Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Информационные системы в экономике".
Технологии проектирования ИС. Различают два класса технологий: 1. Каноническая технология; 2. Индустриальная технология: 2.1 Автоматизированное проектирование; 2.2 Типовое проектирование (ТП). Методы типового проектирования предполагают создание системы из готовых покупных элементов. ТП всегда требует адоптации к объекту.«+» - существенное сокращение затрат на проектировку и сроков разработки проекта.«-» - проблема адаптации и наращивание функциональности системы. Примеры пакетов программ, позволяющих организовать типовое проектное решение: 1. 1С-предприятие как система автоматизации бух. учета; 2. Проджект Эксперт для целей бизнес планирования; 3. Инек – для финансового анализа. Типовые модели могут строятся для различных отраслей и типов производства, при этом модель предприятия привязывается к типовой модели ИС.
№28 Стадии и этапы проектирования ИС
Жизненный цикл ЭИС – совокупность этапов, которые проходит ЭИС в своем развитии от момента принятия решения о ее создании до прекращения функционирования. Этапы:
1. Предпроектный включает в себя исследование и анализ системы управления компанией, выявляющее имеющихся информационных потребителей. Основная цель этапа – разработка требований к создаваемой ИС и к объекту, где она будет внядряться. На этом этапе должны решиться проблемы, связанные с с разработкой технического задания, плана мероприятий по подготовке объекта, включая подготовку персонала и финансирования. 2. Проектирование (логическое и техническое) – разработка в соответствии с сформулированными требованиями и выявленными информационными потребностями системной и функциональной архитектуры ЭИС. 3. Проектирование рабочее (физическое) включает создание и настройку программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала. 4. Внедрение опытное и промышленное, в ходе которого осуществляется комплексная отводка системы и обучение персонала. 5. Эксплуатация ЭИС – сопровождение, анализ работы системы, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации и расширение системы.
№29 Современные средства проектирования ИС
Два основных направления, позволяющих описать бизнес-процессы предприятия: 1. IDEF – структурный подход; 2. UML – объектно-ориентированный подход. IDEF: В 1989 году в США разработана система ICAM (Intograted Computer Aided Manufacturing). ICam DEFenition включает: 1. Функциональный блок (отображает функцию, задается глаголом); 2. Декомпозиция. IDEF-0 – это методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка изучаемая система представляется в виде набора взаимосвязанных функций; IDEF-1 – методология моделирования информационных потоков, позволяющая отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи; IDEF-1х – методология построения реляционных структур; IDEF-2 – методология динамического моделирования развития систем; IDEF-3 – методология документирования процессов, происходящих в системе, которые используются, к примеру, при исследовании технологических процессов. UML: Объектно-ориентированный анализ и проектирование – это построение объектно-ориентированных моделей бизнес-процессов с использованием языка UML (универсальный язык моделирования). На стадии анализа требований создается модель вариантов исполнения, она позволяет выделить внешние системы, контактирование с системой, основные процессы и их взаимосвязь. Диаграммы вариантов исполнения дают возможность выделить функциональную структуру, не вдаваясь в детали ее реализации. На стадии системного проектирования производится разработка архитектуры системы с помощью диаграмм развертывания. Они позволяют выделить вычислительные ресурсы, соединения между ними, спроектировать размещение отдельных процессов и компонент системы. Посредством этой диаграммы производится разделение программной системы на компоненты. на следующем этапе разрабатываются диаграммы классов, что позволяет произвести классификацию объектов, функционирующих в системе. Разработка диаграмм взаимодействия, в которой описывается модель взаимодействия объектов системы. CASE – средства проектирования ИС: 1. Computer Aided, Software Engineering BPWIN – поддерживает стандарты IDEF-0,1,3; 2. ERWIN - IDEF-1х; 3. Rashion Rose – поддерживает UML; 4. Microsoft Visio.
№30 Методы защиты информации
Безопасность ИС – защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, от попыток хищения информации, модификации или разрушения ее компонент. Угроза безопасности информации – событие или действие, которое может привести к искажению, несанкционированному использованию или разрушению информационных ресурсов системы, а также программных и аппаратных средств. Методы и средства обеспечения безопасности информации: 1. Физическое преграждение пути к защищаемой информации (к аппаратуре, посетителям); 2. Управление доступом информации: - идентификация пользователя; - авторизация (проверка полномочий); - регистрация обращения к защищенным ресурсам; - реагирование системы при попытках несанкционированных действий; 3. Механизм шифрования; 4. Регламентация, т. е. создание таких условий автоматизации, обработки, хранения и передачи информации, при которых нормой стандарта по защите выполняется в наибольшей мере; 5. Принуждение – метод защиты, при котором пользователь и персонал ИС вынуждены соблюдать правила обработки и передачи информации под угрозой ответственности; 6. Морально-этические средства защиты информации, включающие нормы поведения, складывающиеся в компании по мере развития ИС.
31. Понятие экспертной системы. История возникновения экспертных систем.
ЭС появились в результате
развития систем с
ЭС - это сложный программный
Наибольшее развитие ЭС в
Разработка ЭС началась в 60-х годах.
1)META-DENDRAL использовались в области химии;
2)MYGIN-EMYGIN TEIREIAS-PUFF-NEOMYGIN для диагностики больных;
3)PROSPECTOR-KAS
оценивает вероятность месторождения
нефти.
32.Проектирование ЭС. Задачи, к которым применимо использование ЭС.
В отличие от машинных
Критерии целесообразности применения ЭС:
-данные знания должны быть надежными и мало меняться с течением времени;
-решаемые
задачи должны быть
-задачи
не должны в значительной мере
зависеть от общечеловеческих
знаний или соображений
-должен быть по крайне мере 1 эксперт способный явно сформулировать свои знания и объяснить свои методы применения этих знаний для решения задач;
-в
процессе решения задачи
Случаи, в которых не рекомендуется использование ЭС:
-для математических задач, которые решаются путем процедурного анализа;
-для задач методы решения, которых отсутствуют.
Условие, свидетельствующие о необходимости разработки ЭС:
1)нехватка специалистов, имеющих возможность затратить значительное время для оказания помощи другим специалистам;
2)необходимость
привлечения количества
3)слишком
большое расхождение между
4)наличие
конкурентов имеющих
33. Структура ЭС.(СХЕМЫ НЕТ)
Пользователь - это специалист, предметной области для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.
Эксперт - специалист предметной области, способный систематизировать, организовать, и снабдить систему знаний.
Инженер по знаниям - специалист, выполняющий функции "посредника" между экспертами и системой.
Интерфейс пользователя - комплекс программ, реализовавших диалог пользователя с экспертной системой, как на стадии ввода информации, так и при получении результатов.
База знаний - это ядро экспертной системы, представляет собой совокупность знаний предметной области, записанную на машинный носитель в форме понятной эксперту и пользователю. База знаний предполагает возможность наращивания. Качество ЭС в целом определяется размером и качеством базы знаний.
Блок логического вывода - программа, моделирующая ход рассуждения эксперта на основании базы знаний.
Подсистема
объяснений - программа, позволяющая
пользователю получить ответы на вопросы:
"Как была получена эта программ или
иная рекомендация?" и "Почему
система приняла такое решение?"
34. Классификация ЭС.
1. По поколениям ЭС:
- ЭС 1-ого поколения:
*знаниями
системы являются только
*методы
представления знаний
-ЭС
2-ого поколения (партнерские)
умением обучаться и
2. По решаемым задачам:
-интерпретация данных
-диагностика
-проектирование
-прогнозирование
-планирование
-контрольное управление
-обучение.
3. По связям с реальным временем:
-статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых базы знаний не меняются во времени;
-квазидинамические
- интерпретируют ситуацию, которые
меняются с некотором
-динамические, работают в режиме реального времени, включая непрерывную интерпретацию поступающих системы данных.
4. По типу ЭВМ:
-ЭС
для уникальных стратегически
важных задач, решаемых на
-ЭС
для вычислительной системы
-ЭС для персональных ЭВМ.
5.По типу интеграции с другими программами:
-автономные
ЭС, работающие непосредственно
в режиме консультаций с
-гибридные
ЭС, комплексы агрегирующие
Примеры ЭС, используемых в экономике:
1.Flip Side - система логического программирования финансовой экспертизы, позволяет осуществить мониторинг РЦБ, состояние портфеля ЦБ, прогнозирование условий рынка.
2.Sple n dors - система управления портфелем цб
3.RAD - система для оптимизации структуры ЦБ и оценки финансовых рисков
4.RUNE
- ЭС по налогообложению
35. Экспертные методы для принятия решения
1.
Анкетирование - представляет собой
индивидуальный опрос
-вопросы об эксперте (объективные);
-вопросы по сути проблемы (открытые);
-дополнительные
вопросы для обоснования
2.
Интервьюирование - вопросы и ответы
проходят в живую, с
3. Мозговой штурм (5-7 человек) - генерируются все идеи, отсеиваются самые крайние, затем отдельное обсуждение оставшихся.
Информация о работе Шпаргалка по "Информационным системам в экономике"