Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:22, контрольная работа
В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.
Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации (НТД) является сертификация. Слово Сертификат происходит от латинского «certim» - верно и «facere» - делать.
1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ 3
2. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ 5
3. УЧАСТНИКИ СЕРТИФИКАЦИИ 9
3.1 Участники обязательной сертификации 9
3.2 Участники добровольной сертификации 10
4. СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ 11
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ 14
6. СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА 16
7. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ 19
8. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА СЕРТИФИКАЦИИ 21
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Ниже
в таблице приведены
Характер сертификации | Основные цели проведения | Основание для проведения | Объекты | Сущность оценки соответствия | Нормативная база |
Обязательная | Обеспечение безопасности товаров | Законодательные акты АР | Перечни товаров, подлежащие обязательной сертификации, утвержденные постановлением Правительства АР | Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию | Государственные стандарты, санитарные нормы и правила и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров |
Добровольная | 1. Обеспечение
конкурентоспособности продукции (услуги)
предприятия.
2. Реклама продукции
(услуги), соответствующей не только
требованиям безопасности, но и
требованиям, обеспечивающим |
По инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации | Любые объекты | Оценка соответствия требованиям заявителя, согласованным с ОС (по объектам, подлежащим обязательной сертификации, как правило, оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные) | Национальные стандарты, стандарты организаций, системы добровольной сертификации, условия договоров |
3. УЧАСТНИКИ СЕРТИФИКАЦИИ
3.1 Участники обязательной сертификации
Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики - продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), органы исполнительной власти по техническому регулированию.
Основные участники - заявители, органы по сертификации (ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.
Заявитель вправе:
Заявитель обязан:
Органы по сертификации выполняют следующие функции:
ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.
Если
орган по сертификации аккредитован
как ИЛ, то его именуют сертификационным
центром.
3.2 Участники добровольной сертификации
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами
добровольного подтверждения
Орган по сертификации:
Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальными предпринимателями.
Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают:
а) перечень объектов, подлежащих сертификации;
б) номенклатуру характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация;
в) правила выполнения работ по сертификации;
г) участников данной системы.
Системой
добровольной сертификации может предусматриваться
знак соответствия. Система добровольной
сертификации может быть зарегистрирована
федеральным органом исполнительной власти
по техническому регулированию.
4. СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:
В Азербайджане существует 12 схем сертификации и они определяются в соответствии с требованиями «Системы сертификации однородной продукции» Национальной Сертификационной Системы AZS (дополнение №5), AZS 498-2010 и международными нормами. Таким образом, выдача «сертификата соответствия» конкретному товару или услуге происходит в соответствии с серитификационной схемой, т.е. на основе положительных результатов испытаний или сертификации производства или системы качества:
В процессе деятельности по сертификации продукции, поставщик может столкнуться с двумя субъектами этого процесса (рис. 1).
Рис. 1. Взаимоотношения субъектов сертификации
Замечание: EN 45003 и EN 45010 заменены на ISO/IEC 17011, EN 45001 заменен на EN ISO/IEC 17025, EN 45014 заменен на EN ISO/IEC 17050-1/2. В Азербайджане в этой области также действует стандарт AZS 379-2009 İSO/İEC 17025:2009.
Согласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия.
В
зависимости от выбранной схемы,
взаимоотношения субъектов
Сертификация
- важный фактор обеспечения доверия при
взаимных поставках продукции, а также
решения таких крупных социальных задач,
как гарантия безопасности потребляемой
(используемой) продукции, охрана здоровья
и имущества граждан, защита окружающей
среды. Развитие сертификации в общем
экономическом пространстве различных
государств подразумевает взаимное признание
результатов сертификации продукции,
которое может быть основано на гармонизации
законодательной базы, использовании
единых стандартов и взаимно признанных
механизмов установления соответствия.
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам: