Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:05, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Работа состоит из  1 файл

78 вопросов.docx

— 752.44 Кб (Скачать документ)

Первым условием (предпосылкой) возникновения рыночной экономики является общественное разделение труда и специализация или, другими словами, техническая обособленность участников хозяйственной деятельности. Она свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой.

Вторым необходимым условием возникновения рыночной экономики является экономическая обособленность субъектов хозяйственной деятельности, которая может существовать лишь тогда, когда все они независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить; сколько, кому и по какой цене продавать.

 условием эффективного функционирования рыночного хозяйства является самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

 

Рынок выполняет  следующие функции: интеграционную, информационную, регулирующую, посредническую, ценообразующую, санирующую. Рассмотрим их подробнее.

Первая функция рынка  – интеграционная – состоит в  том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (тем самым  производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс  активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а  сфера потребления окажется без  благ, удовлетворяющих потребности  людей.

Вторая функция – информационная. Она заключается в том, что  через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки за кредит рынок  дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров  и услуг, которые поставляются на рынок.

Третья функция – регулирующая. Она связана с воздействием рынка  на все сферы экономики и прежде всего на производство.

Четвертая функция – посредническая – проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей).

Пятая функция – ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат.

Шестая функция – санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Ей присуще социально-имущественное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает “зеленый свет” более предприимчивым и эффективным.

 

 

 

22. Характеристика рынков в зависимости от объектов купли-продажи.

 

Рынок в одном важном отношении  прямо противоположен натуральному хозяйству. Как мы знаем, в натуральном  хозяйстве создаваемые продукты поступали в распределение, которое  зачастую не предоставляло потребителю  возможность выбирать по его желанию  те или иные блага. В отличие от этого жесткого порядка рынок в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.

В зависимости  от объектов купли-продажи рынки  различаются: а) рынок товаров: б) рынок  услуг; в) рынок капиталов; г) рынок  труда; д) рынок информации (научно-технических  разработок).

На рынке  потребительских товаров происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя — домашние хозяйства. Иногда на таком рынке покупателями могут быть предприятия, фирмы, государственные организации, приобретающие, например, машины, бытовую технику, канцелярские товары и т. д.

В зависимости от объектов продаж такой товарный рынок подразделяется на рынок продовольственных товаров и промышленных товаров. Рынок продовольственных товаров, или продовольственный рынок, как ясно из названия, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия. На этом рынке торгуют всем, чем питаются люди и животные, а также товарами, из которых приготавливается пища. С определенной степенью условности к рынку продовольственных товаров относят продажу табачных и винно-водочных изделий. Рынок продовольственных товаров может в свою очередь делиться на разные рынки: мясной, молочный, хлебный, рыбный, овощной.

Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских  товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, предметы хозяйственного обихода, мебель, культтовары, книги и письменные принадлежности, лекарства, отдельные виды строительных материалов, транспортные средства личного и семейного пользования и другие товары аналогичного назначения. Рынок промышленных товаров, как и потребительский рынок, в целом можно подразделить на огромное количество рынков товаров по отраслевому признаку.

Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Наряду с перечисленными этот рынок включает множество других работ и услуг для населения.

Рынок земли, природных богатств, полезных ископаемых в российской экономике находится в стадии формирования, и его становление сопряжено с огромными трудностями. Земля и другие природные ресурсы в советской экономике вообще не рассматривались как объект купли-продажи, товарно-денежных отношений.

Рынок рабочей силы —  это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих  трудовых возможностей и свободный  наем работников. Такой рынок корректнее называть рынком труда и рабочих  мест. Обладатель рабочей силы, то есть способностей к труду, использует на рынке труда право продажи  рабочей силы по рыночной цене с  закреплением акта купли-продажи в  трудовом контракте между нанимателем  и наемным работником. В наиболее явной форме рынок рабочей  силы проявляется в виде бирж труда.

 

 

 

23. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Виды

рынков несовершенной  конкуренции.

 

Для рынка совершенной  конкуренции свойственны следующие  черты:

1. Многочисленность субъектов  рынка, характеризующихся малыми  размерами деятельности, небольшими  объемами спроса и предложения  и имеющими небольшую долю  на рынке.

2. На рынке производится  и обращается однородная (стандартизированная)  продукция. Продукты разных предприятий  совершенно взаимозаменяемы. В этих условиях ни один покупатель не будет платить фирме цену большую, чем он заплатит её конкурентам. Субъекты имеют полную информацию о рыночной ситуации и по своему усмотрению выбирают контрагента.

3. Субъекты рынка не  в состоянии оказывать влияние  на рыночную цену. Каждая фирма  производит настолько небольшую  часть от общего объёма производства  определенной продукции, что увеличение  или снижение выпуска данной  фирмой не будет оказывать  влияние на общее предложение  или цену продукта. Поведение  каждого субъекта спроса на  данном рынке также не повлияет  на параметры рыночной цены  в силу малой доли в общих  масштабах рыночного спроса.

Рынок несовершенной  конкуренции характеризуется, как правило, следующими чертами:

- функционирует одна  или небольшое количество по  преимуществу крупных фирм;

- существуют значительные  ограничения для входа на рынок  и выхода с него; эти ограничения  возникают либо из-за необходимости  иметь большие размеры капиталов,  либо из-за отсутствия информации  о том, как изготовить определенный  товар, и отсутствия необходимой  технологии для его производства;

- фирмы, функционирующие  на этом рынке, могут оказывать  существенное влияние на рыночное  предложение и/или на рыночный  спрос, а следовательно, и на условия продаж, в том числе манипулируя объемами производства и диктуя цены на рынке;

- в силу узкого круга  функционирующих субъектов продавцы  очень строго следят за поведением  своих конкурентов и могут  вступать в сговор с ними.

Выделяют три модели рынка  несовершенной конкуренции : чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия

 

24. Рыночный механизм: сущность и структурные элементы.

 

Рыночный механизм – это  механизм формирования цен и распределения  ресурсов, взаимодействия субъектов  рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного  механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов  рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических  и потенциальных покупателей  товаров. Спрос можно рассматривать  как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая  подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно  иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют  не только желание, но и возможность  заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось  в наличии.

Нередко спросом называют то количество товара, которое будет  куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места  и времени.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать  различные виды:

Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой  потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").

Нерациональный – спрос  на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).

Отрицательный – спрос, когда  большая часть рынка недолюбливает  товар или услугу (прививки, медицинские  операции).

Скрытый – спрос, возникающий  тогда, когда многие потребители  испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так  как товаров и услуг на рынке  недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

Падающий спрос – явление  постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).  Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

 

Рыночный механизм позволяет  удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие  потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся  блага и услуги коллективного  пользования, которые в экономической  науке называются общественными  товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное  управление и т.д.). Вместе с тем  в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

 

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров. Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.  Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова).

 

Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"