Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение анализа влияния сбытовой политики предприятия на его финансово-экономическое состояние и использования инфраструктуры рынка в производственно-экономической деятельности, а также разработка предложений по совершенствованию сбытовой политики предприятия, по повышению эффективности использования различных элементов рыночной инфраструктуры на этапе реализации готовой продукции на примере ОАО «Азот».
Введение
Значение и роль сбытовой политики предприятия
Организация сбыта и отгрузки готовой продукции в условиях рыночной экономики.
Основные принципы и методы реализации готовой продукции.
Анализ влияния сбытовой политики на производственно- экономическую деятельность ОАО Азот
Анализ организации сбыта и отгрузки готовой продукции на ОАО Азот.
Анализ влияния оптовой и розничной торговли на уровень качества и цены продукции предприятия.
Анализ использования рыночных мероприятий для увеличения объема сбыта готовой продукции.
3. Совершенствование сбытовой политики.
Объемы выпуска и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары, и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Сбытовая политика предприятия, уровень организации сбыта и отгрузки непосредственно влияет на объем реализации готовой продукции. Величина издержек, прибыль и рентабельность предприятия в свою очередь напрямую зависят от темпов роста объема производства и реализации продукции.
Сбыт товара означает транспортировку, хранение, доработку, продвижение к оптовым и розничным товарным звеньям, предпродажную подготовку и продажу товаров.
Канал сбыта - это организация или отдельные люди, занимающиеся передвижением и обменом товаров.
Протяженность каналов сбыта - число участников сбыта или посредников во всей сбытовой цепочке.
Ширина канала сбыта - число независимых участников сбыта на отдельном этапе сбытовой цепочки.
Существует семь методов сбыта товара:
1. Прямой канал сбыта (
2. Директ-маркетинг (прямая работа с клиентом, т.е. регулярное посещение и опрос клиентов)
3. Телефон-маркетинг
4. Косвенный маркетинг (
5. Вертикальный маркетинговый сбыт (состоит из производителя, оптовых торговцев, одного или нескольких различных торговцев, действующих как единая система)
6. Горизонтальный канал сбыта
(фирма стремится объединиться
с другой фирмой с целью
ведения совместной
7. Смешанный канал сбыта (прямой канал + косвенный)
Оптовая и розничная торговля является «местом встречи» покупателя и продавца, товара и денег.
Предприятия оптовой и розничной
торговли обладают всеми признаками,
присущими инфраструктуре, так например,
такие предприятия не изменяют товар
в материальном плане, что коренным
образом отличает их деятельность от
деятельности производителей. Однако
именно предприятия оптовой и
розничной торговли являются элементом
производственной инфраструктуры, потому
что предметом оптовой и
Торговые предприятия
С другой стороны, торговые предприятия
расширяют возможность
Таким образом, роль предприятий торговли не ограничивается лишь распространением продукции. Предприятия оптовой и розничной торговли - это совокупность организаций, стимулирующих производство и задающих ему определенное направление.
Оптовый торговец закупает товары у
производителей, а затем перепродает
их коммерсантам, промышленникам или
предприятиям сферы обслуживания, причем
обычно он оперирует крупными партиями
товаров. Таким образом, оптовый
торговец выступает в роли посредника,
не контактируя непосредственно
с потребителями. Часто задают вопрос,
зачем нужно такое
В настоящее время оптовая
- транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю;
- складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.
Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который приходится больший удельный вес.
Транзитный товарооборот подразделяется:
- товарооборот с участием в
расчетах. Торговая фирма оплачивает
поставщику стоимость
- товарооборот без участия в расчетах. Поставщик предъявляет к оплате счет непосредственно покупателю.
При организации транзитного
Функции розничной торговли определяются
непосредственным контактом с конечным
потребителем: розничный торговец должен
представлять потребителям такую продукцию,
которая лучше всего
Одним из важнейших вопросов сбытовой
политики в процессе работы производственного
предприятия с торговой сетью
и конечными потребителями
- предложение цены (продажа по
сниженным ценам, льготные
- предложение в натуральной форме (премии, образцы товара);
- активное предложение (
Применительно к какой-либо торговой точке мы можем классифицировать различные виды стимулирования иным образом, по их происхождению и воздействию на клиентуру. В этом случае мы приходим к трем обобщенным типам стимулирования:
- Общее стимулирование, применяемое на месте продажи. Его отличительной чертой является заданность темы. Оно служит инструментом общего оживления торговли (годовщина, церемония открытия).
- Избирательное стимулирование предполагает помещение товара вне мест общей выкладки на выгодной позиции, например в начале ряда или стеллажа. Товар может быть также сосредоточен в каком-либо месте торгового зала.
- Индивидуальное стимулирование осуществляется в местах общей экспозиции товаров и, как правило, исходит от производителя. Рекламная афиша, указатель сигнализируют о том, что в отношении определенного товара осуществляется стимулирование в виде снижения цен, конкурсов, премий и т.д. В этом случае меры по стимулированию воспринимаются потребителем лишь в тот момент, когда он останавливается перед магазинной полкой.
В количественном отношении стимулирование
продаж главным образом направлено
на потребителя. Оно обращено к самым
широким массам и имеет своей
целью обеспечить продажу товара,
создать поток потребителей непосредственно
в том месте, где осуществляется
продажа товара. В этом состоит
отличие стимулирования от приемов
прямого маркетинга, которые обращены
непосредственно к каждому
Ценовое стимулирование или временное снижение цены на товар имеет свои преимущества и недостатки. Некоторые предприятия (как производители, так и торговые посредники), прибегают только к этому виду стимулирования; по их мнению, гораздо выгоднее пойти навстречу экономически оправданным пожеланиям потребителя, чем отвечать на все новые запросы индивидуума в отношении качества и разнообразия продукции.
Недостатком этого вида стимулирования является то, что он не приводит к созданию круга надежной, постоянной клиентуры, а заставляет покупателя бросаться от одной марки товара к другой, в соответствии с предлагаемым снижением цен.
Для того, чтобы не переусердствовать в этом опасном для товара и предприятия снижении цен, инициаторы стимулирования все чаще подчеркивают временный характер своего предложения цены, сопровождая товар соответствующим письменным пояснением или же делая упор на снижении цены с отсрочкой предоставления скидки.
Преимущество данного приема заключается
в том, что он позволяет заранее
точно оценить стоимость
Снижение цен может быть предпринято
либо производителем, который желает
увеличить объем продаж или привлечь
к себе новых потребителей, либо
торговым предприятием, которое желает
создать себе репутацию недорогой
торгующей организации. Снижение цен
может являться также результатом
взаимного соглашения двух сторон:
производитель предоставляет
Продажа по сниженным ценам особенно эффективна в тех случаях, когда цена играет решающую роль при выборе того или иного товара (например, таких продуктов повседневного спроса как сахар, масло). При этом потребителю адресуются соответствующие рекламно-информационные сообщения с целью побудить его к покупке в конкретной торговой точке.
Размеры снижения цен должны быть достаточно ощутимыми, чтобы на них можно было строить рекламные обращения; достаточно стимулирующими спрос, чтобы компенсировать связанное со снижением цен падение прибыли; и достаточно привлекательными, чтобы заставить прийти потребителя.
Все виды стимулирования продаж, сфокусированные на продажной цене товара, можно разделить на три большие группы: прямое снижение цен, распространение купонов, дающих право на покупку со скидкой и снижение цен с отсрочкой получения скидки.
Операции по стимулированию, предпринимаемые с целью оказать воздействие на сбытовые подразделения предприятия, получили в последние годы стремительное распространение и привели к обратному эффекту в некоторых областях деятельности - продавцы ожидают стимулирования, чтобы завершить свою коммерческую программу. Поэтому любое стимулирование в области сбыта должно сохранять эксклюзивный характер и осуществляться под строгим контролем. При этом важно иметь возможность быстро оценивать его рентабельность.
Контроль и оценка результатов стимулирования должны осуществляться до, во время и после его проведения:
- целью контроля до начала
операции является
- целью контроля в ходе
- после операции целью контроля является подведение итогов и общая оценка ее эффективности.