Шпаргалка по "Информационным системам в экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:59, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Информационные системы в экономике".

Работа состоит из  1 файл

Лекции по информационным системам в экономике.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

   Технологии  проектирования ИС. Различают два класса технологий: 1. Каноническая технология; 2. Индустриальная технология: 2.1 Автоматизированное проектирование; 2.2 Типовое проектирование (ТП). Методы типового проектирования предполагают создание системы из готовых покупных элементов. ТП всегда требует адоптации к объекту.«+» - существенное сокращение затрат на проектировку и сроков разработки проекта.«-» - проблема адаптации и наращивание функциональности системы. Примеры пакетов программ, позволяющих организовать типовое проектное решение: 1. 1С-предприятие как система автоматизации бух. учета; 2. Проджект Эксперт для целей бизнес планирования; 3. Инек – для финансового анализа. Типовые модели могут строятся для различных отраслей и типов производства, при этом модель предприятия привязывается к типовой модели ИС.          

 

    №28 Стадии и этапы проектирования ИС

   Жизненный цикл ЭИС – совокупность этапов, которые проходит ЭИС в своем развитии от момента принятия решения о ее создании до прекращения функционирования. Этапы:

   1. Предпроектный включает в себя исследование и анализ системы управления компанией, выявляющее имеющихся информационных потребителей. Основная цель этапа – разработка требований к создаваемой ИС и к объекту, где она будет внядряться. На этом этапе должны решиться проблемы, связанные с с разработкой технического задания, плана мероприятий по подготовке объекта, включая подготовку персонала и финансирования. 2. Проектирование (логическое и техническое) – разработка в соответствии с сформулированными требованиями и выявленными информационными потребностями системной и функциональной архитектуры ЭИС. 3. Проектирование рабочее (физическое) включает создание и настройку программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала. 4. Внедрение опытное и промышленное, в ходе которого осуществляется комплексная отводка системы и обучение персонала. 5. Эксплуатация ЭИС – сопровождение, анализ работы системы, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации и расширение системы.

 

    №29 Современные средства проектирования ИС

   Два основных направления, позволяющих описать бизнес-процессы предприятия: 1. IDEF – структурный подход; 2. UML – объектно-ориентированный подход. IDEF: В 1989 году в США разработана система ICAM (Intograted Computer Aided Manufacturing). ICam DEFenition включает: 1. Функциональный блок (отображает функцию, задается глаголом); 2. Декомпозиция. IDEF-0 – это методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка изучаемая система представляется в виде набора взаимосвязанных функций; IDEF-1 – методология моделирования информационных потоков, позволяющая отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи; IDEF-1х – методология построения реляционных структур; IDEF-2 – методология динамического моделирования развития систем; IDEF-3 – методология документирования процессов, происходящих в системе, которые используются, к примеру, при исследовании технологических процессов. UML: Объектно-ориентированный анализ и проектирование – это построение объектно-ориентированных моделей бизнес-процессов с использованием языка UML (универсальный язык моделирования). На стадии анализа требований создается модель вариантов исполнения, она позволяет выделить внешние системы, контактирование с системой, основные процессы и их взаимосвязь. Диаграммы вариантов исполнения дают возможность выделить функциональную структуру, не вдаваясь в детали ее реализации. На стадии системного проектирования производится разработка архитектуры системы с помощью диаграмм развертывания. Они позволяют выделить вычислительные ресурсы, соединения между ними, спроектировать размещение отдельных процессов и компонент системы. Посредством этой диаграммы производится разделение программной системы на компоненты. на следующем этапе разрабатываются диаграммы классов, что позволяет произвести классификацию объектов, функционирующих в системе. Разработка диаграмм взаимодействия, в которой описывается модель взаимодействия объектов системы. CASE – средства проектирования ИС: 1. Computer Aided, Software Engineering BPWIN – поддерживает стандарты IDEF-0,1,3; 2. ERWIN - IDEF-1х; 3. Rashion Rose – поддерживает UML; 4. Microsoft Visio.                     

 

    №30 Методы защиты информации

   Безопасность  ИС – защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, от попыток хищения информации, модификации или разрушения ее компонент. Угроза безопасности информации – событие или действие, которое может привести к искажению, несанкционированному использованию или разрушению информационных ресурсов системы, а также программных и аппаратных средств. Методы и средства обеспечения безопасности информации: 1. Физическое преграждение пути к защищаемой информации (к аппаратуре, посетителям); 2. Управление доступом информации: - идентификация пользователя; - авторизация (проверка полномочий); - регистрация обращения к защищенным ресурсам; - реагирование системы при попытках несанкционированных действий; 3. Механизм шифрования; 4. Регламентация, т. е. создание таких условий автоматизации, обработки, хранения и передачи информации, при которых нормой стандарта по защите выполняется в наибольшей мере; 5. Принуждение – метод защиты, при котором пользователь и персонал ИС вынуждены соблюдать правила обработки и передачи информации под угрозой ответственности; 6. Морально-этические средства защиты информации, включающие нормы поведения, складывающиеся в компании по мере развития ИС.      

 

    31. Понятие экспертной  системы. История  возникновения экспертных  систем.

     ЭС появились в результате  развития систем с искусственным  интеллектом. Необходимость их создания была вызвана острой нехваткой специалистов-экспертов, которые смогла бы в любой момент квалифицировано отвечать на вопросы своей области знаний.

     ЭС - это сложный программный комплекс, аккумулирующий и тиражирующий  знания специалистов в конкретной предметной области и выполняющий функции эксперта при решении задач из этой области, консультируя менее квалифицированных пользователей.

     Наибольшее развитие ЭС в последнее  время получили: страхование, банковская  деятельность.

     Разработка ЭС началась в 60-х годах.

   1)META-DENDRAL использовались в области химии;

   2)MYGIN-EMYGIN TEIREIAS-PUFF-NEOMYGIN для диагностики больных;

   3)PROSPECTOR-KAS оценивает вероятность месторождения нефти. 

 

    32.Проектирование  ЭС. Задачи, к которым  применимо использование ЭС.

     В отличие от машинных программ, используемых процедурный анализ, ЭС решает задачи в узкой  предметной области на основе  дедуктивных рассуждений. Такие  системы часто оказываются способными  найти решение задач, которые  не структурированы, и плохо определены. Главным достоинством ЭС является возможность накопления, обновления знаний и сохранения их в течение длительного времени. При этом ЭС, обеспечивают независимость оценки от мнения специалистов, и позволяют повышать квалификацию специалистов компании, используя наилучшие проверенные решения.

   Критерии  целесообразности применения ЭС:

   -данные  знания должны быть надежными  и мало меняться с течением  времени;

   -решаемые  задачи должны быть узкоспециализированными,  а пространство возможных решений  должно быть относительно невелико;

   -задачи  не должны в значительной мере  зависеть от общечеловеческих  знаний или соображений здравого  смысла;

   -должен  быть по крайне мере 1 эксперт  способный явно сформулировать  свои знания и объяснить свои  методы применения этих знаний для решения задач;

   -в  процессе решения задачи должны  использоваться формальные рассуждения.

   Случаи, в которых не рекомендуется  использование ЭС:

   -для  математических задач, которые  решаются путем процедурного  анализа;

   -для  задач методы решения, которых  отсутствуют.

   Условие, свидетельствующие о необходимости разработки ЭС:

   1)нехватка  специалистов, имеющих возможность  затратить значительное время  для оказания помощи другим  специалистам;

   2)необходимость  привлечения количества специалистов  для решения небольшой задачи, поскольку ни 1 из них не обладает достаточными знаниями для решения ее самостоятельно;

   3)слишком  большое расхождение между решениями  самых квалифицированных и самых  неквалифицированных специалистов;

   4)наличие  конкурентов имеющих преимущество  в силу того, что они лучше справляются с поставленной задачей. 

 

    33. Структура ЭС.(СХЕМЫ  НЕТ)

   Пользователь - это специалист, предметной области для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.

   Эксперт - специалист предметной области, способный систематизировать, организовать, и снабдить систему знаний.

   Инженер по знаниям - специалист, выполняющий функции "посредника" между экспертами и системой.

   Интерфейс пользователя - комплекс программ, реализовавших диалог пользователя с экспертной системой, как на стадии ввода информации, так и при получении результатов.

   База  знаний - это ядро экспертной системы, представляет собой совокупность знаний предметной области, записанную на машинный носитель в форме понятной эксперту и пользователю. База знаний предполагает возможность наращивания. Качество ЭС в целом определяется размером и качеством базы знаний.

   Блок  логического вывода - программа, моделирующая ход рассуждения эксперта на основании базы знаний.

   Подсистема  объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: "Как была получена эта программ или иная рекомендация?"  и "Почему система приняла такое решение?" 

 

    34. Классификация  ЭС.

   1. По поколениям  ЭС:

   - ЭС 1-ого поколения:

   *знаниями  системы являются только знания  эксперта, опыт накопления знаний  не предусматривается;

   *методы  представления знаний позволяют  описывать только статическо-предметные  области;

   -ЭС 2-ого поколения (партнерские)  умением обучаться и развиваться, эти системы способны решать задачи динамической базой данных.

   2. По решаемым задачам:

   -интерпретация  данных

   -диагностика

   -проектирование

   -прогнозирование

   -планирование

   -контрольное  управление

   -обучение.

   3. По связям с  реальным временем:

   -статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых базы знаний не меняются во времени;

   -квазидинамические  - интерпретируют ситуацию, которые  меняются с некотором фиксированным  интервалом времени;

   -динамические, работают в режиме реального  времени, включая непрерывную интерпретацию поступающих системы данных.

   4. По типу ЭВМ:

   -ЭС  для уникальных стратегически  важных задач, решаемых на супер  ЭВМ;

   -ЭС  для вычислительной системы средней  производительности;

   -ЭС  для персональных ЭВМ.

   5.По  типу интеграции  с другими программами:

   -автономные  ЭС, работающие непосредственно  в режиме консультаций с пользователями;

   -гибридные  ЭС, комплексы агрегирующие стандартные  пакеты прикладных программ и  средства управления знаниями.

   Примеры ЭС, используемых в  экономике:

   1.Flip Side - система логического программирования финансовой экспертизы, позволяет осуществить мониторинг РЦБ, состояние портфеля ЦБ, прогнозирование условий рынка.

   2.Sple n dors - система управления портфелем цб

   3.RAD - система для оптимизации структуры ЦБ и оценки финансовых рисков

   4.RUNE - ЭС по налогообложению 

 

    35. Экспертные методы  для принятия решения

   1. Анкетирование - представляет собой  индивидуальный опрос экспертов,  вопросы которого делятся на 3 группы:

   -вопросы  об эксперте (объективные);

   -вопросы  по сути проблемы (открытые);

   -дополнительные  вопросы для обоснования некоторых  решений.

   2. Интервьюирование - вопросы и ответы  проходят в живую, с возможностью  выяснения некоторых моментов.

   3. Мозговой штурм (5-7 человек) - генерируются  все идеи, отсеиваются самые крайние, затем отдельное обсуждение оставшихся.

Информация о работе Шпаргалка по "Информационным системам в экономике"