в 1 полугодии т.г. кредитным организациям общая балансовая стоимость активов  составила 10 млрд руб., оценочная – 825 млн руб. или 8,3% балансовой стоимости.

Общая сумма поступлений  в конкурсную массу кредитных  организаций, находящихся в процессе ликвидации, составила 12,1 млрд руб., из которых 17% (2,1 млрд руб.) пришлось на I полугодие текущего года. В структуре поступлений наибольшую долю (88%) занимают средства от реализации и возврата активов ликвидируемых банков.

Проведение работы Агентства  по взысканию активов в судебном порядке увеличило долю поступлений  по результатам исковой работы с 3% до 25% (c 46,6 млн руб. до 444,2 млн руб.). Доля поступлений во внесудебном  порядке снизилась с 95% до 43% ( c 1469 млн руб. до 787 млн руб).

В отчетном периоде Агентство  провело 79 открытых торгов имуществом ликвидируемых кредитных организаций, выручка от его реализации составила 432,8 млн руб. (97% оценочной стоимости  имущества). Посредством публичного предложения реализовано имущество  на сумму 143 млн руб., что составляет 65% его оценочной стоимости.

В суды различной юрисдикции Агентством в 1 полугодии т.г. подано 338 исков об оспаривании сомнительных сделок, 114 исков удовлетворено (с  учетом направленных ранее). В конкурсную массу от выигранных исков поступило 39,5 млн. руб., что соответствует динамике прошлого года (за весь прошлый год  в результате оспаривания Агентством сомнительных сделок в конкурсную массу  поступило 77,3 млн. руб.).

В ходе работы по привлечению  к гражданско-правовой ответственности  бывших руководителей и собственников  кредитных организаций Агентством в I полугодии 2010 г. было подано 4 иска (АКБ  «Кредитсоюзкомбанк», КБ «Кредит-контакт» ООО, ОАО «Волго-Дон банк», КБ «Юнитбанк» ЗАО), общая сумма требований по которым  составила 683,9 млн руб. Судом удовлетворен 1 ранее поданный иск (АКБ «Инвесткомбанк БЭЛКОМ») на общую сумму 531 млн руб.

В рамках работы по привлечению  к уголовной ответственности  бывших руководителей и собственников  банков за отчетный период направлено 15 обращений в правоохранительные органы, по результатам рассмотрения (с учетом ранее направленных обращений) возбуждено 11 уголовных дел: по 3 уголовным  делам (ЗАО КБ «Юнит-Банк», ОАО «ТНГИБАНК», ЗАО МКБ «Евразия–Центр») судом  вынесен обвинительный приговор, два из которых вступили в законную силу.

3. Предупреждение банкротства  банков 

В I полугодии Агентство  участвовало в предупреждении банкротства 14 банков. Новых предложений Банка  России об участии в предупреждении банкротства банков не поступало.

В первой половине 2010 г. завершились  процедуры финансового оздоровления в ОАО ГБ «Нижний Новгород», банк преобразован в филиал ОАО «Промсвязьбанк». Таким образом, по состоянию на 01.07.2010 Агентство занималось санацией 13 банков.

В отчетном периоде (с 18 января по 29 марта) Агентство выполняло  функции временной администрации  в АКБ "Союз" (ОАО). Временной  администрацией проведены мероприятия  по уменьшению уставного капитала банка  до 1 рубля и размещению дополнительного  выпуска акций на сумму 5 млрд руб. Также с 7 июня 2010 г. Агентство начало осуществлять функции временной  администрации по управлению ООО "ПотенциалБанк", где проведены мероприятия по уменьшению уставного капитала банка  до 1 рубля и последующему его  увеличению за счет средств Агентства  до 1,29 млрд руб.

В рамках мероприятий по предупреждению банкротства банков по состоянию на 01.07.2010 Агентством приобретены  активы и права требования на сумму 142,78 млрд руб., в т.ч., в 1 полугодии т.г. – на 53,23 млрд руб. Были взысканы права требования и реализованы активы, приобретенные у санируемых банков, на сумму более 320 млн руб.

В отчетном полугодии проведены  проверки по выявлению обстоятельств  ухудшения финансового положения  ОАО «Банк «Петровский» и КИТ  Финанс Инвестиционный банк (ОАО), по окончанию  которых составлены и утверждены Заключения о результатах проверки. Заключение о результатах проверки ОАО «Банк Петровский» содержит выводы о признаках хищения имущества  банка, в связи с чем оно  направлено в ГСУ СК при Прокуратуре  Российской Федерации. В ходе проверки обстоятельств ухудшения финансового  положения КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО) признаков уголовно наказуемых деяний не выявлено.

Финансирование мер по предупреждению банкротства банков осуществлялось за счет кредитов Банка  России и имущественного взноса Российской Федерации в Агентство. В первом полугодии на эти цели было направлено 25,9 млрд руб. , в т. ч. 2,7 млрд руб. за счет кредита Банка России, предоставленного Агентству для финансового оздоровления АКБ "Российский капитал" (ОАО).

Всего на финансирование процедур реструктуризации Агентством на 01.07.2010 фактически использовано 330,5 млрд руб. В том числе за счет полученных в Банке России заемных средств  – 190,3 млрд руб., за счет средств имущественного взноса Российской Федерации в Агентство  – 140,2 млрд руб. На отчетную дату Агентство  погасило кредиты Банка России на общую сумму 63,09 млрд руб., в том  числе, за счет имущественного взноса Российской Федерации в Агентство  – на 59,75 млрд руб. В 1 полугодии т.г. Агентством погашены кредиты Банка  России на сумму 42,39 млрд руб.

В отчетном периоде заемщиками (санируемыми банками и инвесторами), в соответствии с утвержденными  графиками, было возвращено Агентству 8,75 млрд руб. в счет погашения основного  долга и уплачено 5,1 млрд руб. в  качестве процентов за пользование  заемными средствами. Всего по состоянию  на 01.07.2010 по выданным займам и приобретенным  Агентством правам требования поступило  денежных средств на сумму 33,25 млрд руб., в т.ч. средств основного  долга - 19,44 млрд руб., процентов за пользование  заемными средствами - 13,81 млрд руб.

4. Обеспечение корпоративного  контроля и прозрачности деятельности  Агентства, внутриорганизационная  и кадровая работа 

За отчетный период подготовлен  проект Годового отчета Агентства за 2009 г., который одобрен Правлением Агентства и утвержден Советом  директоров. Документ направлен в  Правительство Российской Федерации, Банк России, обобщенные данные опубликованы в СМИ и размещены на сайте  Агентства в сети Интернет.

Осуществлялась работа телефонного  консультационного центра Агентства  для вкладчиков банков. За отчетный период на «горячую линию» поступило 18547 звонков (в т.ч. 6558 - по страхованию  вкладов, 11985 - по ликвидационным процедурам, 4 - по финансовому оздоровлению). В  течение полугодия подготовлено 293 ответа на вопросы вкладчиков по различным аспектам деятельности, поступившие  по каналам электронной почты.

Во взаимодействии с выбранной  на конкурсной основе компанией ЗАО  НКГ "2К Аудит-деловые консультации" подготовлен проект Стратегии деятельности Агентства, который был рассмотрен на заседании Правления Агентства.

В отчетном периоде были проведены 2 заседания Совета директоров, 47 заседаний Правления Агентства. Были организованы 2 заседания Экспертно-аналитического совета при Агентстве, на которых  рассматривались проект стратегии  развития и информационная политика Агентства.

На протяжении полугодия  осуществлялась работа по подбору персонала  для занятия вакантных должностей в Агентстве, отобраны и назначены  на должности 38 специалистов. По результатам  отбора в резерв Агентства включены 24 кандидата для замещения вакантных  должностей работников, выполняющих  функции представителя конкурсного  управляющего (ликвидатора). По сравнению  с 2009 г. коэффициент текучести кадров (отношение числа уволившихся  к среднесписочной численности) снизился в 2 раза и на 1.07.2010 составил 0,04.

 

Заключение

 

Коммерческие банки –  это специфические предприятия, специализирующимися на посреднической деятельности, связанной, с одной стороны, с покупкой ресурсов, а с другой – их продажей нуждающимся предприятиям, организациям и населению. В этих условиях для банков оказываются одинаково важными как активные, так и пассивные операции. От пассивных операций зависит размер банковских ресурсов и, следовательно, масштабы деятельности коммерческих банков.

Формирование ресурсной  базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка.

Чрезмерное наличие привлеченных средств увеличивает риск и повышает потенциальную угрозу неплатежеспособности банка, а также попадания его  под «контроль» других коммерческих банков и кредиторов, что может  позволить последним воздействовать как на текущую деятельность, так  и на проведение кредитной политики в целом.

Преимущественное формирование банковских ресурсов за счет собственного капитала – также не лучшая политика для коммерческого банка. Это связано, в частности, с возможной потерей определенной группой акционеров контроля над банком, снижением уровня выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций. Как следствие, несбалансированность может привести к ухудшению показателей, характеризующих деятельность банка, к снижению его имиджа на рынке и денежных ресурсов.

Следовательно, основная цель коммерческого  банка – выбрать такую структуру  банковского капитала, которая при  наименьших затратах на формирование банковских ресурсов будет способствовать поддерживанию стабильности уровня дивидендов и доходов, а также репутации банка на уровне, достаточном для привлечения им необходимых денежных ресурсов на выгодных условиях.

Высокие темпы роста депозитов  и увеличение их доли в общей сумме  привлеченных ресурсов свидетельствуют  о формировании стабильной ресурсной базы коммерческого банка, обеспечивающей его динамичное развитие.

В целях устойчивого привлечения  ресурсов банку важно разработать  стратегию депозитной политики, определяемую тактическими и стратегическими задачами, закрепленными в уставе, включая получение максимальной прибьши и необходимость сохранения банковской ликвидности.

В дипломной работе рассмотрены  теоретические аспекты деятельности коммерческих банков в сфере привлечения  ресурсов, более детально рассмотрена  классификация вкладов населения, выявлены их особенности, а также  преимущества и недостатки для обеих сторон депозитных операций. В рамках первого раздела также уделено внимание процессу формирования вкладов физических лиц, изучены ее субъекты и объекты, принципы и механизм построения, определена роль депозитной политики в системе управления банковскими ресурсами.

По итогам исследования, можно сказать о том, что на депозитном рынке страны, в целом наблюдается стабилизация ситуации с привлечением временно свободных средств граждан во вклады. В отношении вкладов граждан наблюдается позитивная тенденция – их доля на протяжении 2009–2010 годов неуклонно растет.

В работе был обозначен  ряд проблем, стоящих в настоящее  время перед российскими банками. В их числе можно выделить проблему формирования ресурсной базы банков, а так же незащищенность вкладов  граждан в коммерческих банках.

Информация о работе Сбережения населения