Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика".
Прибыль – это разница между доходами и расходами.
Выделяют четыре пути распределения прибыли:
1. Уравнительное – когда все члены общества получают равные доходы.
2. Рыночное – предполагает, что каждый владелец того или иного фактора производства получает доход в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью своего фактора.
3. Распределение по накопительному имуществу – проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность.
4. Привилегированное распределение – характерно для недемократических обществ, в которых люди, находятся у власти, перераспределяют общественные блага в свою пользу. (повышенные оклады, пенсии и т.д.).
4. Роль государства и рынка в социальной политике. Основные направления социальной политики.
Слово «социальный» (лат. – общественный) характеризует все то, что связано с жизнью отношениями людей в обществе.
В решении многих социально-экономических вопросов велика роль самого рынка.
1) Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда.
2) Повышая эффективность экономики в целом он создает материальную базу для роста благосостояния общества.
3) Именно рынок заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов людей, поскольку он дает право каждому реально влиять на производство.
Но рынок не идеален и не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества, и поэтому для того чтобы превратить рыночное хозяйство в социально-рыночное необходима социальная политика государства.
Поэтому социальную политику можно определить как систему взаимосвязей между государством и социальными слоями общества, индивидами по поводу социальных обязательств, поддержание определенного уровня благосостояния членов общества.
Обычно в социальной политики выделяют два основных направления:
1Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда.
2. Обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества.
Это достигается за счет:
1. Перераспределение доходов в обществе. Т.е. кто имеет низкие доходы, вообще освобождаются от налогов, а повышенное налогообложение для лиц с высокими доходами и другие налоги и отчисления позволяют собрать в бюджет денежные средства, необходимые для выплат различного рода.
2. Пенсии и пособия нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным.
3. Общее образование и необходимая медицинская помощь для всех.
5. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса.
Инфляция оказывает серьезное влияние на занятость.
Профессор Лондонской экономической школы АлбанФиллипс (1914-1975) установил, что в условиях приближения к экономическому потенциалу возникает альтернатива между ростом занятости и уровнем инфляции.
С ростом производства увеличивается спрос на факторы производства, в том числе рабочую силу. Вместе с тем ограниченность ресурсов ставит предел их использованию. В этих условиях актуализируется проблема роста ставки заработной платы и цен на инвестиционные товары. При этом рост производства и занятости сопровождается ростом цен и инфляции.
Снижение инфляции может быть достигнуто за счет сокращения производства и ограничения занятости, т. е. увеличения безработицы. Следовательно, безработица и инфляция находятся между собой в обратной зависимости: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот.
Рис. 2. Кривая Филлипса
Кривая Филлипса представляет два альтернативных варианта сочетания взаимозависимых величин:
1) низкой безработицы и высокой инфляции;
2) низкой инфляции и высокой безработицы.
6. Инфляция: понятие, виды, последствия. Инфляция спроса и издержек.
Инфляция - процесс двусторонний. РОСТ ЦЕН, с одной стороны, вызывает ОБЕСЦЕНЕНИЕ ДЕНЕГ- с другой, ибо на денежную единицу страны (скажем, на рубль) можно купить все меньше и меньше товаров и услуг (покупательная способность денег падает).
Чаще всего суть инфляции исследователи связывают с обесценением денег и переполнением каналов обращения бумажными деньгами. Вместе с тем глубинный анализ ориентирует на ее зависимость от нарушения пропорциональности как непосредственно на денежном, так и на товарном рынке, в производственной и других сферах экономики.
Различают два важнейшие вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.
1. Инфляция спроса — порождена избыточным совокупным
спросом, который при невозможности увеличения реального
сектора экономики приводит к росту цен.
2. Инфляция издержек — связана с ростом заработной платы и цен на сырье и энергоносители, что приводит к росту
издержек, сокращению прибыли и объемов производства и так
же росту цен. Иначе называется инфляцией предложения, поскольку именно сокращение предложения выступает фактором роста цен.
Виды инфляции различают по ряду признаков.
По характеру проявления:
1) открытая - ничем не ограниченная инфляция, характеризуется вялотекущим, незначительным, ничем не сдерживаемым изменением цен, отсутствием контроля над ценами и их динамикой;
2) скрытая, или подавленная — официально представляемая как отсутствующая инфляция, базируется на сдерживании цен при жестком государственном контроле над ценами в условиях товарного дефицита;
3) инфляционный шок — шоковая реакция в связи с одно
моментным резким повышением цен.
По месту расположения:
♦ локальная — в пределах одной страны;
♦ мировая — охватывает ряд стран или мировое пространство.
Экономические и социальные последствия инфляции.
♦ неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями;
♦ обостряет проблему реализации;
♦ подрывает стимулы к денежному накоплению и т.д.
7. Налоговая система. Налоги: понятие, виды и функции.
Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты. Налоги неизбежны в любом обществе, так как государство для выполнения своих функций нуждается в определенных финансовых ресурсах.
Основные виды налогов можно сгруппировать по следующим пяти признакам.
1. По объектам налогообложения различают а) налог на ДОХОДЫ. (зарплату, ренту, прибыль и т. д.); б) налог на ИМУЩЕСТВО (землю, леса, предприятия, дома и т. д.) и в) налог на РАСХОДЫ покупателей определенных товаров и услуг.
По способам взимания налоги делят на прямые и косвенные. ПРЯМЫМИ называются налоги, взимаемые непосредственно с получателей доходов. КОСВЕННЫЕ налоги включаются в цены определенных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже.
3. По способу определения размера налога различают две основные системы. ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫМИ считаются налоги с неизменной процентной ставкой, не зависящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества. ПРОГРЕССИВНЫМИ называют налоги, ставка которых по мере .роста доходов тоже растет.
4. По уровню бюджета, в который поступают налоговые суммы (или по уровню налогообложения), выделяют налоги а) ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ (в России - федеральные, идущие в госбюджет), б) РЕГИОНАЛЬНЫЕ (идут в бюджеты республик, краев, областей) и в) МЕСТНЫЕ, пополняющие бюджеты районного или городского уровней. Наконец,
5. По порядку использования необходимо различать ОБЩИЕ налоги, которые поступают в единую кассу государства, и ЦЕЛЕВЫЕ, или специальные, имеющие определенное назначение (например, сборы с владельцев собак, за парковку автомобилей).
Функции налогов | ||
фискальная | регулирующая | перераспределительная |
Налоги обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами | Снижая или повышая налоги, стимулируют или сдерживают развитие определенных сфер экономики | Собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ |
8. Финансовая система. Финансы и государственный бюджет. Государственный долг и бюджетный дефицит.
Финансовая политика охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. Отсюда финансы – это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений.
Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Доходы бюджета образуются главным образом за счет различных налогов. А бюджетные расходы идут по двум основным направлениям (рис.1). 1. Государственные ЗАКУПКИ товаров и услуг (оплата поставок вооружений и обмундирования для "силовых структур", оборудования и продуктов питания для школ и больниц, оплата труда работников бюджетной сферы и т. д.). 2. Государственные ВЫПЛАТЫ из бюджета (по западной терминологии, трансфертные платежи). К ним относятся такие денежные платежи, как пенсии, пособия, дотации субвенции, субсидии (гранты), государственные премии и т. п.
В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами госбюджета обычно различают СБАЛАНСИРОВАННЫЙ (расходы = доходам) и НЕСБАЛАНСИРОВАННЫЙ, или ДЕФИЦИТНЫЙ, бюджет (когда расходы > доходов). Отсюда бюджетный дефицит - это денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы. Можно назвать четыре основных способа решения проблемы дефицитности госбюджета.
Преодоление дефицита госбюджета
сокращение расходов
увеличение доходов
денежная эмиссия
государственные займы
Государственный долг - это сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входят сам долг плюс начисленные по нему проценты.
9. Кредитная система. Понятие, принципы и виды кредита. Структура кредитной системы. Функции Центрального Банка.
Кредитная политика направлена прежде всего на предотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции.
В большинстве стран сложилась достаточно стандартная кредитная система, обеспечивающая и регулирующая кредитно-денежную политику.
Главными кредитно-денежными учреждениями являются банки. Отсюда банк – это кредитно-финансовое предприятие, основу деятельности которого составляют привлечение и эффективное распределение денежных капиталов.
Современная кредитная система обычно является двух уровневой:
1. Центральный банк.
2. Коммерческие банки различных видов, а также специализированные кредитно-финансовые институты (инвестиционные банки, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды и т.д.)