Шпаргалка по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:22, шпаргалка

Описание

1) Предмет эк теории: различные подходы
Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по микроэкономике.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

 

5)Издержки предприятия и их виды: постоянные, переменные, общие и средние. Графическое изображение динамики различных видов издержек.

Экономические издержки – это альтернативные затраты, утрата ценности тех благ, которые могли  бы быть получены при самом эффективном  использовании затраченных на производство данных Благ факторов.

Экономические издержки производства определяются:

- производственной функцией;

- рыночными ценами  факторов производства.

Экономические издержки

  1. Бухгалтерские издержки
  2. Издержки неявные

Издержки бухгалтерские  – это альтернативная стоимость ресурсов, приобретаемых у других фирм или домохозяйств. Издержки неявные – это альтернативная стоимость собственных ресурсов предпринимателя (затраты упущенных возможностей).

Прибыль бухгалтерская = TR-TCбухг

Прибыль экономическая = TR-TCэконом.

Нормальная прибыль – минимальный  доход, при котором предприниматель  останется в данной сфере производства. Если TR>TC, то фирма получает положительную  экономическую прибыль.

Общие издержки TC(Q):

  1. Постоянные издержки (FC)
  2. Переменные издержки (VC(Q))

TC(Q)=VC(Q)+FC

Постоянные издержки – это часть общих издержек фирмы, величина которых не зависит  от объема выпуска. Данные затраты фирма  несет даже в том случае, если продукция вообще не выпускается. Постоянные издержки, которых нельзя избежать при прекращении производства, называются невозвратными издержками. Невозвратными (необратимыми) называют те, которые уже были произведены, и вернуть которые назад не представляется возможным.

Амортизация – это  уменьшение бухгалтерской стоимости  капитальных ресурсов и постепенное перенесение их стоимости на произведенный продукт для обеспечения возможности физического и морального износа капитальных ресурсов.

Переменные издержки – это часть общих издержек фирмы, величина которых зависит  от объема выпуска. Они представляют собой издержки переменных факторов производства. В нашем примере это затраты на труд. VC(Q)=wL, w- недельная ставка З/П; L-затраты труда.

График общих издержек получается в результате параллельного  сдвига кривой VC вверх на величину постоянных издержек. Рис.3

 

 

 

 

 

Средние общие издержки – общие издержки в расчете  на единицу продукции.

AC=TC/Q=VC/Q+FC/Q=AVC+AFC

Средние постоянные издержки – это общие постоянные издержки в расчете на единицу продукции. AFC=AF/Q

Средние переменные издержки – это общие переменные издержки в расчете на единицу продукции. AVC=VC/Q

Предельные издержки (MC) – показывают, насколько изменятся  общие издержки при изменении  выпуска на единицу. MC=ΔTC/ ΔQ или MC=TC’(Q)=VC’(Q) Рис.4

 

 

 

 

 

AVC=VC/Q=wL/Q=w/APL ; MC= ΔVC/ ΔQ=w ΔL/ ΔQ=w/MPL

Если предельный продукт труда уменьшается, то предельные затраты производства увеличиваются, и наоборот. Если средний продукт труда уменьшается, то средние переменные затраты производства увеличиваются, и наоборот. Рис.5

 

 

 

 

 

  1. Кривая предельных издержек пересекает кривую средних в точке, где средние издержки принимают наименьшее значение;
  2. Если МС<AC, средние издержки убывают; а если MC>AC, то средние издержки растут;
  3. Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек в точке, где средние переменные издержки принимают наименьшее значение;
  4. Если MC<AVC, средние издержки убывают; а если МС>AVC, то средние переменные издержки растут.

Условие максимизации прибыли фирмы.

Для максимизации прибыли  фирма должна расширять объемы производства до тех пор, пока предельная выручка превосходит предельные издержки, и прекратить увеличение выпуска, как только увеличивающиеся предельные издержки начнут превосходить предельную выручку. Тот же результат дает и сопоставление общих издержеки общей выручки. (Рис.9,10)

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль увеличивается, если MR>MC, и уменьшается, если MR<MC.

Прибыль фирмы достигает  максимума, когда предельная выручка  равна предельным издержкам, то есть при объеме выпуска равном Q*.

 

 

 

37)Пределы возможностей рыночного механизма. Роль гос-ва в рыночной экономике. Смешанная экономика.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынков. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др.

     Рыночный  механизм – механизм формирования  цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов  и покупателей товаров по поводу  определения их количества, качества, структуры производства.

     Известно, что рыночный механизм, хотя и  представляет собой хорошо отлаженный  механизм, способный решать важнейшие  экономические задачи, стоящие перед  обществом, все же не срабатывает  в ряде областей хозяйственной жизнедеятельности. Такие ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов, принято называть провалами (фиаско, несостоятельностью) рынка.

     Обычно  выделяют четыре типа неэффективных  ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

  1. Общественные блага – товары и услуги, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны (образование, здравоохранение, жилье). Прямая плата за них отсутствует. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками.
  2. Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т.е. они касаются и производителей и потребителей. Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом.
  3. Несовершенная (асимметричная)  информация – ситуация, в которой часть участников рыночной сделки владеет важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица; характерная для многих ситуаций в бизнесе. Как правило, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. Асимметричная информация приводит к несостоятельности рынка в регулировании распределения ресурсов. Факт асимметричной информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная информация может разрушить рынки.
  4. Монополии – тип структуры рынка, в которых существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, т.е. обладает монопольной властью. Монопольная власть – возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов.
  5. Иногда сюда относят также неспособность рынка обеспечить нужным количеством денег обращение.

Во всех этих случаях  требуется вмешательство государства.

Последствия гос. регулирования рыночного цнообразования.

Основными средствами гос. воздействия являются:

  1. Налоги и дотация. В результате введения налога (акциза) в размере T единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величины налога от S1 к S2. Так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителю на T единиц дороже. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения. Дотация приводит к росту предложения. Тогда равновесная цена падает, а равновесный объем продаж растет. Воздействие гос-ва на процесс рыночного ценообразования посредством налогов и дотаций снижает экономическую эффективность функционирования рынка. Посредством налогов и дотаций гос-во осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.

4.Директивные цены (установление  верхних и нижних пределов  цен)

- установление «потолка цен». Если потолок цен Pg установлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg).

- установление «пола  цен». «Пол цен» связывается с  необходимостью гос. поддержки  отраслей. При установлении директивной цены выше, чем равновесная, возникает избыток предложения, поэтому гос-во во избежание появления «черного» рынка с ценой ниже директивной, должно закупить все избыточное предложение Qs(Pg)-Qd(Pg), либо выплачивать дотацию на каждую единицу продукции, проданную сверх минимального объема Qd, либо ограничивать объем производства на уровне Qd, соглашаясь на чистые потери об-ва.

3.  Регулирование количества. Политика протекционизма – гос-во  может квотировать (ограничивать  кол-во продаваемой продукции)  объем продаж на рынке. Данная политика может привести к сокращению объема продаж до установленного в квоте Q2* и росту цены на рынке, так как ограниченное кол-во будет продано по максимально возможной цене P2*.

Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос-ным регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. При этой системе большое внимание уделяется соц сфере. Гос-во обеспечивает эконом и полит стабильность общества, сглаживает циклические колебания, кризисные явления и др.

 

38)Поведение фирмы в условиях монополии. Антимонопольное законодательство.

Чистая  простая монополия – это экономическая монополия, владею-щая 100% рынка, способная блокировать вступление новых фирм в отрасль и не испытывающая государственного вмешательства в ее деятельность, а также продающая свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям. 
Такая фирма, устанавливая цену на свою продукцию, руководствуется правилом MR = MC, что позволяет ей обеспечить наилучший финансовый ре-зультат. При этом спрос на продукцию отрасли одновременно является спро-сом и на продукцию данной фирмы, а цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. График спроса (совпадающий с графиком среднего дохода) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 46). В этом случае предель-ный доход будет все время ниже среднего дохода, т.е. MR 
Существует ряд неправильных представлений о монополистическом це-нообразовании: 
а) считается, что монополист будет назначать наивысшую цену, которую он может получить. Однако совокупная прибыль, к максимизации которой стремится монополист, представляет собой разницу между совокупным дохо-дом и совокупными издержками, а и то и другое в равной степени зависит и от цены, и от издержек на единицу продукции; 
б) считается, что монополист стремится к максимуму прибыли на едини-цу продукции. Однако цель монополиста – максимизировать совокупную при-быль, и дополнительные продажи способны компенсировать более низкую прибыль на единицу продукции; 
в) считается, что монопольное положение является гарантией прибылей. Однако в рамках краткосрочного периода фирма может ставить перед собой цели минимизации убытков, что в ряде случаев может заставить ее даже приос-тановить выпуск продукции. 
Аналитический расчет, обосновывающий выбор фирмой оптимальной комбинации объема выпуска и цены, предусматривает следующую последова-тельность действий: 
а) расчет величины предельных издержек как первой производной функ-ции издержек; 
б) вывод функции цены на основе функции спроса (при этом обозначение D меняется на обозначениеQ); 
в) вывод функции совокупного дохода на основе функции цены; 
г) расчет величины предельного дохода как первой производной функции совокупного дохода; 
д) определение оптимального объема выпуска исходя из равенства пре-дельного дохода и предельных издержек; 
е) определение оптимальной цены с использованием выведенной функ-ции цены; 
ж) определение финансового результата и в случае его отрицательного значения сопоставления последнего с величиной совокупных постоянных из-держек для принятия окончательного решения об объеме выпуска. 
Очевидно также, что гипотеза нулевой прибыли, выдвинутая нами для отрасли с совершенной конкуренцией, неприменима для монополиста, который не только в коротком, но и в длительном периоде может получать положитель-ную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) вследствие имеющихся барьеров для входа в отрасль новых фирм. Главная причина ее образования – возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене. 
1) фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конку-ренции, может контролировать лишь один параметр - объем выпуска продук-ции (фирма учитывает вид своей функции издержек и величину заданной рын-ком цены); 
2) фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, оп-ределяет одновременно значения двух параметров - объема выпуска и цены (фирма учитывает вид своей функции издержек и графика спроса с отрица-тельным наклоном). 
Следовательно, фирма-монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене. 
При рассмотрении экономической модели чистой монополии мы предполага-ли, что предприятие-монополист не сталкивается с конкуренцией ни в каких формах и полностью контролирует цену выпускаемого товара.

Регулирование монополии.

Большинство монополистических  отраслей являются естественными монополиями  и подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы железных дорог, поставщиков  природного газа и электричества определяются федеральными или региональными регулирующими комиссиями правительства страны и региональных органов власти.

Порядок регулирования  деятельности естественных монополий  в России определяется федеральными законами «О естественных монополиях»  от 17.08.95 г. №147-Ф3, «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.95 г. №41-Ф3.Цена, обеспечивающая «справедливую прибыль», устанавливается регулирующим органом равным средним валовым издержкам при заданном объеме производства с добавлением к ним «справедливого» процента прибыли.

Монополия требует вмешательства государства.  Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. Поэтому современного государство должно осуществлять антимонопольное регулирование экономики, в с применением 3х групп мер:

  1. Административно-правовое воздействие: запрет монополии в какой-либо отрасли хозяй1ства; роспуск соответствующих монополистических объединений; расчленение монополий на ряд самостоятельных производств
  2. Административно-экономическое воздействие: преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию; фальсификацию товаров путем использования рекламы; запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации
  3. Экономическое воздействие: использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции; поощрение выпуска товаров-субститутов; расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличение импорта; распределение научных и технических связей
  4. Регулирование вопросов собственности; содействие развитию предпринимательства; регулирование деятельности монополистов; правовая охрана промышленной собственности, защита прав потребителя и борьба против недобросовестной конкуренции
  5. Денационализация государственной собственности, развитие приватизации

 

43)Экономические функции гос-ва в рыночной экономике.

Последствия гос. регулирования рыночного цнообразования.

Информация о работе Шпаргалка по микроэкономике