Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:05, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Работа состоит из  1 файл

78 вопросов.docx

— 752.44 Кб (Скачать документ)

Экономисты считали, что  полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами  труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения  потребности в нем.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

 

TU = F (QA, QB, …, Qz),

 

кардиналистский ординалистский полезность потребительсктй

 

где TU - общая полезность данного набора благ; Q,A, Qв, Qz - объемы потребления благ А, В, Z в единицу времени.

 

 

33. Фирма (предприятие) как субъект микроэкономики и объект микроэкономического анализа. Теория фирмы.

 

Фирма занимает важнейшее  место в  институциональной  структуре  рыночной экономики.

   Институциональная  структура рыночной системы включает  такие  институты, как рынок  и фирма. Фирма нуждается в  объективном контроле со стороны  рынка. Но и рынок нуждается  в фирмах, так как только  организация   производства  в виде фирм может  дать необходимый результат для  развития рыночной экономики.  Существование  рынка  и   фирмы  есть  сосуществование   в  единой   рыночной экономике  двух типов отношений; традиционно  рыночных  и  альтернативных  им внутрифирменных  отношений,  которые  Р.  Коуз   трактует   как   отношения сознательного регулирования производства,  отношения   координации,   для эффективности которых большое значение  имеют нерыночные  методы  и формы (приказы, личное  доверие,  внутрифирменные правила,  традиции,  моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных  отношений Р.  Коуз  выводит из законов рыночной  экономики:  соотношение рыночных  и нерыночных  связей определяется   движением    (сокращением    или    увеличением)    рыночных трансакционных издержек,

Поведение  фирм  на  рынке  имеет  большое  значение  для  других  групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение  поведения фирм  является  необходимым  условием  выработки  экономическими   агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне.

Современная фирма – это  сложный многоотраслевой  комплекс  промышленных, торговых и финансовых предприятий национального  и  международного  уровня. Главное  в  нынешней  фирме  –  ее  кадровая  компонента:  предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их  мастерством,  профессионализмом, компетентностью,   инновационным   потенциалом,   конкурентной    энергией, управленческими  новациями,   опирающимися   на   конкретную   материально- техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива.

ТЕОРИЯ ФИРМЫ— теория поведения фирмы в различных условиях (принципы и мотивы принятия решений о ценах, о выпуске продукции и ценных бумаг, инвестициях, организационной структуре, приобретении других фирм и слиянии с ними и т. д.). Строго говоря, на Западе существует несколько теорий фирм исходящих из идеологии тех или иных современных социально-экономических учений. В частности, разные Теории по-разному рассматривают вопросы разделения власти и ответственности в фирмах и корпорациях между владельцами (держателями акций) и управляющими. Напр., выделяются течения т. н. капитализма корпораций и капитализма управляющих. Последнее (ее наиболее ярким представителем является известный экономист Дж. Гелбрейт) в свою очередь породило несколько Теории фирмы (их называют менеджеристскими), доказывающих, что в крупных корпорациях в условиях несовершенного рынка управляющие (менеджеры) более не руководствуются критерием максимизации прибыли, как это было прежде. Выдвигаются альтернативные критерии: максимизации оборота, роста размеров (стоимости) фирмы, ее престижа и т. д. Другие, более “традиционные” Теории фирмы исходят из критерия максимизации прибыли и соответственно основывают принципы принятия решений фирмы на предельном анализе. Институциональные Теории уделяют главное внимание институтам, складывающимся на фирме и вокруг нее как факторам принятия решений.

 

34. Производство и производственная функция. Графическое отображение производственной функции.

 

 

Охарактеризовав производственные факторы, перейдем к анализу непосредственного  процесса производства. Производство -- это процесс взаимодействия труда, капитала, природных факторов и предпринимательских способностей в целях создания продукта: товаров и услуг.

Способ, которым соединяются  факторы, определяется технологией. Производство как технологический процесс -- это превращение одних благ (ресурсов) в другие (конечные блага: товары и услуги). Улучшение технологий происходит в процессе применений новейших научных технических достижений для совершенствования производства. Более совершенная технология позволяет создавать новые виды продукции, а значит решить проблему насыщения потребительского рынка товарами и услугами повышенного спроса. Вместе с тем создание и применение новейших технологий ведет к росту производительности труда работников, сокращению издержек на единицу продукции и повышению экономической результативности производства.

Для производства продукции  необходимо соединение всех факторов производства, и ни один из них в  отдельности не способен создать  продукт и принести доход. Невозможно точно определить, насколько продукт  обязан своим созданием тому или  иному фактору производства. Они  постоянно взаимодействуют, дополняют, а иногда и заменяют друг друга.

В случае конкретного производства предпринимателя всегда интересует вопрос, каким будет выход продукции, если в этом процессе участвует заданное количество факторов. На определенном этапе развития техники и производительности труда при заданном количестве факторов может быть достигнут максимум выпускаемой продукции. Зависимость между количеством задействованных факторов производства и объемом выпускаемой продукции выражает производственная функция. Производственная функция показывает соотношение между совокупными затратами производства (количеством производственных факторов) и максимальным выпуском продукции, производимым этим набором факторов. Производственная функция определяется для данной (неизменной) технологии. Если последняя меняется, то возникает другая комбинация факторов, которая выражается в другой производственной функции. Производственная функция может использоваться как для определения оптимального объема выпуска продукции, так и для определения наименьшего количества затрат, необходимого для производства данного объема товаров.

 

Если набор факторов производства представляет собой затраты труда (L), капитала (K), природных факторов (N), а объем продукта (Q), то производственная функция будет иметь вид: Q = F (L,K,N…).Она  может иметь линейный или степенной  вид. Наиболее распространенным видом  производственной функции является функция Кобба-Дугласа:

 

Q = A*Ka*Lв,

 

где а и в -- степени задействованности соответственно капитала и труда. В этой функции используются два основных фактора: капитал и труд. Она выступает в качестве двухфакторной модели.

 

Производственная функция  обладает следующими свойствами:

 

1)отражает определенную  технологию,

 

2)не допускает неэффективной  комбинации факторов,

 

3)все точки производственной  функции показывают максимальное  количество продукции при каждом  наборе факторов,

 

4)определяет предел для  увеличения объема производства, который может быть достигнут увеличением количества одного фактора производства.

 

5)иллюстрирует взаимную  дополняемость и взаимозаменяемость факторов для поддержания неизменного объема выпуска. Значение производственной функции состоит в том, что она показывает существование альтернативных возможностей, при которых различное сочетание факторов обеспечивает один и тот же объем выпуска продукции.

 

35. Понятие издержек производства. Издержки экономические и издержки финансово-бухгалтерского учёта.

 

Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом  и практическое планах, как на уровне общественного производства, так и в макроэкономике в отечественной и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных денежных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль.

 

Виды затрат предприятия

 

Понятие затрат предприятия  существенно различается в зависимости  от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в  процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и  практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования.

По воспроизведенному  признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:

 1.затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;

 2. затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;

3. затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.

 

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.

Наиболее общее понятие  издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты  на вводимые факторы или экономические  ресурсы. Все издержки принимаются  как альтернативные (или вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем  варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.

Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки. Отсюда:

Понятие «экономические»  издержки является общепринятым; бухгалтерские  – исчисляются на практике: при  подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п

 

 

 

36. Издержки предприятия (фирмы) в краткосрочном периоде: классификация, динамика и графическое отображение.

 

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.

В странах с развитыми  рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический.

Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).

Однако для принятия решений  о целесообразности продолжения  деятельности своего предприятия владельцы  должны учитывать экономические  издержки.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"