Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика".
Товар – Это материальные блага удовлетворяющие наши потребности по средствам обмена или продажи.
Всякий товар имеет два экономических свойства:
Потребительная ценность – это конкретная полезность товара. Скажем, потребительная ценность книги состоит в том, что она удовлетворяет духовные запросы людей; станка – в его способности производить другие нужные товары и т. д.
Стоимость – это овеществленный в товаре труд людей. Реальная оценка этого труда происходит в обмене, когда выясняется, насколько он необходим потребителям. При этом количественное соотношение, в котором совершается товарообмен, называется меновой стоимостью. В то же время с появлением денег эта стоимость выступает уже в форме цены. Цена, следовательно, есть денежное выражение стоимости товара.
Полезность – это способность товара или услуги удовлетворить наши потребности при этом принося наибольшую выгоду или удовольствие.
Увеличение количества потребляемого товара изменяет полезность.
Предельная полезность – дополнительная полезность от потребления каждой последующей части блага (МИ)
Общая полезность – совокупная полезность от потребления всех частей блага (ТИ)
Общественная и предельная полезность можно выразить через друг друга. Общественная полезность есть сумма предельных полезностей потребленных единиц блага.
А предельная полезность – есть прирост общественной полезности, дополнительная полезность.
МИп=ТИп-ТИп-1
Предельная полезность каждой следующей порции будут сокращаться, что объясняется постепенным насыщением потребности.
Когда предельная полезность П-й порции становится отрицательной, то общественная полезность начинает убывать.
Р1 Р2 Р3 Рп
15. Рынок – система товарно-денежного обмена. Сущность, виды и функции рынка.
Под рынком понимают – любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура сегодня может выступать в разнообразных организационных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа «продаю-покупаю»; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д. Существует множество видов рынков.
o Легальный (законный) рынок o Нелегальный (теневой) рынок | o Потребительский рынок o Рынок капиталов o Рынок рабочей силы o Рынок информации o Финансовый рынок o Валютный рынок и др. | o Местный рынок o Национальный рынок o Международный региональный рынок o Мировой рынок |
1) Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынки земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации – рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и пр.; финансовый рынок – рынок ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов. Что касается так называемого ТЕНЕВОГО РЫНКА, то он является составной частью теневой экономики.
Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций:
1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров.
2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
3. Информирующая функция, ибо сложившиеся цены «сообщают» бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем, на чай, кофе и какао), через их падение или рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.
4. Регулирующая функция. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых – растет.
5. Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае через них стимулируется эффективность экономики. Цены «вознаграждают дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.
6. Оздоровительная функция выглядит довольно жесткой, но экономически она оправдана. Рынок здесь как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.
16. Основные факторы рыночного саморегулирования: цена, спрос, предложение и конкуренция.
Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора: 1) рыночные цены, 2) спрос 3) предложение товаров, и 4) конкуренция
Цены – это денежное выражение стоимости товара, а рыночная цена – это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров.
Спрос – это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода.
Предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного периода времени.
Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия купли-продажи товаров.
17. Понятие и виды конкуренции. Виды несовершенной конкуренции и их характеристики.
ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (например, стандартизированной пшеницы или молока, услуг по обмену валют или купле-продаже ценных бумаг и т. п.). В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из-за одинаковости товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся добиться эффективности и рентабельности своего производства. Сотни и тысячи из них при этом не выживают. Однако свободный доступ в подобные конкурентные отрасли привлекает туда все новых и новых предпринимателей.
ОЛИГОПОЛИЯ характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство стали и алюминия, автомобиле- и сельхозмашиностроение, сфера оптовой торговли и т. п.). Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми, а «безудержная» конкуренция между ними угрожает «неприятностями» для всех. Вот почему в ситуации олигополии фирмы пытаются «регулировать» взаимную конкуренцию, избегают «войну цен», идут на объединение или картельные и иные монополистические соглашения. Вхождение новых фирм в отрасли с олигополией также очень затруднено.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, как следует из ее названия, предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причем, если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объеме, то монополия – лишь в небольшой дозе. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (скажем, различные виды одежды или обуви, мебели или книжной продукции, рознично-торговых услуг и т. д.). Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Что касается монополии, то она возникает здесь в результате дифференциации продуктов (т. е. создания их разновидностей) компаниями-соперницами. Однако монополия в подобных отраслях не преобладает над конкуренцию.
18. Признаки и формы монополизма. «Плюсы» и «минусы» монополии. Понятие и виды монополии. Формы монополистических структур.
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ. Она существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Например, газовые, электрические, водопроводные, телефонные и другие подобные компании. Манипулируя объемом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям и свою цену. А экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм.
По происхождению можно выделить два основных вида монополии: естественную и искусственную.
Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам. Например, а) в отраслях (автомобильная, газовая, алюминиевая промышленность), где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или б) там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат.
Искусственная монополия – это монополия «рукотворная», специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей отдельные компании гигантски укрупняют свое производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними – в широте соглашений участников и масштабов их объединения.
Формы монополистических союзов.
Картель – предполагает, что его участники договариваются о разделе рынков и производственных квотах (кто и сколько производит), а также об уровнях цен.
Синдикат организует совместный сбыт продукции и единые закупки сырья в определенных количествах и по определенным ценам.
Трест – входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением.
Монополия в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения: 1) монополия, 2) олигополия – рыночное господство нескольких продавцов, 3) монопсония – рыночное господство одного покупателя, 4) олигопсония – рыночное господство нескольких покупателей.
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:
Высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам – обычно свыше 35%);
Доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров;
Установление монопольных цен – завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) – и, благодаря этому, получение сверхприбылей.
Положительные стороны монополии проявляются в двух главных пунктах:
1. в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат;
2. по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса.
В числе отрицательных сторон вначале назовем:
1. Нерациональное распределение ресурсов.
2. Усиление неравенства доходов в обществе также связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, ибо получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.
3. Экономический застой и торможение научно-технического прогресса возможны потому, что монополисты не испытывают давление конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти.
4. Опасность для политической демократии.
19. Рынок труда и его особенности. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата. Равновесие на рынке труда
Рынок труда – это любая система дающая возможность работникам и работодателям совершать свободную куплю-продажу рабочей силы.