Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 03:26, шпаргалка

Описание

Понятие «Мировое хозяйство».
Мировое хозяйство — сложный экономический организм. Оно не возникло сразу в готовом виде, а прошло длительный период становления и развития.
В настоящее время в учебной и научной литературе существует множество подходов к раскрытию сущности мирового хозяйства.
Подходы:
Мировое хозяйство – совокупность национальных экономик, находящихся в тесном взаимодействии и взаимозависимости.
Мировое хозяйство (или МЭ) охватывает систему международных экономических взаимоотношений, органично и универсально связывающих национальные хозяйства в единое целое.
Мировая экономика – это совокупность национальных экономик стран и связывающие их международные отношения, что можно выразить следующей формулой:
экзамену по международной экономике

Работа состоит из  1 файл

межд экон-ка.doc

— 335.00 Кб (Скачать документ)

Мировой рынок формирует  экспортные и импортные потоки различных  товаров и услуг, циркулирующих  между странами. В мировом масштабе движение товаров и услуг наталкивается  на таможенные границы государств, что является фактором, препятствующим свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны-участницы международной торговли регулируют внешнеторговые связи путем использования тарифных и нетарифных инструментов.

Мировой рынок  имеет отличия от национальных рынков, которые состоят в том, что:

- некоторые товары, участвующие в обращении внутри стран, могут не выходить на мировой рынок;

- движение товаров на национальном рынке обусловлено экономическими факторами, то есть производственными связями между предприятиями и другими организациями, а на мировой рынок огромное влияние оказывает внешнеэкономическая политика государств. Например, на пути иностранных товаров государство нередко воздвигает высокие таможенные барьеры, а при движении национальных товаров между своими областями, провинциями, штатами оно этого не делает;

- на мировом рынке существует особая система цен – мировые цены.

В настоящее время, на мировом рынке лидирующие позиции  занимают ТНК, поддерживаемые национальными  правительствами или интеграционными группировками, как это делается в Евросоюзе. Именно эти участники международных экономических отношений определяют цены на товары и услуги.

Наряду с обычными экспортно-импортными операциями, то есть торговыми контрактами между продавцами и покупателями, на мировом рынке распространена практика организации сбыта и покупки товаров на биржах, аукционах и торгах.

Биржа – организационная форма оптовой, в том числе международной, торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).

Международный аукцион – это способ продажи отдельных партий товаров, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому из присутствующих покупателей, который предложил наивысшую цену. На международных аукционах продаются пушнина, немытая шерсть, табак, чай, предметы антиквариата, скаковые лошади и т.д. Международные аукционы располагаются в таких городах, как Лондон, Нью-Йорк, Амстердам, Калькутта, Коломбо и др.

Торги – форма торговли, при которой покупатель машин, транспорта или оборудования объявляет о своем намерении закупить продукцию или выдать заказ на строительство и приглашает фирмы, желающие предложить свои товары или услуги, представить к объявленному сроку свои предложения, из которых покупатель выбирает наиболее выгодное.

 

22. Сущность международной  торговли, основные формы и показатели  МТ.

Международная торговля за время своего существования прошла сложный путь эволюции от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.

Под международной (мировой) торговлей понимается совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это торговля какой-либо страны с другими странами мира. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятым странам.

Международная торговля находит свое конкретное проявление в двух своих основных формах: экспорте и импорте.

Экспорт представляет собой вывоз товаров и услуг для реализации на внешнем рынке. Экспортироваться из страны могут как товары, произведенные непосредственно в ней, так и ранее ввезенные из-за границы. Во втором случае имеет место так называемый реэкспорт – перепродажа на внешних рынках товаров без какой-либо дополнительной их обработки.

Импорт - ввоз товаров и услуг для реализации их на внутреннем рынке. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой. Обратный ввоз ранее экспортированных за границу отечественных товаров, не подвергнувшихся там дополнительной переработке, называется реимпортом. Импорт подвержен государственному регулированию в большей степени, чем экспорт.

Для характеристики уровня и динамики внешней торговли той  или иной страны используется ряд  количественных показателей. Важнейшими из них являются:  размеры внешнеторгового оборота (суммы экспорта и импорта); состояние торгового баланса, представляющего собой разницу между экспортом страны и ее импортом. Если экспорт превышает импорт, то тогда образуется «положительное сальдо торгового баланса», в противном случае имеет место «отрицательное сальдо торгового баланса», экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта); объем экспорта на душу населения.

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах фоб (FOB – Free on Board), которые учитывают затраты продавца по доставке и погрузке товаров на борт судна или в вагон железной дороги.

Учет импортных поставок осуществляется в ценах сиф (CIF – Cost, Insurance, Fright), которые учитывают расходы покупателя на транспортировку до порта (до станции) назначения, на страхование товаров и услуг, связанных с их сохранностью и движением, а также фрахт, то есть аренду судов (вагонов).

 

23. Географическая и товарная  структура МТ.

Различают географическую и товарную структуры международной торговли.

Структура международной  торговли по группам стран в течение последних 2-3 десятилетий оставалась практически неизменной:

- развитые страны с рыночной экономикой сохраняли долю в мировом экспорте в пределах 70-76%;

- развивающиеся страны – в интервале 20-24%;

- доля стран с переходной экономикой (бывшие социалистические страны) не превышала 5-10%.

В товарной структуре  международной торговли в зависимости  от специфики объекта купли-продажи выделяют:

торговлю товарами, которая  в свою очередь дифференцируется на:

    1. обмен готовой продукцией;
    2. обмен сырьем;
    3. торговлю услугами;
    4. торговлю технологиями.

Международная торговля товарами является основной и до сих  пор важнейшей формой международных экономических отношений. В конце XX в. 1/4 мирового товарооборота приходилось на торговлю продовольствием, сырьем и топливом, 3/4 – на торговлю продукцией обрабатывающей промышленности.

Наиболее заметной тенденцией в международной торговле последнего десятилетия был опережающий  рост торговли готовыми промышленными  изделиями, а внутри этой группы увеличивался обмен машинами и оборудованием, средствами связи, электро- и электронной техникой, компьютерами. Еще быстрее росла торговля комплектующими узлами и полуфабрикатами в рамках производственной кооперации по каналам ТНК. Вместе с тем доля сельскохозяйственных товаров и продукции добывающей промышленности в мировом экспорте снизилась.

В течение последних  десятилетий темпы роста международной  торговли товарами в полтора – два раза отставали от торговли услугами, которая за 90-е гг. выросла более чем в 2 раза, с 853,0 млрд долларов до 1,8 трлн. долларов.

Наибольший удельный вес в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. первенствj в сфере иностранного туризма удерживают США, за ними следуют Великобритания, Франция, Италия, Швейцария. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, Великобритании, ФРГ и Норвегии.

Частью международной  торговли стала электронная торговля, сформировавшаяся в середине 90-х гг. после появления Интернета.

В настоящее время  с помощью Интернета осуществляются коммерческие сделки и циркулирует информация, интересующая как продавцов, так и покупателей. Интернет активно применяется при предоставлении юридических, бухгалтерских, рекламных, информационно-консультационных и некоторых других услуг. Для потребителей и поставщиков транспортных услуг открыты специальные порталы, позволяющие заключать сделки, получать и отправлять документы, оплачивать транспортные операции.

Широкое использование  средств электронной торговли обусловлено  снижением издержек обращения, а также сроков осуществления внешнеторговых операций. В долгосрочной перспективе электронная торговля ведет к снижению транспортных расходов, более рациональному использованию ресурсов и повышению конкурентоспособности компаний.

 

24. Ценообразование на мировом рынке.

Международной торговле присуща множественность цен.

Мировые цены охватывают совокупность цен, действующих на мировых рынках.

В качестве цены мирового рынка принимаются цены крупных систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в основных центрах международной торговли экспортерами и импортерами соответствующих товаров на условиях платежа в свободно конвертируемой валюте.

Мировые цены выполняют в международной экономике  важные функции. Перечислим основные:

  1. индикативная, которая дает возможность оценить экономическую ситуацию в конкретный момент времени (иначе говоря – конъюнктуру рынка);
  2. коммуникативная, связывающая субъекты мирового рынка;
  3. стимулирующая, способствующая изменению торговой политики государств и международных корпораций;
  4. санирующая, «очищающая» мировой рынок экономически неэффективных производств.

Виды мировых  цен разнообразны: это цены продавца (экспортера) и покупателя (импортера), справочные цены, биржевые цены, цены аукционов, цены фактических сделок и контрактов, цены статистики внешней торговли и др.

Мировые цены для сырьевых расчетов обычно формируются на крупнейших биржах, которые являются центрами мировой торговли. Это, к примеру, Лондонская биржа металлов, Лондонская нефтяная биржа, зерновая биржа в Канзас-сити и т.д.

Мировые рынки сложнотехнической  продукции характеризуются неоднородностью и быстрой обновляемостью реализуемых товаров. В этом случае мировые цены устанавливают ведущие фирмы-экспортеры, такие, как «Форд», «Тойота», «Ниссан», «БМВ» и др.

На практике мировые цены обычно устанавливаются на уровне ниже цен внутреннего рынка, что объясняется рядом причин:

- поставки на мировой рынок осуществляют обычно наиболее конкурентоспособные компании, обладающие передовыми технологиями, имеющие высокий технический уровень и организацию производства, а значит и относительно низкие затраты;

- в мировой торговле имеет место более жесткая, чем на внутренних рынках, конкуренция, оказывающая понижательное воздействие на цены;

- большие объемы международной торговли обуславливают более широкое использование скидок с цен;

- страны используют различные формы стимулирования экспорта.

Отметим, что производители  с более низкими в масштабах  национального хозяйства затратами, переориентируются с внутреннего рынка на мировой. А на внутреннем рынке остаются производители с более высокими затратами. Такая тенденция характерна для стран вне зависимости от уровня их развития.

 

 

25. Формирование мирового  рынка услуг и его структура.

В настоящее время, как уже отмечалось интенсивно развивается рынок услуг. Всемирный Банк делит услуги по критерию движения дохода на две большие группы: факторные и нефакторные.

Факторные услуги охватывают платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (капитала и рабочей силы). Нефакторные – остальные виды услуг. К ним относится: транспортные, путешествия и пр.

Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые, в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов:

  1. коммерческие услуги;
  2. услуги почты и связи;
  3. строительные услуги;
  4. торговые услуги;
  5. услуги в сфере образования;
  6. услуги по охране окружающей среды;
  7. услуги в области финансового посредничества;
  8. услуги в области здравоохранения и социальной области;
  9. услуги, связанные с туризмом;
  10. услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий;
  11. услуги транспорта;
  12. прочие, никуда не включенные услуги.

В условиях высокой степени  насыщения мирового рынка товарами и ужесточения на нем конкуренции  важное значение приобретают услуги, оказываемые сектору бизнеса: инжиниринг, консалтинг, франчайзинг и др.

Инжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по строительству предприятий и объектов.

Консалтинг – это процесс предоставления клиенту необходимых для осуществления профессиональной деятельности особых знаний, навыков и опыта.

Франчайзинг охватывает систему отношений по передаче или продаже лицензий на технологию и товарный знак.

В настоящее время  в сфере услуг развитых стран  производится более 60-70% ВВП, занятость в них достигает или превышает половину экономически активного населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"