Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика".
С типами и формами собственности связаны и определенные формы организации бизнеса. При этом можно выделить четыре основных вида деловых предприятий: индивидуальные (или единоличные) предприятия, товарищества (или партнерства), акционерные общества и унитарные предприятия.
1. Индивидуальное предприятие - это бизнес одного человека (или семьи), единоличного частного собственника. Такие предприятия отличаются очень высокими стимулами к эффективной работе, большой свободой действий и гибкостью. Они широко распространены в торговле, фермерстве, кустарном промысле и сфере услуг. Недостатками единоличного бизнеса являются стес-ненность в финансах и высокий риск, поскольку здесь имеет место неограниченная ответственность бизнесмена.
2. Товарищество (партнерство) - это предприятие двух или более собственников, объединившихся на паях для совместного бизнеса. Подобные предприятия имеют большие финансовые возможности, -меньший риск, но и меньшую гибкость (требуется согласование интересов партнеров). Что касается экономической ответственности, то по ней различают: а) ПОЛНЫЕ товарищества - с неограниченной ответственностью; б) СМЕШАННЫЕ, или так называемые товарищества на вере (коммандитные1), в которых один или несколько участников (полных товарищей) ответственны неограниченно, а остальные (пассивные участники-вкладчики, или коммандитисты) только своими вкладами; в) общества с ОГРАНЙЧЕННОЙ ответственностью. Наиболее типичные сферы действия партнерских предприятий - сельское хозяйство, торговля и общепит, услуги (юристов, врачей, бухгалтеров, преподавателей), строительство и т. д.
3. Акционерное общество (АО), или корпорация, - это такое крупное предприятие, капитал которого образуется путем объединения многих индивидуальных капиталов через продажу акций. При этом различают: 1) закрытые АО - с продажей акций только учредителям или определенному кругу лиц и 2) открытые АО - со свободной продажей и покупкой акций.
4. Унитарное предприятие - это государственное или муниципальное предприятие, неделимое (унитарное) имущество которого является общественной собственностью (т. е. собственностью государства или соответствующего муниципалитета).
10. Закон спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Особенность их графического отображения.
Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает спрос. Эта обратная связь между ценой и спросом может быть выражена графически.
График спроса показывает зависимость между различными уровнями цены условного товара и соответствующим количеством покупаемой продукции. Так, точка С1 говорит о том, что при столь высокой цене (5 д. ед.) данный товар доступен лишь небольшому кругу потребителей и его продажа ограничивается 10 товарными единицами (т. е.) в неделю. Остальные точки на кривой спроса – С2, С3, С4, С5 – демонстрируют последовательное изменение величин спроса: по мере снижения цены спроса увеличивается, так как товар становится по карману все более широкому кругу людей.
Неценовые факторы рыночного спроса.
Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе все более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристское снаряжение.
Изменение числа покупателей. Так, сокращение рождаемости в стране снизил спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей.
Изменение доходов потребителей. рост реальных доходов означает увеличение спроса и наоборот.
Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными называют следующие два вида товаров:
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ товары. Это пары или группы товаров, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин, и т. п.).
ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ товары. Они представляют собой «неразлучные» товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно. Это, скажем, автомобили и бензин, кварцевые часы и батарейки к ним и т. п.
Изменения в ожиданиях потребителей.
Степень удовлетворения потребителей населения в данном товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос.
11. Закон предложения и неценовые факторы рыночного предложения. Особенность их графического отображения.
Основной определяющий фактор предложения – цена. Однако ее воздействие на предложение (в отличие от спроса) является ПРЯМЫМ, а не обратным.
Закон предложения состоит в том, что с повышением цен (при прочих равных условиях) соответственно возрастает и величина предложения, так как растущие цены заинтересовывают производителей (продавцов) в увеличении производства и продажи продукции. И наоборот, падение цен сокращает и товарное предложение. Эта прямая зависимость предложения от цены тоже может быть проиллюстрирована графически.
Неценовые факторы рыночного предложения.
Изменение цен на ресурсы. К примеру, снижение цен на семена и удобрения уменьшит затраты на производство пшеницы и сделает его более выгодным. В результате предложение пшеницы возрастет.
Изменение технологий. Например, технологическое совершенствование выращивания пшеницы тоже снижает ее себестоимость и увеличивает ее предложение.
Изменение налогов и субсидий. Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому их повышение (скажем, на сигареты) сокращает предложение продукции. Субсидии же считаются как бы «налогом наоборот» и, следовательно, сокращают издержки, стимулируя увеличение предложения.
Изменение цен на другие товары. Так, снижение цен на гречиху может побудить фермеров увеличить производство и предложение кукурузы.
Погодные условия. Они имеют огромное значение прежде всего в сельском хозяйстве. Скажем, благоприятная погода дает возможность собирать небывалые урожаи и увеличивать предложение продукции.
Изменение числа производителей. К примеру, открытие в стране все новых и новых мини-пекарен позволяет значительно увеличить и разнообразить предложение хлебобулочных изделий.
12. Ценовая эластичность спроса и предложения и их виды. Коэффициент эластичности.
Эластичность спроса и предложения – это их способность гибко изменяться под влиянием определяющих их факторов. Поскольку главный из этих факторов – цена, то мы рассматриваем именно ЦЕНОВУЮ эластичность спроса и предложения.
Она изменяет степень реакции (или чувствительности) потребителей к изменениям цены. В зависимости от этой степени условно различают спрос эластичный и неэластичный. ЭЛАСТИЧНЫМ называют такой спрос на товар, который изменяется в большей степени, чем цена этого товара. И наоборот, когда изменение спроса происходит в меньшей степени, чем изменение цены данного товара, имеет место НЕЭЛАСТИЧНЫЙ спрос. Численно степень чувствительности спроса к изменениям цены выражает коэффициент эластичности (Е), определяемый по формуле:
Е =
Случай, когда изменение цены и последующее изменение спроса оказываются равным, называется ЕДИНИЧНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ.
Наибольшей неэластичностью отличаются предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье). Люди не могут обходиться без них, поэтому, скажем, подорожание этих товаров не ведет к существенному сокращению их потребления. С другой стороны, спрос на предметы роскоши, напротив, отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения нетрудно и отказаться.
Выделяют следующие виды ценовой эластичности спроса:
1.Эластичный спрос - /Еd/>1 При повышении цены на предметы роскоши (например, хрусталь) спрос на них снижается значительно и общая выручка падает.
2.Единичная эластичность - /Еd/=1 При повышении цены на товары не первой необходимости (пирожные) спрос на них уменьшается пропорционально, и общая выручка остается неизменной.
3.Неэластичный спрос - /Еd/<1 При повышении цены на товары первой необходимости (например, хлеб) спрос на них снижается незначительно и общая выручка повышается.
4.Абсолютно неэластичный спрос - /Еd/=0 При любом изменении цены спрос не меняется, т.е. приобретается одно и тоже количество продукции. Графически это может быть представлено в виде вертикальной линии.
Еab= 0 Продукты а и b – независимые друг от друга товары.
13. Возникновение, сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения и уравнение Фишера.
Исторический процесс развития товарного производства на определен ном этапе привел к возникновению денег.
Можно выделить четыре этапа исторического процесса развития обмена и форм стоимости, приведших к возникновению денег.
1. На раннем этапе развития товарного производства обмен носил случайный характер. При этом излишки продуктов, появившиеся у одной общины, при случайной встрече общин могли быть обменяны на излишки продуктов, оказавшиеся у другой общины.
2. С развитием общественного разделения труда, специализацией производителей в определенном направлении производство "излишков продукта" превращается из случайного в регулярное явление.
3. Дальнейшее развитие общественного разделения труда приводит к выделению в регионах наиболее распространенных, специфических для данной местности товаров, на которые можно было обменять все остальные товары и которые являлись основой для обмена их на нужные товары. Появляется так называемая всеобщая форма стоимости.
4. В ходе дальнейшего развития общественного прогресса из товарного мира выделяется особый, специфический товар, для всего товарного мира выполняющий роль всеобщего эквивалента. В силу своих специфических свойств: сохраняемости, делимостии, портативности, высокой стоимости при малом весе в качестве такого товара выступили золото и серебро. Закрепление за ними роли всеобщего эквивалента сделало их деньгами.
Деньги – это товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, который выполняет следующие функции:
Функция меры стоимости состоит в том, что с помощью денег выражается стоимость товара и образуется его цена.
Функция средства обращения проявляется, когда деньги выступают как посредник в обмене товаров по формуле Т – Д – Т.
Функция средства платежа близка к предыдущей, так как, в конечном счете, она тоже связана с обменом товарами и услугами. Но в отличие от функции обращения она не предполагает непосредственного обмена денег на товар.
Функция средство накопления чаще всего «вклинивается» между продажей и отложенной куплей товаров, когда деньги сберегаются у предприятий, частных лиц, в государственной казне.
Полноценные деньги – это действительные деньги, в роли которых выступал сам денежный товар, имеющий собственную стоимость совподающую с номинальной.
Неполноценные деньги – это заместители полноценных денег, денежные знаки, собственная стоимость которых незначительна и, как правило, не соответствует их номиналу.
Основными видами неполноценных денег являются:
1. Бумажные деньги – бумажные денежные знаки;
2. Биллонные монеты, или биллоны – металлические денежные знаки в виде монет из недрагоценных металлов (низкопробного серебра, никеля, меди и т. д.);
3. Кредитные деньги, охватывающие векселя, чеки, кредитные карточки и другие подобные формы.
Из функций денег как средства обращения и платежа следует важный вывод: деньги (тем более неполноценные) нужны не сами по себе, а для обеспечения обмена товарами (товарами и услугами) между людьми. А это значит, что в экономике необходимо соблюдение примерного равенства между товарной и денежной массами. В этом заключается главный смысл закона денежного обращения: количество денег в обращении должно соответствовать сумме цен всех реализуемых товаров. Нарушение данного закона отрицательно сказывается на всей экономике. В частности, избыток денег вызывает их обесценение – инфляцию.
Эти требования математически выражает так называемое уравнение обмена американского экономиста Ирвинга Фишера (1867 – 1947). Из формылы и вывода из нее следует, что обращающаяся в стране денежная масса (М) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки обслуживают товарообмен несколько раз (V) в год.
M*V = P*Q? откуда M = (P*Q)/V, где
M – денежная масса (предложение денег),
V – скорость обращения денег (среднее число оборотов в год),
P – средняя цена единицы продукции (товаров и услуг),
Q - общий объем произведенной за год продукции.
14. Товар как экономическая категория. Экономические свойства товара. Стоимость и цена товара. Полезность товара. Закон равных предельных полезностей.